Решение в окончательной форме изготовлено 19.12.2016
Дело № 2-4715/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 14 декабря 2016 года
Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Бочкаревой Е.Ю., при секретаре Пузановой А.А., с участием представителя истца- помощника прокурора Минаевой О.Н., представителей ответчика- ФИО1, действующего на основании доверенности, ФИО2, третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Железнодорожного района г.Екатеринбурга к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 149 о признании трудового договора ***, заключенного между ФИО3 и МБОУ СОШ №149 заключенным с нарушением требований ст.12 ФЗ №273-ФЗ « О противодействии коррупции», п.1 ст.64.1 ТКРФ, возложении обязанности прекратить трудовой договор
установил:
заместитель прокурора обратился с требованием о признании незаконным заключение и трудового договора, заключенного между ФИО3 и МБОУ СОШ № 149.
В судебном заседании старший помощник прокурора Минаева О.Н. требования поддержала, пояснив по обстоятельствам дела следующее. Прокуратурой Железнодорожного района г.Екатеринбурга проведена проверка информации о нарушении требований ст. 12 Федерального Закона «О противодействии коррупции» при трудоустройстве ФИО3 в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 149. Проверкой установлено, что ФИО3, до трудоустройства МБОУ СОШ занимала должность специалиста 1 категории отдела контроля и надзора Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, приказом министра *** уволена на основании личного заявления. При трудоустройстве ФИО3 последней не получено согласие соответствующей комиссии, в то время как ранее замещаемая Сперанской должность включена в Перечень, утвержденный Указом Губернатора Свердловской области № 159- УГ от 01.04.2015, а также Перечень, утвержденный приказом Министерства профессионального образования Свердловской области от 29.04.2015 № 177 –л. Должностной регламент специалиста 1 категории отдел контроля и надзора входило, в том числе, участие в проведении плановых внеплановых проверок по федеральному государственному контролю качества образования, федеральному государственному надзору в сфере образования, лицензионному контролю и т.д., то есть ФИО3 была наделена функциями государственного управления в отношении МБОУСОШ № 149. Учитывая изложенное и ст.84 ТК РФ, просила признать трудовой договор, заключенный между ФИО3 и МБОУ СОШ 149 как заключенный с нарушением требований ст. 12 ФФ -273, п.1 с. 64.1 ТКРФ.
Представитель ответчика МБОУ СОШ 149 требования не признал, пояснив, что в период пребывания в должности специалиста 1 категории Министерства, ФИО3 никаких функций государственного управления в отношении МБОУ СОШ № 149 не исполняла, оплата труда на новом месте меньше 100000 рублей, следовательно, согласие комиссии на трудоустройство в МБОУ СОШ 149 не требовалось. Кроме того, Сперанская продолжает свою деятельность за счет средств бюджета, как государственный служащий, что свидетельствует об отсутствии конфликта интересов. Просил в иске отказать.
Третье лицо ФИО3 пояснила, что будучи специалистом 1 категории отдела проверок, сама не принимала решения о проведении проверок и утверждения результатов проверок. Ею готовились проекты решений. В отношении МБОУ СОШ № 149 никогда не участвовала в проверках, поэтому полагала, что обязанности получать согласие комиссии нет. Устно поставила в известность работника Министерства о намерении заключить трудовой договор с МБОУ СОШ № 149.
Заслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с поступлением обращения Министра общего и профессионального образования Свердловской области о заключении бессрочного трудового договора со ФИО3, ранее замещавшей должность специалиста первой категории отдела контроля и надзора Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства (л.д.11-16), Прокуратурой Железнодорожного района проведена проверка соблюдения ФЗ № 273 при трудоустройстве ФИО3
В части 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в пункте 3.1 статьи 17 содержит аналогичные положения, в силу которых гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821).
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).
Из смысла вышеуказанного Федерального закона следует, что необходимым условием для введения ограничения на трудоустройство бывшего государственного или муниципального служащего является наличие в обязанностях этого служащего функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией. Исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного гражданского служащего необходимо при наличии двух условий: упоминание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и выполнение служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустраиваться.
Указом Губернатора Свердловской области № 159- УГ от 01.04.2015"Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Свердловской области, при замещении которых государственные гражданские служащие Свердловской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" к государственной гражданской службы Свердловской области, не указанные в пунктах 1 - 3 настоящего Перечня, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление контрольных и надзорных мероприятий Подпункт 3 п.4).
