ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4717/2022 от 26.04.2022 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Гражданское дело № 2-4717/2022

86RS0004-01-2022-004663-43

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2022 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Разиной О.С., при секретаре Федкович А.А., с участием прокурора ФИО4, представителей ответчика ФИО5, ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в защиту интересов ФИО2 к ИФНС по ХМАО-Югры о признании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС России по ХМАО-Югры об отказе бывшему государственному служащему для дальнейшей работы, незаконным, отмене решения,

установил:

Прокурор в защиту интересов ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском ИФНС по ХМАО-Югры, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции по обращению ФИО2

По результатам проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ФИО2 замещала должность государственной службы в органах ИФНС России по ХМАО-Югры, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ - должность заместителя начальника контрольно-аналитического отдела.

После увольнения с должности заместителя начальника контрольно- аналитического отдела ИФНС России по ФИО2 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроилась в ООО «Сургутский металлургический комплекс» на должность экономиста.

В соответствии с Приказом ФПС России от ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя начальника отдела инспекции Федеральной налоговой службы в городах без районного деления относится к должностям федеральной государственной гражданской службы, при замещении которой федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, рассматривает письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.

Для целей Федерального закона о противодействии коррупции в пункте 4 статьи 1 данного закона закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационнотехническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Между тем в ходе проверки установлено, что во время прохождения государственной службы ФИО2 не осуществляла никаких перечисленных в приведенной выше федеральной норме действий в отношении ООО «Сургутский металлургический комплекс» (далее ООО «СМК»).

В связи с чем отсутствуют условия, влекущие распространение обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), в связи с чем с заявлением о получении согласия на трудоустройство в ООО «СМК» ФИО2 в ИФНС России по не обращалась.

При этом во исполнение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» директором ООО «СМК» в адрес ИФНС России по ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о трудоустройстве ФИО2

Указанное уведомление послужило основанием для проведения ИФНС России по комиссии по соблюдению требований к служебному поведению ДД.ММ.ГГГГ, на котором рассмотрено в том числе уведомление директора ООО «СМК» о трудоустройстве ФИО2

По результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС России по ХМАО-Югры, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о невозможности замещения ФИО2 должности в ООО «СМК» в связи с нарушением требований ст. 12 Федерального закона -Ф3 «О противодействии коррупции».

Основанием для принятия указанного решение послужил тот факт, что при исполнении должностных обязанностей ФИО2 проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО «Сибгазсервис». ООО «СМК» является спорным контрагентом проверяемого лица ООО «Сибгазсервис». ИФНС России по не предоставлено достаточных доказательств аффилированности ООО «Сибгазсервис» и ООО «СМК» Предоставлены копия требования /Л, направленного в адрес ООО «Сибгазсервис, протокол допроса свидетеля - специалиста по кадрам ООО «Сибгазсервис» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол допроса свидетеля от ДД.ММ.ГГГГФИО7, замещавшей должность главного бухгалтера ООО «Сибгазсервис», протокол допроса свидетеля от ДД.ММ.ГГГГФИО8, замещавшего на тот момент должность зам. директора ООО «Стройиндустрия». Указанные документы фиксируют факт проведения проверочных мероприятия ФИО2, при замещении ею должности ИФНС России по .

В соответствии с протоколом допроса от ДД.ММ.ГГГГФИО8 замещавшего на тот момент должность заместителя директора ООО «Стройиндустрия», между ООО «Сибгазсервис» и ООО «Кварц» имеются договорные отношения, директором ООО «Кварц» является ФИО9

В ходе проверки установлено, что на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кварц» переименовано в ООО «Сургутский металлургический комплекс».

Выявление в ходе камеральной налоговой проверки спорного контрагента ООО «Сибгазсервис» не может свидетельствовать о выполнении функций административного управления в отношении организации- контрагента.

В связи с чем решение, принятое комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС России по ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит требованиям законодательства.

В ходе проверки установлено, что основания, предусмотренные п.п. «д» п. 15 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали. Вместе с тем ИФНС России по ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

При этом, согласно п. 18 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ уведомление, указанное в п.п. «д» п. 15 настоящего Положения, рассматривается кадровым подразделением территориального органа Федеральной налоговой службы (должностным лицом), которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность гражданской службы в территориальном органе Федеральной налоговой службы, требований статьи 12 Федерального закона -Ф3.

