ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-470/2022 от 27.01.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-470/2022 (2-7595/2021;)

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Князевой О.Г.,

при секретаре судебного заседания Бакановой А.В.,

помощника прокурора Свердловского района г. Перми, - Габдульбаровой Ю.Ф.,

с участием истца Гуниной Л.Ю.,

представителя истца, - Трутнева С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика, - Комягиной А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гуниной Л. Ю. к Администрации губернатора Пермского края о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Гунина Л.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации губернатора Пермского края о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда. В обосновании исковых требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с Администрацией губернатора Пермского края. С ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> Администрации губернатора Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя ей было выдано Предупреждение о сокращении занимаемой ею должности государственной гражданской службы. ДД.ММ.ГГГГ предложена для замещения с ДД.ММ.ГГГГ вакантная должность <данные изъяты> Администрации губернатора Пермского края, от которой она отказалась. Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Служебный контракт с ней расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. Считает увольнение незаконным, поскольку оно произведено с нарушением действующего законодательства, а именно: ей не были предложены все вакансии ответчика, соответствующие ее квалификации, стажу, направлению подготовки, не рассмотрено преимущественное право. Кроме того, поскольку в период реорганизации Аппарата Правительства Пермского края и Администрации губернатора Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о сокращении были уведомлены все сотрудники, следовательно, все должности в этот период были вакантными. Увольнением ей причинен моральный вред, который выразился в нравственных переживаниях и физических страданиях по причине утраты работы и средств к существованию.

На основании изложенного, с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ уточненного иска, просит суд признать Распоряжение об увольнении незаконным; восстановить на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

В судебном заседании истец и представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивали; доводы, изложенные в заявлении, поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании выразила несогласие с заявленным Гуниной Л.Ю. иском, представив на него письменный отзыв, согласно которого Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание Администрации губернатора Пермского края. Одним из оснований для принятия нового штатного расписания явился Указ губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче Агентству делам юстиции и мировых судей Пермского края функции Администрации губернатора Пермского края по организации обеспечения деятельности Общественной палаты Пермского края и изменений в отдельные указы губернатора Пермского края». Во исполнение указанных актов, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, истец, замещавшая должность заведующего сектором, консультанта Общественной палаты Пермского края ДД.ММ.ГГГГ была предупреждена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности государственной гражданской службы Пермского края. В течение срока, установленного для проведения организационно-штатных мероприятий, Гуниной Л.Ю. была предложена для замещения вакантная должность государственной гражданской службы Пермского края консультанта отдела обработки служебной корреспонденции департамента документационного обеспечения Администрации губернатора Пермского края. При этом, должность «Заведующий сектором, консультант», так же как и должность «Консультант» отнесена к ведущей группе должностей категории «Специалисты». Таким образом, работодателем предложена для замещения Гуниной Л.Ю. равнозначная должность государственной гражданской службы Пермского края соответствующая уровню квалификации, профессиональному образованию, стажу государственной гражданской службы, от которой истец отказалась. Таким образом, представителем нанимателя обеспечена возможность продолжения государственно-служебных отношений с Гуниной Л.Ю., созданы все необходимые условия, направленные на соблюдение её трудовых прав. Процедура увольнения, предусмотренная действующим законодательством, ответчиком соблюдена.

Выслушав доводы сторон по делу, исследовав письменные документы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Гуниной Л.Ю., исходя из следующего.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными; правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

Согласно ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

В силу п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. ст. 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

Исходя из ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.

Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы, который предполагает сохранение статуса государственного гражданского служащего путем перераспределения кадров государственной гражданской службы внутри единой системы государственных органов.

В соответствии с указанным принципом положения ч.ч. 1 - 3 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в том же или другом государственном органе, а также направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию кадровой политики, имеющей целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, и, в конечном счете, направлено на создание эффективно действующего государственного аппарата.

Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственной органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессиональной образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессиональной образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

Частью 2 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ предусмотрено, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы уровня: его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (ч. 6 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Таким образом, представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. При этом, на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группе должностей гражданской службы.

В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Положения законодательства, регламентирующие вопросы преимущественного права на оставление на работе (службе) закрепляют основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении их численности или штата. Устанавливая в качестве таких критериев квалификацию, уровень подготовки, опыт и т.д. работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников может быть проверена по заявлению работника в судебном порядке.

