ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4711/2023 от 18.09.2023 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД 32RS0027-01-2023-003259-37

Дело № 2-4711/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи Рассказовой М.В.,

при секретаре Никишовой В.Ф.,

с участием истца Трубина И.Е., представителя истца по доверенности Гуляева А.Е., представителя ответчика Управления лесами Брянской области по доверенности Чернова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трубина Ивана Евгеньевича к Управлению лесами Брянской области о признании незаконным и отмене приказа о дисциплинарном взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Трубин И.Е. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> по настоящее время работает в должности ведущего консультанта отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области. Приказом №... от <дата> к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него обязанностей, выразившихся в нарушение п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020г. №428. По мнению истца, п.9 Порядка не распространяется на полномочия, осуществляемые Управлением лесами Брянской области и его должностные обязанности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд отменить дисциплинарное взыскание, наложенное приказом №... от <дата> в виде замечания за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020г. №428.

В судебном заседании истец Трубин И.Е. с участием представителя по доверенности Гуляева А.Е., исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления лесами Брянской области по доверенности Чернов А.М. исковые требования не признал, просил в иске отказать. Пояснил, что ведущий специалист отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубин И.Е. законно и обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020г. №428. Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области как уполномоченный орган в сфере недопропользования при включении лесных участков в перечень участков недр местного значения для последующего их использования в целях добычи полезных ископаемых обязан предварительно получить сведения о наличии (отсутствии) запретов или ограничений в уполномоченном органе в области лесных отношений, то есть в Управлении лесами Брянской области, а Управление ласами Брянской области обязано в тридцатидневный срок дать ответ о наличии (отсутствии) запретов либо ограничений по использованию лесных участков на территории лесного фонда Брянской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, на основании приказа начальника Управления лесами Брянской области о приеме на государственную службу Брянской области №...-К от <дата> Трубин И.Е. с <дата> назначен в отдел лесного хозяйства и лесовосстановления на старшую государственную должность категории «специалисты» государственной гражданской службы Брянской области исполняющего обязанности ведущего специалиста с испытательным сроком с <дата> по <дата>

<дата> с Трубиным И.Е. заключен служебный контракт №... о прохождении государственной гражданской службы Брянской области и замещении должности государственной гражданской службы Брянской области, согласно которому Трубин И.Е. назначен на должность ведущего специалиста отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области.

В связи с поступившим в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области заявления ООО «Фартовый бизнес» заявления о включении участка недр местного значения в Перечень участков недр местного значения Брянской области с целью геологического изучения и целях поисков и оценки месторождения общераспространенного полезного ископаемого за счет средств недропользователя 27 сентября 2022г. заместителем руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области в соответствии с требованиями п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного Приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020г. №428 в адрес начальника Управления лесами Брянской области направлены заявление ООО «Фартовый бизнес» и схема участка недр <адрес>, расположенного на территории Брянского района Брянской области, для получения сведений о наличии запретов и (или) ограничений, установленных ст.8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» в границах указанного участка недр.

Согласно журналу регистрации входящей корреспонденции за 2022г. 27 сентября 2022г. указанный запрос поступил в Управление лесами Брянской области и передан для рассмотрения и исполнения ведущему консультанту отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубину И.Е. 30 сентября 2022г.

Во исполнение указанного запроса ведущим консультантом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубиным И.Е. подготовлено письмо, отправленное 19 октября 2022г. исх.№3074-ДВ в адрес директора ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» С. и Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, в котором лесничеству поручалось подготовить и представить акт выбора и акт натурного технического обследования испрашиваемого лесного участка в установленном законом порядке.

Письмом от 22 ноября 2022г. исх.№919 ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» подготовило и направило ответ на имя начальника Управления лесами Брянской области, в котором указывалось на возможность использования участка в заявленных целях о предоставлении в ближайшее время актов выбора участка земель лесного фонда и натурного технического обследования участка земель лесного фонда.

Указанное письмо и документы получены ведущим специалистом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубиным И.Е. 22 ноября 2022г.

Письмом от 06 декабря 2022г. исх.№941 ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» направило в адрес Управления лесами Брянской области акты выбора участка земель лесного фонда и натурного технического обследования участкам земель лесного фон6да.

