ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4716/20 от 27.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2020-005910-61

№ 2-4716/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 27 августа 2020 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Устабаева Е.Т.,

при ведении протокола помощником судьи Бардах К.В.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от 10.07.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге об обязании принять для оценки пенсионных прав справку,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что решением УПФР в г. Оренбурге от 13.05.2020 года не принята для оценки пенсионных прав справка о заработной плате за период работы с 01.01.1981 г. по 30.11.1993 г., так как суммы заработка указаны в национальной валюте, в карбованцах. С данным решением истец не согласна.

Уточнив исковые требования, истец окончательно просил суд, признать решение начальника ГУ УПФР в г. Оренбурге от 13.05.2020 г. об отказе в принятии справки от 07.12.1993 г. N, выданной ... о заработной плате для оценки пенсионных прав – незаконным.

Обязать ГУ УПФР в г. Оренбурге принять для оценки пенсионных прав справку от 07.12.1993 г. N, выданную ... о заработной плате за период за 60 месяцев, а именно с 01.01.1981 г. по 31.12.1990 г. и произвести перерасчет пенсии назначенной с 01.09.2019 г.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель истца ФИО1 уточненное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно п.2 ст. 30 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года среднемесячный заработок застрахованного лица, подтверждается сведениями индивидуального персонифицированного учета (2000 г.- 2001 г.), либо документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (за любые 60 месяцев).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем из конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

- среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

- среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 г., в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Согласно п. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального Закона от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Вопрос принятия к рассмотрению документов, выданных организациями, не являющимися правопреемниками ликвидированных организаций, урегулирован совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального архивного агентства от 05.10.2004 № ГБ-25-25/10734 и от 08.10.2004 № 3/1811-К «О принятии органами ПФР архивных справок и копий документов, выданных организациями», согласно которому для целей пенсионного обеспечения территориальные органы ПФР могут принимать справки (копии документов), подтверждающие сведения о трудовом стаже и заработной плате за период работы в ликвидированной организации, выдаваемые организациями, не являющимися правопреемниками ликвидированной организации, в случае заверения данных справок (копий документов) архивными организациями или наличия в учредительных документах организации положений об ответственности за хранение документов организаций, правопреемником которых она не является, и выдачу заверенных ею копий документов. В этом случае основанием для принятия территориальными органами ПФР архивных справок (копий документов), выдаваемых организациями - не правопреемниками ликвидированных организаций, является наличие у таких организаций оснований ответственности за сохранность данных документов, а также обеспечение ими возможности дальнейшего их использования в целях пенсионного обеспечения. Наличие указанных положений в учредительных документах организации, выдавшей справку, является необходимым условием для ее принятия территориальным органом ПФР к производству.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным. При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработке по организации, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные, определенные расчетным путем, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления пенсии. Это обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как: количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификации (разряда), режима работы, временной нетрудоспособности и должен подтвердиться первичными бухгалтерскими документами.

В подтверждение права на страховую пенсию принимаются подлинные документы о среднемесячном заработке, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами и должностными лицами.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, подписавшим Соглашение от 13.03.1992 г., и осуществлявшим до 1 января 2002 года трудовую деятельность, производится согласно пункту 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы за работу на территории Российской Федерации по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд вне зависимости от территории, на которой осуществлялась трудовая деятельность, на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При этом исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Судом установлено, что 27.03.2020 г. ФИО3 обратилась с заявлением в УПФР в г. Оренбурге о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С 01.09.2019 г. ФИО3 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г. Оренбурге от 13.05.2020 года не принята для оценки пенсионных прав справка о заработной плате за период работы с 01.01.1981 г. по 30.11.1993 г., так как суммы заработка указаны в национальной валюте, в карбованцах.

В материалы дела представлена архивная справка от 07.12.1993 N, выданная ..., переведенная с ... языка на ..., согласно которой заработок ФИО3, который считается при начислении пенсии составил:

за 1981 год: январь – 255, февраль – б/л 129,44; 38,05, март – б/л 38,60; 123,59, апрель – 160, май – 160, июнь – 160, июль – 160, август – Ог 81,77; 72,70, сентябрь – Ог 69,19; 54,51, октябрь – 160, ноябрь – 160, декабрь – 310, всего 2172,85;

за 1982 год: январь – 160, февраль – 160, март – 160, апрель – 160, май – 160, июнь – 160, июль – 160, август – Ог 65,38; 110,72, сентябрь – Ог 10,78; 55,36, октябрь – 160, ноябрь – 160, декабрь – 160, всего 1933,24.

за 1983 год: январь – 160, февраль – 160, март – 160, апрель – 160, май – 160, июнь – 160, июль – 160, август – 160; сентябрь – 160, октябрь – 160, ноябрь – 160, декабрь – 160, всего 1920.

за 1984 год: январь – 160, февраль – 160, март – 160, апрель – 312,64, май – 160, июнь – 312,37, июль – 7,58, Оги 189,50, август – 201,22; сентябрь – 160, октябрь – 160, ноябрь – 257, декабрь – 160, всего 2400,61.