Преимущественное право определяется по отношению к работникам, занимающим равнозначные по функциональным обязанностям должности или выполняющим работу по той же профессии и одинаковой степени сложности. В противном случае невозможно установить единый критерий оценки профессионализма (квалификации) и производительности труда работников.

Таким образом, возможность реализации преимущественного права на оставление на работе зависит от конкретного состава лиц, подлежащих сокращению и занимающих одинаковые должности с одинаковыми должностными обязанностями.

Из пояснений сторон и письменных документов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией губернатора <адрес> и Гуниной Л.Ю. заключен Служебный контракт , на основании которого Гунина Л.Ю. принята на государственную гражданскую службу Пермского края по должности»<данные изъяты>

Данные правоотношения закреплены Распоряжением руководителя Администрации губернатора <адрес>-рка от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту в контракт внесены изменения в части наименования должности на <данные изъяты>

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в служебный контракт Гуниной Л.Ю., на основании чего её должность переименована на <данные изъяты>, что стало относиться к ведущей группе должностей.

Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Служебный контракт с Гуниной Л.Ю. расторгнут на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ.

Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Свердловского районного суд г. Перми от ДД.ММ.ГГГГГунина Л.Ю. восстановлена с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края -раш-1 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание Администрации губернатора Пермского края.

Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края -раш-2 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в вышеназванное штатное расписание.

Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края -раш-4 от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнительные изменения в штатное расписание, утвержденное Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края -раш-1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края -раш-5 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание Администрации губернатора Пермского края, которое вступает в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Администрации губернатора Пермского края вручено Гуниной Л.Ю. Предупреждение о сокращении замещаемой ею должности государственной гражданской службы.

ДД.ММ.ГГГГГуниной Л.Ю. для замещения с ДД.ММ.ГГГГ предложена вакантная должность государственной гражданской службы в Администрации губернатора Пермского края <данные изъяты>

Распоряжением руководителя Администрации губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Служебный контракт с Гуниной Л.Ю. расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности государственной гражданской службы (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).

Не согласившись с данным увольнением, Гунина Л.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.

В подтверждение своего образования и специализации Гунина Л.Ю. представила в материалы дела копии Диплома Пермского государственного педагогического университета от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением квалификации «Социальный педагог» по специальности «Социальная педагогика» и Диплома Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением квалификации «Менеджер» по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Как пояснила истец в судебном заседании, поскольку в период реорганизации Аппарата Правительства Пермского края и Администрации губернатора Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о сокращении были уведомлены все сотрудники Аппарата Правительства Пермского края и Администрации губернатора Пермского края, все должности, согласно Распоряжения руководителя Администрации губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатного расписания Администрации губернатора Пермского края», в этот период были свободными. Должность заведующего сектором, консультанта сектора-аппарата Общественной палаты Пермского края Администрации губернатора, которую она замещала, относится к «ведущей» группе должностей категории «Специалисты», её стаж государственной гражданской службы составляет 17 лет 7 месяцев, она имеет два диплома о высшем образовании по направлению «Экономика и управление» и «Образование и педагогика», неоднократно поощрялась Благодарственными письмами. Между тем, Работодатель не предложил ей все имеющиеся в штатном расписании свободные вакантные должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом категории и группы должностей, замещаемой ею должности, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы, тем самым нарушил ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

С данными доводами истца суд не соглашается, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

В связи с тем, что замещаемая Гуниной Л.Ю. должность на ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), относилась к категории <данные изъяты>, к группе «<данные изъяты>», Гуниной Л.Ю. с учетом её уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности предложена для замещения вакантная должность, имеющаяся в Администрации губернатора Пермского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – консультант отдела обработки служебной корреспонденции департамента документационного обеспечения Администрации губернатора Пермского края.

От назначения на предложенную должность Гунина Л.Ю. отказалась.

С повторным заявлением к ответчику и выражением воли продолжить трудовые отношения с Работодателем в предложенной вакантной должности Гунина Л.Ю. к нанимателю не обращалась.

Иных вакантных должностей, соответствующих Гуниной Л.Ю. категории и группы, с учетом уровня её квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки в Администрации губернатора Пермского края не имелось и в материалы дела сторонами не представлено.