Указанное письмо и документы получены ведущим специалистом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубиным И.Е. 08 декабря 2022г.

06 марта 2023г. за исх.№490-ДВ ведущим специалистом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубиным И.Е. подготовлен и направлен ответ в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области о возможности использования участка недр.

За период времени от направления ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» документов до подписания ответа, каких-либо дополнительных мероприятий, связанных с выполнением поручения ведущим консультантом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубиным И.Е. не проводилось.

Приказом начальника Управления лесами Брянской области №... от <дата> в отношении ведущего консультанта отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубина И.Е. назначено проведение служебной проверки.

В ходе проведения служебной проверки установлено, что подготовленный ведущим консультантом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубиным И.Е. ответ в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области содержит двусмысленность при определении наличия или отсутствия запретов или ограничений на включение участка в перечень недр, при том, что лесное законодательство не устанавливает требований к контурам подсчета запасов участка недр. Кроме того, существенно нарушен тридцатидневный срок рассмотрения запроса Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области.

Приказом начальника Управления лесами Брянской области от <дата>№... к Трубину И.Е. на основании ст.ст.58, 59 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020г. №428 применено взыскание в виде замечания.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий обязан в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Понятие дисциплинарного проступка, порядка привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего и совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности определены в ст. ст. 57 - 59 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Согласно ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч. 1). За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2).

Согласно ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 1). Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ч. 2). При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3). Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4). Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 5).

Правила проведения служебной проверки установлены ст. 59 указанного Федерального закона, согласно которой служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (ч. 1). При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (ч. 2). В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 5). Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, форме письменного заключения (ч. 6).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки. если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую Федеральным законом тайну (ч. 8 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч. 9 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка (ч. 10 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ч. 7 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно служебному контракту №... от <дата>, заключенному между Управлениями лесами Брянской области и Трубиным И.Е., гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста отдела использования и воспроизводства лесов, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий исполнительного органа государственной власти Брянской области управления лесами Брянской области, в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом гражданского служащего Брянской области, и соблюдать служебный распорядок государственного органа (п.2). Гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Брянской области, предусмотренные действующим законодательством, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены действующим законодательством (п.6). Представитель нанимателя имеет право: требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него настоящим служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего Брянской области, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа, право привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка (п. 7).

Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя.

Согласно Должностному регламенту государственного гражданского служащего, занимающего ведущую должность государственной гражданской службы Брянской области в Управлении лесами Брянской области категории «специалисты» ведущего консультанта отдела использования и воспроизводства лесов, утвержденного начальником управления лесами Брянской области <дата>, с которым Трубин И.Е. ознакомлен под роспись, на гражданского служащего, занимающего ведущую должность ведущего консультанта отдела использования и воспроизводства лесов управления лесами Брянской области, возлагаются обязанности, в том числе: принятие решения о соответствии представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты сведений, указанных в документах, проверка в установленном порядке полномочий заявителя, исполнение соответствующего документа и направление его исполнителю, исполнение иных функций и задач в соответствии с действующим законодательством и поручениями руководства по направлению своей деятельности.

Как следует из материалов дела приказом начальника Управления лесами Брянской области Д.№... от <дата> на основании ст.ст.58, 59 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020г. №428 к ведущему консультанту отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубину И.Е. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Основанием для вынесения указанного приказа явилось заключение по результатам служебной проверки от <дата>, возбужденной на основании поручения начальника Управления лесами Брянской области Д. от <дата>

Согласно заключению служебной проверки от <дата>, 27 сентября 2022г. Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области обратился в Управление лесами Брянской области с запросом (вх №1418 от 30 сентября 2022 г.) о получении в соответствии с п.9 Порядка сведений о наличии запретов и (или) ограничений, установленных ст.8 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» в отношении земельного участка, расположенного на землях лесного фонда ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», <адрес>. Данное обращение направлено заместителем начальником отдела использования и воспроизводства лесов С.В. для рассмотрения ведущему консультанту отдела использования и воспроизводства лесов Трубину И.Е. Трубиным И.Е. (спустя 20 дней со дня получения письма Департамента) подготовлено письмо, отправленное за №3074-ДВ от 19 октября 2022 г. в адрес директора ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» С., в котором лесничеству поручалось подготовить и представить заключение. Также, спустя 19 дней со дня получения письма Департамента, в адрес директора ГКУ «Брянской области «Брянское лесничество» С. и директора ООО «Фартовый бизнес» К. направлено письмо от 18 октября 2022г. исх.№3056-ДВ, в котором лесничеству поручалось подготовить акт выбора и натурального технического обследования участка. При этом, сроков подготовки заключения, актов выбора лесных участков и актов НТО, Трубиным И.Е. не устанавливалось.