Пунктом 33 Перечня, утвержденного приказом Министерства образования Свердловской области от 29.04.2015 N 177-л (ред. от 30.12.2015) "Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Свердловской области, при замещении которых государственные гражданские служащие Министерства общего и профессионального образования Свердловской области обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" специалист первой категории отдела контроля и надзора включен в список указанных должностей.
На основании приказа № 296 от 23.10.2012 «О назначении на должность ФИО3(л.д.19), служебного контракта от 23.10.2012 (л.д.20-23) судом установлено, что ФИО3 принята на должность специалиста 1 категории отдела контроля и надзора Управления по надзору и контролю в сфере образования.
Должностным регламентом ФИО3 предусмотрено, в том числе, участие в проведении плановых и внеплановых проверок по федеральному государственному контролю качества образования, федеральному государственному надзору в сфере образования, лицензионному контролю; подготовка актов, отчетов, уведомлений, предписаний по устранению выявленных в ходе проверок нарушений по проведенным проверкам, предложений по принятию мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений требований законодательства об образовании, требований федеральных государственных образовательных стандартов, устранению нарушений законодательства РФ в сфере образования; участие при необходимости в разработке и оформлении проектов документов по вопросам организации и проведения мероприятия по контролю за соблюдением законодательства; участвовать в подготовке решений в соответствии с настоящим должностным регламентом (п.п.1,2,4 п.16, п.п.3 п.17). Таким образом, ФИО3 осуществляла участие в реализации функций государственного управления.
Приказом № 238 – л от 30.06.2016 ФИО3 освобождена от должности, служебный контракт прекращен (л.д.36).
15.08.2016 ФИО3 заключила с МБОУ СОШ №149 трудовой договор на неопределенный срок, согласно которому она принята на должность заместителя директора (л.д.37-40,41). Следовательно, трудоустройство ФИО3 в указанной организации возможно лишь в случае получения соответствующего разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Уведомление предыдущего работодателя о приеме ФИО3 произведено директором МБОУ СОШ № 149 (л.д.42).
По результатам рассмотрения вопроса по уведомлению организации о заключении гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства общего и профессионального образования от 02.09.2015 (л.д.12-16) установлено, что трудоустройство ФИО3 произведено с нарушением ст.12 ФЗ 273, в связи с ненаправлением обращения в Комиссию о даче согласия на замещение должности в МБОУ СОШ № 149.
Таким образом, доводы ФИО3 том, что она не принимала участия реализации функций государственного управления, опровергаются исследованными доказательствами. Ссылка при этом представителя ответчика МБОУ СОШ на размер оклада на новой должности ниже 100000 рублей не состоятельны.
Как указал Верховный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 2016 г. N 9-АД16-17 необходимо иметь в виду, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 1, 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
В соответствии с частью 4 статьи 1 указанного выше Федерального закона к вышеуказанным функциям относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в т.ч. решения, связанные с выдачей разрешения на осуществление определенного вида деятельности данной организации, либо готовить проекты таких решений.
Наличие оклада по новой должности не ставится единственным условием для возложения на госслужащего данных ограничений. Трудоустройство на должность муниципальной службы, предусматривающей также и иное уровень финансирования, вопреки доводам представителя ответчика, при выполнении ранее контрольно- надзорных функций в отношении образовательного учреждения, создает конфликт интересов.
ФИО3 до обращения заявлением о приеме на работу в МБОУ СОШ 149 необходимо было получить согласие соответствующей комиссии при Министерстве, что ею сделано не было.
Таким образом, трудовой договор со ФИО3 заключен с нарушением ст.12 ФЗ №273 и п.1 ст.64.1 ТК РФ, что влечет обязанность работодателя МБОУ СОШ № 149 прекратить его на основании ст. 84 ТК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать трудовой договор ***, заключенный между ФИО3 и МБОУ СОШ №149 заключенным с нарушением требований ст.12 ФЗ №273-ФЗ « О противодействии коррупции», п.1 ст.64.1 ТК РФ.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 149 обязанность прекратить трудовой договор, заключенный между ФИО3 и МБОУ СОШ №149.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течениемесяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Е.Ю.Бочкарева