В судебном заседании истец и её представитель суду пояснили, что на ДД.ММ.ГГГГ в штатном расписании Администрации губернатора Пермского края имелось <данные изъяты> «свободных вакансий «<данные изъяты>» группы должностей категории «<данные изъяты>», которые должны были быть предложены истцу.

Между тем, суд находит данные доводы истца несостоятельными.

Как пояснил представитель ответчика:

- по 16 должностям (в таблице порядковые номера 1, 3, 4, 5, 6, 99, 101, 120, 121, 122, 123, 131, 132, 133, 134, 144) организационно - штатные мероприятия вообще не проводились, должности не претерпели изменения в сравнении с должностями, имевшимися в штатном расписании Администрации губернатора Пермского края, действовавшем до ДД.ММ.ГГГГ;

- 19 должностей были замещены служащими Администрации губернатора Пермского края ранее - они не являлись вакантными (в таблице порядковые номера 9, 10, 31, 38, 58, 64, 65, 67, 68, 69, 70, 71, 74, 80, 81, 82, 100, 145, 146). Данные должности были преобразованы (повышение статуса должности, перемещение должностей, переименование, разделение департаментов и т.д.). Право на замещение указанных должностей имели служащие, ранее их замещавшие;

- 11 должностей (2 консультанта-референта губернатора, 8 консультантов-референтов заместителя председателя Правительства, 1 консультант-референт руководителя Администрации губернатора Пермского края) отнесены в соответствии с Указом губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ

«О перечнях должностей государственной гражданской службы Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края и Администрации губернатора Пермского края» к ведущей группе должностей категории «Помощники (Советники)», замещаемая ранее истцом должность относится к категории «Специалисты». В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» у представителя нанимателя нет обязанности предлагать должности иной категории;

- 1 должность (в таблице порядковый в штатном расписании Администрации губернатора Пермского края отсутствует);

- 1 должность (в таблице порядковый ) дублирует должность, указанную выше (порядковый ).

Таким образом, из заявленных Гуниной Л.Ю. должностей вакантными фактически были 15 должностей государственной гражданской службы Пермского края ведущей группы должностей категории «Специалисты» (порядковые номера в таблице 2, 7, 8, 48, 49, 54, 63, 85, 95, 104, 119, 129, 130, 135, 147).

При этом, согласно Должностного регламента ведущего консультанта отдела сопровождения разработки и реализации проектов аналитического департамента Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Экономика» укрупненной группы «Экономика и управление», укрупненной группы «Науки о земле»; согласно Должностного регламента консультанта отдела оперативной информации департамента информационной политики Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Реклама и связи с общественностью»; согласно Должностного регламента ведущего консультанта отдела судебной работы департамента судебной защиты Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Юриспруденция»; согласно Должностного регламента консультанта отдела судебной работы департамента судебной защиты Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит стаж работы в области юриспруденции; согласно Должностного регламента ведущего консультанта отдела по взаимодействию с надзорными органами департамента судебной защиты Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Юриспруденция»; согласно Должностного регламента ведущего консультанта сектора по взаимодействию с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Юриспруденция»; согласно Должностного регламента консультанта отдела обработки служебной корреспонденции департамента документационного обеспечения Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Экономика и управление», направлений подготовки «Документоведение и архивоведение», «Филология», «Лингвистика, «Образование и педагогика»; согласно Должностного регламента консультанта отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края департамента социальной политики Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Юриспруденция», «Здравоохранение и медицинские науки»; согласно Должностного регламента консультанта департамента организации деятельности губернатора Пермского края, Администрации губернатора Пермского края и Правительства Пермского края Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Журналистика»; согласно Должностного регламента консультанта отдела протокола и организации мероприятий департамента протокола и международных связей Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Международные отношения», «Юриспруденция», «Журналистика», «Политология», укрупненной группы «Экономика и управление»; согласно Должностного регламента консультанта сектора информационных ресурсов департамента материально-технического обеспечения Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Математика и механика», «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность; согласно Должностного регламента ведущего консультанта отдела планирования, финансов и контроля департамента планирования и финансового контроля Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Математика и механика», направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент» укрупненной группы «Экономика и управление»; согласно Должностного регламента консультанта отдела мобилизационной подготовки Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Юриспруденция», «Военное образование»; согласно Должностного регламента ведущего консультанта отдела по защите государственной тайны и информации Администрации губернатора Пермского края ведущей группы должностей государственной гражданской службы Пермского края категории «специалисты» в число квалификационных требований входит направление подготовки высшего образования «Юриспруденция», военное образование.