Письмом от 22 ноября 2022г. №919 ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» дало ответ, в котором указывалось на возможность использования участка в заявленных целях и о предоставлении в ближайшее время актов выбора участка земель лесного фонда и натурного технического обследования участка земель лесного фонда.

Письмом от 06 декабря 2022г. №941 ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» направило в адрес Управления лесами Брянской области акты выбора участка земель лесного фонда и натурного технического обследования участка земель лесного фонда.

Ответ в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области направлен на подпись Трубиным И.Е. 06 марта 2023г. за исх.№490-ДВ, т.е. по истечении почти трех месяцев с момента получения документов от ГКУ Брянской области «Брянское лесничество». За период от направления ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» документов до подписания ответа, каких либо дополнительных мероприятий, связанных с выполнением поручения, Трубиным И.Е. не проводилось.

Пункт 9 Порядка четко устанавливает 30-дневынй срок (30 рабочих дней) рассмотрения информации об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения.

В объяснении в рамках проведения служебной проверки от 11 апреля 2023г. Трубин И.Е. пояснил, что воздействие карьеров на примыкающие лесные экосистемы – безусловно. Относительную оценку негативного воздействия может дать при наличии соответствующего поручения. В соответствии со ст.7 Закона РФ «О недрах» при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Согласно п.7 пп.8 Приказа Ростехнадзора от 09.12.2020г. №508 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» при обосновании границ горного отвода учитываются технические границы горных работ, которые включают предварительные границы горного отвода, проектные контуры границ горных разработок, горных выработок и объектов (сооружений), связанных с пользованием недрами, границы безопасного ведения горных работ. В данном случае отступы необходимы, в том числе для разноса бортов карьера, а также для размещения отвала почвенно-растительного слоя, бытовых сооружений, проездов и стоянок для карьерной техники. Возможны и другие испрашиваемые площади, наличие которых необходимо планировать заранее. Все они должны входить в границы лицензируемой площади и отражаться на плане горного отвода. Предоставление лесных участков для данного вида использования лесов возможно только при наличии лицензии на недропользование. Брянским лесничеством составлялись протоколы об административном правонарушении за размещение такой инфраструктуры за пределами арендуемой площади.

В своем объяснении в рамках проведения служебной проверки от <дата> Трубин И.Е. пояснил, что согласование включения в перечень участков недр не входит в полномочия управления лесами Брянской области. Департаменту природных ресурсов и природоохранному прокурору не раз доводилась информация, что согласование включения в перечень участков недр не входит в полномочия Управления лесами Брянской области. До обращения в лицензирующий орган на получение лицензии на недропользование, при выборе участка недр заявителю необходимо руководствоваться ст.21 Лесного кодекса Российской Федерации, когда в лесничестве имеются земли, не занятые лесными насаждениями, а также земли, с поврежденными, погибшими и перестойными насаждениями. При размещении карьера соответствию перечню разрешенных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на испрашиваемом участке. О направлении в Брянское лесничество схемы указанного участка недр Департамент природных ресурсов был уведомлен письменно. В каком виде получит согласование Департамент природных ресурсов, решения не было. Брянским лесничеством готовился акт выбора и НТО на указанный участок недр, который фактически является тем самым документом, выражающим мнение относительно включения или не включения в перечень участков недр местного значения. Акт выбора и НТО получил заявитель и специалисты Департамента природных ресурсов практически сразу после его подписания. Расчет расстояний, указанных в требованиях по контурам подсчета запасов, осуществляет специализированная организация при определении границ горного отвода в соответствии со ст.7 Закона РФ «О недрах».