за 1985 год: январь – 160, февраль – б/л 38,09; 149,60, март – 160, апрель – 403, май – 160, июнь – 160, июль – 160, август – 160; сентябрь – 160, октябрь – 510, ноябрь – 160, декабрь – 160,

за 1986 год: январь – 160, февраль – Оги 149,60; 38,09, март – Оги 61,60;114-15, апрель – 404,77, май – 160, июнь – 200,50, июль – 200,50, август – 200,50; сентябрь – 287,09, октябрь – 385,08, ноябрь – 320, декабрь – 248,37, всего 2930,25.

за 1987 год: январь – 180, февраль – 525, март – 2514,78, апрель – 333,45, май – Оги 192,28; 54,28, июнь – Оги 51,08; 120,90, июль – 190, август – 190; сентябрь – 190, октябрь – 190, ноябрь – 444, декабрь – 462, всего 3414.77.

Премии, доплаты к заработной плате и вознаграждения, выплаченные за период больше месяца:

VII- 1981: 150 – премия за ввод в эксплуатацию,

X- 81: 168 – премия за ввод в эксплуатацию,

XII - 81: 240 - за год выслуга лет,

VII- 82: 66 - премия за ввод в эксплуатацию,

XII -82: 240 - за год выслуга лет,

II-83: 193- премия за ввод в эксплуатацию,

VII-83: 127- премия за квартал,IX – 83: 100 - премия за ввод в эксплуатацию,XII – 83: 240- за год выслуга лет,IV- 84: 157,45 - за год 13-я зарплата,IX – 84: 215 - премия за ввод в эксплуатацию,XI – 84: 97 - премия за ввод в эксплуатацию,XII – 84: 240- за год выслуга лет,V- 85: 269- премия за ввод в эксплуатацию,III – 85: 171,35- за год 13-я зарплата. Всего 19 986 рублей 21 копейка. за 1988 год: январь – 190, февраль – 357,76; март – 190, апрель – 244,40 май – 429,40 июнь – 190, июль – 94,93; ОГИ 128,64, август – 90,86;ОГИ 139,36 сентябрь – 190, октябрь –190, ноябрь – 190, декабрь – 414, всего 3039,35, за 1989 год: январь – 190, февраль – 270, март – 230, апрель – 230, май – 230, июнь – 230, июль – 230, август – 230; сентябрь – 230, октябрь – 230, ноябрь – 230, декабрь – 240, всего 2770. за 1990 год: январь – 230, февраль – 230, март – 447,65, апрель – 570, май – 490, июнь – 490, июль – 490, август – 490; сентябрь – 490, октябрь – 490, ноябрь – 490, декабрь – 490, всего 5397,65. Премии, доплаты к заработной плате и вознаграждения, выплаченные за период больше месяца:XII - 85: 240 – за год выслуга лет,XII - 86: 180 – премия за I квартал,XII - 86: 240 - за год выслуга лет,XII - 87: 275 - за год выслуга лет,XII - 87: 275 - за год выслуга лет,XII - 89: 345 - за год выслуга лет,XII -90: 345- за год выслуга лет, Всего 13 107 рублей.В указанный период работа протекала на территории Украины, являющейся участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года. Соглашение о гарантиях прав государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года построено на принципе территориальности (далее Соглашение). Согласно ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. На основании п. 2, 3 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения)

В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР (далее рекомендации).

В силу п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов.

Согласно п. 1 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18, зарегистрированному в Минюсте России 21.02.1994 г. № 497, исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст.ст. 99-104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90 г. В случае, если в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии (независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии).

Согласно п. 9, 10 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» при исчислении пенсии лицам, переселившимся в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.92, суммы заработка, полученные после перевода национальной валюты в рубли, увеличиваются на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.92, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 11 Указания при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.

С 16.11.1992 года прекращено использование на территории ... рубля в качестве законного платежного средства и введено в обращение ... (соглашение между ...

Согласно Информации о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав ССР на ... в период с 01.04.92 г. по 11.11.1992 г. действовала денежная единица ...

Согласно ответу УПФР в г. Оренбурге наиболее выгодным вариантом заработка является заработок с 01.06.1983 г. по 30.06.1988 г., отношение заработков составит 1,338, что окажет влияние на размер пенсии в сторону увеличения.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что до введения на ... переходной денежной единицы с 01.04.1992 г. являлся рубль, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании УПФР в г. Оренбурге принять к зачету справку о заработной плате от 07.12.1993 г. N за период работы с 01.01.1981 г. по 31.12.1990 г., выданную ..., и произвести ФИО3 перерасчет пенсии по старости, начиная с момента назначения страховой пенсии по старости, с учетом справки о заработной плате от 07.12.1993 г. N за период работы с 01.01.1981 г. по 31.12.1990 г., выданную ..., используя данные по заработной плате за период работы с 01.01.1981 г. по 31.12.1990 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге об обязании принять для оценки пенсионных прав справку – удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 13.05.2020 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге принять для оценки пенсионных прав ФИО3 справку о заработной плате от 07.12.1993 г. N, выданную ... за период работы с 01.01.1981 г. по 31.12.1990 г.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге осуществить перерасчет назначенной ФИО3 пенсии по наиболее выгодному варианту с 01.09.2019 года с учетом справки о заработной плате 07.12.1993 г. N, выданную ... за период работы с 01.01.1981 г. по 31.12.1990 г.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Т. Устабаев

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 07.09.2020 года.

Судья Е.Т. Устабаев