Таким образом, учитывая требования, предъявляемые к квалификации, профессиональному образованию, стажу гражданской службы или работы по специальности, Гунина Л.Ю. могла претендовать только на замещение вакантной должности консультанта отдела обработки служебной корреспонденции департамента документационного обеспечения, которая ей фактически и была предложена.

Обязанность по предложению вакантных должностей ограничена требованиями об учете конкретных обстоятельств, свидетельствующих о реальной возможности служащего продолжить работу в новой должности, а именно: его соответствие категории и группе должности гражданской службы, требованиям, предъявляемым к квалификации, профессиональному образованию, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и так далее.

84 должности ведущей группы должностей категории «<данные изъяты>» (должности с остальными, не указанными выше порядковыми номерами) введены в штатное расписание Администрации губернатора Пермского края в связи с упразднением Аппарата Правительства Пермского края и передачей ряда функций упраздненного государственного органа Администрации губернатора Пермского края. Данные должности были предложены для замещения государственным гражданским служащим, ранее выполнявшим переданные функции, в соответствии с требованиями законодательства и во избежание нарушения прав данных гражданских служащих. Иной подход свидетельствовал бы о нарушении прав государственных гражданских служащих, осуществляющих профессиональную служебную деятельность, в упраздняемом Аппарате.

Одновременно суд принимает доводы представителя ответчика о том, что преимущественное право на замещение должности Гуниной Л.Ю. не нарушено, поскольку отсутствовали основания для применения ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы. По смыслу действующего законодательства преимущественное право на замещение должности государственной гражданской службы исследуется представителем нанимателя, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения, т.е. при выборе между служащими, замещающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению, поскольку степень квалификации служащих и результатов профессиональной служебной деятельности возможно сравнить лишь, оценив выполнение ими одинаковых функций.

В противном случае невозможно установить единый критерий оценки профессионализма (квалификации) и производительности труда работников. В данном случае занимаемая Гуниной Л.Ю. должность государственной гражданской службы и структурное подразделение, в котором она находилась, полностью исключены из штатного расписания на основании Указа губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче Агентству по делам юстиции и мировых судей Пермского края функции Администрации губернатора Пермского края по организации обеспечения деятельности Общественной палаты Пермского края и о внесении изменений в отдельные указы губернатора Пермского края».

Кроме этого, из содержания Распоряжения руководителя Администрации губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что новое штатное расписание Администрации губернатора Пермского края вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из части 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, по мнению суда, у представителя нанимателя не имелось обязанности предлагать гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, должности гражданской службы, имеющиеся в новом штатном расписании Администрации губернатора Пермского края, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после увольнения Гуниной Л.Ю. (ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из изложенного, суд не усматривает нарушение ответчиком действующего законодательства и трудовых прав Гуниной Л.Ю.: предусмотренная законом процедура увольнения соблюдена, Уведомление о сокращении истцу вручено ДД.ММ.ГГГГ, имеющаяся вакансия по должности, которую истец могла занять с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки её квалификации предложены однократно ДД.ММ.ГГГГ, от предложенной вакансии истец отказалась, обязанность предлагать вакантные должности несколько раз законом на ответчика не возложена, должности с учетом нового штатного расписания истцу не предлагались, поскольку штатное расписание начало действовать после издания приказа об увольнении истца, в связи с чем имелись законные основания для увольнения истца ДД.ММ.ГГГГ, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

Одновременно доводы истца о нарушении её прав в связи с не предложением имеющихся на день её восстановления в должности по решению суда ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей суд находит несостоятельными и надуманными, выходящими за предмет настоящего спора, поскольку решением Свердловского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ восстановление Гуниной Л.Ю. должно было осуществляться в рамках предмета судебного разбирательства, то есть непосредственно в ранее занимаемой ею должности.

Поскольку оснований для удовлетворения заявленных Гуниной Л.Ю. исковых требований в части восстановления в прежней должности суд не усмотрел, у суда отсутствуют и основания для удовлетворения производных от него требований о взыскании оплаты дней вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гуниной Л. Ю. к Администрации губернатора Пермского края о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.

Мотивировочная часть решения изготовлена 01.02.2022.

Судья: О.Г. Князева