В рамках служебной проверки, доводы Трубина И.Е., изложенные в объяснении о том, что в отношении согласований по включению в перечни участков недр местного значения определялась позиция Управления, о направлении в лесничество схемы участка Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области уведомлен письменно, в лесничестве готовился акт выбора и НТО, который является тем самым документом, выражающим мнение относительно включения или не включения в перечень, и данные акты практически сразу получил заявитель и специалисты Департамента, признаны не соответствующими требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам. Указано, что п.9 Порядка орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации «О недрах», в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения.

В соответствии с Положением об Управлении лесами Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013г. №82 Управление лесами является уполномоченным органом государственной власти Брянской области в области лесных отношений.

Уведомление Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области о направлении его информации в ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» для дачи заключения не может являться соблюдением вышеуказанного срока, так как 30-дневный срок установлен для рассмотрения информации по существу, заключение лесничества не является позицией органа государственной власти в области лесных отношений.

Акты выбора и натурного технического обследования не являются документами, подтверждающими позицию органа государственной исполнительной власти в области лесных отношений, данные документы Управлением лесами Брянской области не направлялись в Департамент природных ресурсов экологии Брянской области в установленном порядке.

Таким образом, членами комиссии сделан вывод о том, что существенно нарушены сроки рассмотрения Управлением лесами Брянской области запроса Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области.

В ответе Департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области, подготовленным Трубиным И.Е. указывается, что Управление лесами Брянской области направляет заключение ГКУ Брянской области «Брянское лесничество».

В заключении ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» указывалось на возможность использования участка в заявленных целях. Каких-либо дополнительных условий данное заключение не содержало.

В ответе дополнительного указывается, что необходимо контуры подсчета запасов участка установить на расстоянии, исключающим воздействие на лесные экосистемы лесопарковой зоны защитных лесов.

Таким образом, членами комиссии сделан вывод о том, что подготовленный Трубиным И.Е. ответ в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области содержит двусмысленность при определении наличия или отсутствия запретов или ограничений на включение участка в перечень недр, при том, что лесное законодательство не устанавливает требований к контурам подсчета запасов участка недр.

Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Брянской области в Управлении лесами Брянской области категории «специалисты» ведущего консультанта отдела использования и воспроизводства лесов Трубиным И.Е. осуществляется исполнение соответствующего документа предоставление физическим и юридическим лицам информации, подготовка материалов по использованию лесов.

По результатам проведения служебной проверки, члены комиссии пришли к выводу о том, что с учетом предшествующего исполнения Трубиным И.Е. своих должностных обязанностей и степени вины, действия Трубина И.Е. повлекли за собой отрицательные служебные последствия, в целях пресечения последующего соблюдения гражданским служащим управления исполнительской дисциплины, рекомендовано применить к Трубину Е.И. дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Приказом начальника Управления лесами Брянской области от <дата>№... к Трубину И.Е. на основании ст.ст.58, 59 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020г. №428 применено взыскание в виде замечания.

Анализируя изложенные в заключении по результатам проведения служебной проверки обстоятельства, суд приходит к выводу, что факт ненадлежащего исполнения истцом возложенных на него должностных обязанностей нашел свое подтверждение.

С заключением служебной проверки Трубин И.Е. ознакомлен, от подписи в получении заключения служебной проверки отказался, о чем составлен соответствующий акт.

Порядок проведения служебной проверки не нарушен, служебная проверка проведена на основании соответствующего приказа, объяснения у государственного гражданского служащего отобраны, заключение утверждено компетентным должностным лицом.

Оспаривая приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, истец Трубин И.Е. ссылается на то, что п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые и (или) отказ в согласовании таких перечней, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 06 октября 2020 года №428 не распространяется на полномочия осуществляемые управлением лесами Брянской области и его должностные обязанности.

Вместе с тем, указанный довод нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.

Отношения, связанные с геологическим изучением, разведкой и добычей отдельных видов полезных ископаемых, а также с захоронением в недрах радиоактивных отходов, отходов производства и потребления, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и другими федеральными законами.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах (п. 1 ст. 4 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

Согласно ст.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (ст.2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования указанным в ней участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержден Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428 «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней».

