Дело № 2-4715/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
12 октября 2016 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителей Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года
ответчиков ФИО2, ФИО3,
представителя третьего лица Администрации <...>ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области к ФИО2, ФИО3 о понуждении исполнить охранные обязательства в сфере культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области обратилась в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ к ФИО2, ФИО3 в котором просят с учетом изменений (л.д.49-53):
Обязать ФИО2, ФИО3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить демонтаж 14 пластиковых оконных заполнений в помещениях 2 этажа здания расположенного по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, кон. XVIII в.» (помещения №###, 2, 2а, 3, 3-а, 9-14, согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ), восстановить двойные деревянные оконные заполнения взамен демонтированных,
Обязать ФИО2, ФИО3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить демонтаж 2 металлических противопожарных дверей и восстановить деревянные филенчатые двери в помещениях 2 этажа (№###, 16) здания, расположенного по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, кон. XVIII в.» согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ,
Обязать ФИО2, ФИО3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить внутреннюю планировку помещений 2 этажа (помещения №###) здания, расположенного по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, кон. XVIII в.», воссоздать лепные профилированные карнизы с раскреповками по периметру стен и потолков, и розетки, осуществить ремонт кровли в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ФИО9 55528-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования».
Требования мотивированы следующим.
Здание, расположенное по адресу: <...>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, кон. XVIII в.», 1838 г.
На праве общей долевой собственности помещения 1 этажа (1 этаж - 1/2 пом. ###, 1/2 пом. ###, 1/3 пом. ###, 1/3 пом. ###, 1/3 пом. ###), а также все помещения второго этажа и антресоли принадлежат (по ? каждому): ФИО2, ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области поступило письменное обращение о возможных фактах неисполнения гражданами ФИО2 и ФИО3 требований законодательства об объектах культурного наследия при использовании вышеуказанного памятника.
На основании поступившего обращения Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия организована внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены факты:
замены 14 оконных заполнений (с деревянных на пластиковые) в помещениях 2 этажа (№######, согласно данным технического паспорта),
установки в дверных проемах лестничных клеток металлических противопожарных дверей (№###, согласно данным технического паспорта),
- изменение внутренней планировки 2 этажа.
Данные действия собственников являются нарушением требований действующего законодательства об объектах культурного наследия.
В качестве правового обоснования указаны ст. 5.1, 7, 33, 40, 44, 45, 47.3, 61 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 28, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация <...>, Государственный центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, ЗАО «Фармация».
Заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен (л.д.142).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение отменено, производство по делу возобновлено (л.д.213).
В судебном заседании представитель истца требования с учетом изменений поддержал, просил его удовлетворить, указав, что охранное обязательство не исполняется, законодательством Российской Федерации на собственников объекта культурного наследия возложена обязанность по его содержанию. В нарушение требований охранного обязательства, закона объект культурного наследия, принадлежащий, находится в ненадлежащем состоянии.
Представитель Администрации <...>ФИО7 полагала требования обоснованными, пояснив, что со своей стороны охранное обязательство также подлежит исполнению, срок его до 2017 года.
Ответчики ФИО3, ФИО2 в суде иск не признавали, указав, что помещения 2 этажа, переданные ответчикам в 2006 году уже были переоборудованы, в дальнейшем не менялись, в 2006-2007 осуществляли ремонт помещений, внутренний интерьер второго этажа не является предметом охраны, поскольку неоднократно менялся. На 1997 год здание не имело первоначальный облик, за исключением деревянной лестницы, помещения 2 этажа не имеет исторической ценности. Указали, что устанавливая пластиковые окна, проявляли заботу о работниках здания, никакие нормы не нарушали. Металлические двери установлены в связи с предписаниями МЧС, а крыша здания является общим имуществом, оснований для возложения обязанности ремонтировать ее не имеется, просят в иске отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
Согласно статье 4 данного Федерального закона объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации".
В силу с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен ст. 45 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ.
Согласно п. 2, 3 ст. 48 данного Закона особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 4 ст. 48 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия, собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 774 утверждено Положение о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области. В силу п. 3.4. Положения Инспекция осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, (далее соответственно - объект культурного наследия федерального, регионального и местного значения), выявленных объектов культурного наследия.
Устанавливает требования к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случаях, предусмотренных действующим законодательством, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случаях, предусмотренных действующим законодательством, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требований к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях, предусмотренных действующим законодательством, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения.
Утверждает охранные обязательства в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п.3.20 Положения).
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 и ФИО3 являются собственниками помещений 2 этажа здания расположенного по адресу: <...> (л.д.9-11).
