ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4712/2022 от 13.07.2022 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-4712/2022

23RS0047-01-2022-002675-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 13 июля 2022 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Соловьевой А. Ю.

при секретаре Приходкиной С. Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар об установлении местоположения границ земельного участка.

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар об установлении местоположения границ земельного участка. В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, площадью 584 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время границы указанного земельного участка не установлены. По заказу истца кадастровым инженером ФИО3 проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка, по результатам которых составлен межевой план от 14.12.2020 и установлено, что площадь вышеуказанного земельного участка составляет 563 кв.м, то есть расхождение – 21 кв.м (фактическая площадь земельного участка на 21 кв.м меньше, чем по сведениям в ЕГРН). и изменилась конфигурация земельного участка, относительно сведений технического паспорта, изготовленного Краснодарским Бюро технической инвентаризации. При учете всех изменений, произошедших с конфигурацией уточняемого земельного участка, фактическая площадь стала меньше площади по сведениям гос.кадастра недвижимости на 21 кв.м. С учетом изменения площади и конфигурации земельного участка, отсутствует возможность уточнить местоположение границ земельного участка во внесудебном порядке. Фактические границы земельного участка установлены на местности забором и не нарушают прав третьих лиц, а именно границы согласованы ранее с правообладателями соседних участков, границы соседних участков установлены в соответствие с законодательством. Указанный земельный участок был учтен до введения в действие ФЗ от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О кадастровой деятельности», в силу чего на основании ст. 45 закона является ранее учтенным. В тоже время его границы были определены посредством проведения кадастровых работ, осуществлявшихся после введения в действие указанного закона, соответственно действия по их установлению и составленные в связи с этим документы должны отвечать требования закона. Просила установить местоположение границ земельного участка, площадью 563 кв.м, расположенного по адресу:, с кадастровым номером , в соответствии с межевым планом земельного участка от 14.12.2020, составленным кадастровым инженером ФИО3 (номер квалификационного аттестата кадастрового инженера 23-11-700); считать конфигурацию и площадь земельного участка, утверждёнными и согласованными в соответствии с межевым планом земельного участка от 14.12.2020, составленным кадастровым инженером ФИО3 (номер квалификационного аттестата кадастрового инженера 23-11-700); обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю провести государственный учёт изменений указанного земельного участка.

Истец и её представитель в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, площадью 584 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

Указанный участок принадлежит истцу на праве собственности на основании Договора дарения жилого дома и земельного участка от 30.12.2009, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АЖ выданного 18.01.2010 Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

Из представленной выписки из ЕГРН следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; описание местоположения земельного участка отсутствует.

Указанный земельный участок был учтен до введения в действие ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в силу чего на основании ст. 45 закона является ранее учтенным. В тоже время его границы были определены посредством проведения кадастровых работ, осуществлявшихся после введения в действие указанного закона, соответственно действия по их установлению и составленные в связи с этим документы должны отвечать требования закона.

С целью уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, было организовано проведение землеустроительных работ по установлению границ земельного участка.

Согласно заключения кадастрового инженера, входящего в межевой план от 14.12.2020 (договор на выполнение кадастровых работ №125-Д от 06.07.2020):

- Часть границы 1-1 согласованна в индивидуальном порядке правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ. Обозначение характерных точек границы такого земельного участка указывается от соответствующей начальной точки до этой же точки.

- Часть границы 1-6 земельного участка не подлежит согласованию, так как указанная граница согласована ранее и при проведении кадастровых работ не изменилась. Граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0406070:13, расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, .

- Часть границы 6-н1 земельного участка граничит с землями общего пользования (земли муниципальной собственности). Учитываю разъяснения Минэкономразвития РФ от 19.05.2009 Д23-1465 «…если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы, в порядке, установленном Законом о Кадастре, не проводится.

- Часть границы н1-н5 земельного участка граничит с земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, . Граница согласованна путем извещения опубликованного в порядке предусмотренном законом ч.8 ст.39 в газете «Краснодарские известия» № 127 (6454) от 07.11.2020.

- Часть границы н5-1 земельного участка граничит с землями общего пользования (земля муниципальной собственности). Учитываю разъяснения Минэкономразвития РФ от 19.05.2009 Д23-1465 «…если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы, в порядке, установленном Законом о Кадастре, не проводится.

Длины линий по границе 1-6 и н1-н5 согласно фактическим измерениям составляют 55,08 м и 51,37 м, что значительно отличается от представленных в техническом паспорте, это обусловлено строительством асфальтированной дороги для обеспечения проезда (прохода) к многоквартирным жилым домам.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу:попадает в зону Ж.2.