Согласно п.2 Приказа Роснедр от 06.10.2020 N 428 «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней» в перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (далее - орган государственной власти субъекта Российской Федерации), включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с п.8 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, орган государственной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения и прилагаемые документы на предмет соответствия установленным Порядком требованиям в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения).

В случае если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, или на рассмотрении находится заявка (обращение) на включение в перечень участков недр местного значения участка недр, границы которого полностью или частично совпадают с границами участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, представленная заявка (обращение) и прилагаемые к ней документы возвращаются заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки (обращения), с указанием причин возврата (п.8 Порядка).

В случае если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение: в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О недрах», в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения;

Органы государственной власти Российской Федерации, указанные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления. Результаты такого рассмотрения оформляются письмом в адрес соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем почтового отправления. Согласие пользователя недр на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (отказ в предоставлении согласия) оформляется письмом в адрес соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем почтового отправления (п.п.3 п.9 Порядка).

В соответствии со ст.8 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. Пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий.

Согласно п.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29.03.2013г. №283 Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, осуществляющим государственное управление в сфере недропользования.

Согласно п.11 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации леса используются в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.2 ст.43 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

В соответствии с Положением об управлении лесами Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области №82 от 29.01.2013г. Управление лесами Брянской области является уполномоченным органом государственной власти Брянской области в области лесных отношений. Целью Управления является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов на участках лесного фонда, находящихся на территории Брянской области, основываясь на принципах устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов в интересах Российской Федерации и Брянской области. Предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Управление лесами Брянской области осуществляет следующие полномочия, переданные Российской Федерацией: выдает разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда (п.3.2.5 Положения).

Таким образом, Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области как уполномоченный орган в сфере недропользования при включении лесных участков в перечень участков недр местного значения для последующего использования в целях добычи полезных ископаемых обязан предварительно получить сведения о наличии (отсутствии) запретов или ограничений в уполномоченном органе в области лесных отношений, т.е. в Управлении лесами Брянской области, а Управление лесами Брянской области обязано в 30-дневный срок дать ответ о наличии (отсутствии) запретов либо ограничений по использованию лесных участков на территории лесного фонда Брянской области.

Ссылка истца на ответ Управления лесами Брянской области 08 сентября 2022г. по вопросу рассмотрения заявочных материалов ООО «Контур» подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.

Доводы истца о том, что в установленный срок, письмом от 19 октября 2022г. в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области им подготовлен и направлен ответ, подлежат отклонению.

Из письма, подготовленного и отправленного ведущим консультантом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами Брянской области Трубиным И.Е. следует, что в адрес директора ГКУ «Брянское лесничество» С. и Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области направлены и подготовлена схема расположения участка недр <адрес> на территории Брянского района Брянской области для дачи заключения на предмет возможного использования в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспостраненных полезных ископаемых.

Между тем, срок для подготовки заключения, актов выбора лесных участков и актов натурного технического обследования Трубиным И.Е. лесничеству не устанавливался.

Письмом от 22 ноября 2022 г. №919 ГКУ Брянской области «Брянской лесничество» дало ответ, в котором указывалось на возможность использования участка в заявленных целях, о предоставлении в ближайшее время актов выбора участка земель лесного фонда и натурного технического обследования участка земель лесного фонда.

Вместе с тем, в нарушение п.9 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06 октября 20202 г. №428, ответ на запрос Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 27 сентября 2022 г., подготовлен и направлен ведущим консультантом отдела использования и воспроизводства лесов Управления лесами брянской области Трубиным И.Е. 06 марта 2023 г., то есть, с нарушением, установленного тридцатидневного срока, при этом указанный ответ содержит двусмысленность при определении наличия или отсутствия запретов или ограничений на включение участка в перечень недр.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что факт ненадлежащего исполнения истцом Трубиным И.Е. служебных обязанностей установлен.

Ответчиком соблюдены положения ст. 58, ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, установленные законом порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, учтены характер нарушения, степень вины работника, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Трубина Ивана Евгеньевича к Управлению лесами Брянской области о признании незаконным и отмене приказа о дисциплинарном взыскании, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В.Рассказова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 сентября 2023 года