Здание по указанному адресу является объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, кон. XVIII в.» (постановление главы администрации Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным Центром по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области и ФИО2, ФИО3 заключено охранное обязательство, по условиям которого ответчики обязались обеспечить сохранность объекта культурного наследия регионального значения.
По акту ### здание передано ответчикам (л.д.15-19).
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ названное здание утверждено как предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (л.д.20-22).
В предмет охраны входят элементы интерьеров (лепные профилированные карнизы с раскреповками по периметру стен и потолков, и розетки), стены перегородки, крыша, деревянные дверные и оконные проемы
Здание по указанному адресу и ранее значился как памятник истории и культуры, о чем свидетельствуют учетная карта и паспорт (л.д.23-37).
ДД.ММ.ГГГГ охранное обязательство (до 2017 г.) оформлено на администрацию <...> (л.д.54-62).
ДД.ММ.ГГГГ охранное обязательство оформлено на ЗАО «Фармация» (л.д.63-70).
На основании приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ последней проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ФИО2, ФИО3 требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (л.д.110-112).
По итогам проверки составлен акт ### от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлены нарушения:
замены 14 оконных заполнений (с деревянных на пластиковые) в помещениях 2 этажа (№######, согласно данным технического паспорта),
установки в дверных проемах лестничных клеток металлических противопожарных дверей (№###, согласно данным технического паспорта),
- изменение внутренней планировки 2 этажа.
Не выполнены принятые в 2006 году обязательства по ремонту кровли (л.д.113-123).
Проведя сравнительный анализ технических паспортов здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а так же плана помещений период – нач.ХХ века, суд приходит к выводу о наличии перепланировки помещений 2 этажа (помещения №###), собственниками которого являются ответчики (л.д.129-135)
В силу подпунктов 1 и 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
На основании пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
По смыслу ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в соответствии ст. 210 ГК РФ.
В соответствии ч. 1 ст. 47.2. ФЗ N 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, в соответствии ч. 11 ст. 47.6. ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".
В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Ответчиками факт установки пластиковых окон после принятия помещений не отрицался, доказательств согласования установки (монтажа) окон установленным порядком не представлено.
Поскольку факт нарушения охранных обязательств ответчиками установлен, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части понуждения ответчиков осуществить демонтаж 14 пластиковых оконных заполнений в помещениях 2 этажа здания (помещения №### согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ), восстановить двойные деревянные оконные заполнения взамен демонтированных.
Из дела видно, что установка 2 металлических противопожарных дверей обусловлена требованиями пожарной безопасности и в связи с предписаниями МЧС (л.д.25-255), следовательно, исковые требования в части осуществить демонтаж 2 металлических противопожарных дверей и восстановить деревянные филенчатые двери в помещениях 2 этажа (№###, 16) здания согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Поскольку материалами дела установлено, что до 2006 года (момент передачи ответчикам) спорные помещения подвергались переустройству, у суда отсутствуют основания возлагать обязанность по восстановлению внутренней планировки помещений 2 этажа (помещения №###) и воссозданию лепных профилированные карнизов с раскреповками по периметру стен и потолков, и розетки, поскольку ФИО2 и ФИО3 не могут нести ответственность за действия третьих лиц, осуществивших переустройство помещений до 2006 года.
Отказывая в удовлетворении требования осуществить ремонт кровли в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ФИО9 55528-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», суд исходит из нижеследующего.
В соответствии со ст. 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств необходимости ремонта кровли спорного здания, объем работ, а также необходимости возложения обязанности проведения такового именно на ответчиков. Собственниками помещений здания, расположенного по адресу: <...>, являются, помимо ответчиков, Администрация <...>, ЗАО «Фармация».
По мнению суда срок давности по заявленным требованиям (ст. 196 ГК РФ) не пропущен, поскольку правоотношения в рамках охранных обязательств собственников помещений здания – объекта культурного наследия являются длящимися, о нарушении истцу стало известно в марте 2016 года при проведении обследования здания.
С учетом требований ст. 206 ГПК РФ, мнения участников процесса суд, считает возможным установить срок исполнения обязательства – до ДД.ММ.ГГГГ, что отвечает требованиям разумности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области к ФИО2, ФИО3 о понуждении исполнить охранные обязательства в сфере культурного наследия удовлетворить в части.
Обязать ФИО2, ФИО3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить демонтаж 14 пластиковых оконных заполнений в помещениях 2 этажа здания расположенного по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1805 году была открыта первая аптека, кон. XVIII в.» (помещения №### согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ), восстановить двойные деревянные оконные заполнения взамен демонтированных.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2016 года
Судья М.С.Игнатович