Согласно правилам землепользования и застройки от 30.01.2007 № 19 п.6 предельно минимальный размер земельного участка в данной зоне (Ж.2) – Зоны застройки многоэтажными жилыми домами составляет 300 кв.м, максимальный размер – не подлежит установлению.

Решение городской Думы г. Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6 «об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г.Краснодар» (с изм. от 24.05.2007, 10.04.2008, 26.02.2009, 24.09.2009, 19.08.2010, 19.07.2012, 28.112017) опубликовано в газете «Краснодарские известия» от 15.02.2007, выпуск №24(3698).

При государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в том случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка определяется с учетом установленных в соответствии с законом о кадастре требований, далее уточненная площадь будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержится в государственном кадастре недвижимости на величину больше чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если данный размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Таким образом, при уточнении местоположения границ земельного участка, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, его площадь не может быть увеличена на величину более чем предельно минимальный размер земельного участка, если такие предельные параметры установлены градостроительным регламентом.

Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки, решение о подготовке проекта которых принимается главой местной администрации (п. п. 8,9, ст.1, ч.5 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяются исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Согласно Приложению к письму Минэкономразвития от 14.12.2012 № 27701-ПК/23н, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать как картографическую основу кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, такие документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустроительства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных, и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

В силу ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ является, в том числе межевой план.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, в котором воспроизведены сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках.

Из положений ст.ст. 7, 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что в ЕГРН вносятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

В соответствии с ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с заинтересованными лицами (указанными в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности») в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме Акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Из заключения кадастрового инженера, входящего в состав межевого плана от 14.12.2020, следует, что границы земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Таким образом, при уточнении местоположения границ земельного участка, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, его площадь не может быть увеличена на величину более чем предельно минимальный размер земельного участка, если такие предельные размеры установлены градостроительным регламентом. Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки, решение о подготовке проекта которых принимается главой местной администрации (п. п. 8, 9, ст. 1, ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса).

При учете всех изменений, произошедших с конфигурацией уточняемого земельного участка, фактическая площадь стала меньше площади по сведениям гос.кадастра недвижимости на 21 кв.м.

Из заключения Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 10.06.2022 № 8928/29 о предоставлении информации о земельном участке, следует, что пересечений границ уточняемого земельного участка с границами соседних участков не выявлено. Таким образом, установление границ вышеуказанного земельного участка возможно при условии отсутствия пересечения с границами соседних земельных участков поставленных на кадастровых учет.

Таким образом, фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, составляет 563 кв.м, то есть меньше на 21 кв.м, чем в правоустанавливающих документах и сведениях в ЕГРН (в ЕГРН площадь земельного участка 584 кв.м), что было установлено при проведении кадастровых работ. Это обусловлено строительством асфальтированной дороги для обеспечения проезда (прохода) к многоквартирным жилым домам.

В соответствии с ч.ч. 4, 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы). При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объекта недвижимости и осуществляется описание местоположения объекта недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.

В силу ч.ч. 8, 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно Приложению к письму Минэкономразвития России от 14.12.2012 №27701ПК/Д23 и при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утверждённые в установленном порядке, и иные документы.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с заинтересованными лицами (указанными в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности») в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Из заключения кадастрового инженера, входящего в состав межевого плана от 14.12.2020, следует, что границы земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными лицами (Акт согласования местоположения границы земельного участка).

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Заявленное требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы участка.

Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

При изложенном, суд находит заявленные требования об установлении границ земельного участка подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар об установлении местоположения границ земельного участка – удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка с площадью 563 кв.м, расположенного по адресу:, с кадастровым номером , в соответствии с межевым планом земельного участка от 14.12.2020, составленным кадастровым инженером ФИО3 (номер квалификационного аттестата кадастрового инженера 23-11-700).

Считать конфигурацию и площадь земельного участка, расположенного по адресу:, с кадастровым номером , утверждёнными и согласованными в соответствии с межевым планом земельного участка от 14.12.2020, составленным кадастровым инженером ФИО3 (номер квалификационного аттестата кадастрового инженера 23-11-700).

Данное решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю провести государственный учёт изменений земельного участка, площадью 563 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу:.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Советского районного суда

г.Краснодара А.Ю. Соловьева

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2022

Судья Советского районного суда

г.Краснодара А.Ю. Соловьева