В нарушение п. 21 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГФИО2 не ознакомлена в установленном порядке с результатами проверки требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, соответствующее уведомление о проведении заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в адрес ФИО2 не направлено. В связи с чем нарушена процедура проведения заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, предусмотренная Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции повлекли необоснованное принятие решения о невозможности замещения ФИО2 должности в коммерческой организации, что повлекло нарушение трудовых прав заявителя.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 166 и 169 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит признать решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС России по ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе бывшему государственному гражданскому служащему ФИО2 для дальнейшей работы в ООО «СМК» незаконным.

Отменить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС России по ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ об отказе бывшему государственному гражданскому служащему ФИО2 для дальнейшей работы в ООО «СМК».

Прокурор ФИО4 в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, по основаниям изложенным в иске.

Истец ФИО2 в судебном заседании не участвовала, согласно телефонограмме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие ФИО2

Представители ответчика ИНФС России по ХМАО-Югре ФИО5 и ФИО10, в судебном заседании настаивали на удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в возражениях, пояснили, что ООО «СМК» (ранее ООО «Кварц») являлось контрагентом ООО «Сибгазсервис», в отношении которого ФИО2 проводилась камеральная проверка. ФИО2, в ходе камеральной проверки не выявлено нарушений налогового законодательства со стороны ООО «Сибгазсервис».

В ДД.ММ.ГГГГ г. ИФНС России принято решение о проведении выездной проверки по всем налогам и сборам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный период включает в себя, в том числе, проведенную в ходе служебной деятельности ФИО2 камеральную налоговую проверку ООО «Сибгазсервис» за 3 квартал 2020 и его контрагентов, в том числе ООО «СМК».

Зная это, ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ г. трудоустраивается в ООО «СМК».

В ходе выездной проверки налоговым органом установлено, что бенефициарным владельцем бизнеса ООО «СМК» и ООО «Сибгазсервис» является ФИО8

Установлено, что между взаимозависимыми лицами ООО «Сибгазсервис» и ООО «СМК» (ООО «Кварц») создана схема, целью которой является создание законных оснований для получения необоснованных вычетов по НДС, и уменьшение расходов по налогу на прибыль организаций, формирование фиктивного документооборота.

Установлено, что ООО «Сибгазсервис» допустило занижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций и неправомерное применение вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) по сделкам в том числе с контрагентом ООО «СМК».

Учитывая факт осуществления контрольно-надзорных функций в отношении ООО «Сибгазсервис», являющейся одной из организаций, включенных в группу аффилированных компаний с единым бенефициарным владельцем, и владением ФИО2 профессиональными знаниями, а также сведениями, относящимися к служебной информации в отношении данных лиц и не подлежащей разглашению, Инспекция считает, что трудоустройство ФИО2 в ООО «СМК» может повлиять на результаты осуществляемого налогового контроля за указанной группой юридических лиц.

Относительно довода о неознакомлении бывшего гражданского служащего ФИО2 пояснили, что у ответчика отсутствует такая обязанность, поскольку следует различать понятия гражданский служащий и бывший гражданский служащий.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 назначена на должность заместителя начальника контрольно-аналитического отдела приказом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу».

Положения должностного регламента ФИО2 включали контрольно-надзорные функции управления государственного контроля в форме функций по проведению камеральных налоговых проверок.

При исполнении служебных обязанностей на ФИО2 возлагались следующие функции: проведение мероприятий налогового контроля в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых выявлены несоответствия между сведениями об операциях покупателей и продавцов, и по ним необходимо осуществлять поиск предполагаемых «выгодоприобретателей»; проведение анализа модели поведения участников схем уклонения от налогообложения; проведение контрольных мероприятий в отношении организаций, применяющих схемы уклонения от налогообложения, путем принятия к вычету сумм НДС по счетам – фактурам, предъявленным организациями, обладающими признаками фирм – «однодневок», формирование доказательственной базы и оформление результатов проведенных мероприятий; проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, сформировавших «сомнительную задолженность» и иные обязанности, приведенные в должностном регламенте.

ФИО2 самостоятельно принимала решения по вопросам формирования доказательственной базы и объему проводимых мероприятий налогового контроля.

Из заключения по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, на основании поручения от Управления от «О проведении углубленной камеральной проверки в отношении ООО «Сибгазервис», ФИО2 проводилась камеральная проверка в отношении вышеуказанной организации. Одним из контрагентов ООО «Сибгазсервис» являлось ООО «Кварц» (сейчас ООО «СМК»).

В рамках проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ООО «Сибгазсервис» установлены факты несвоевременного проведения мероприятий налогового контроля исполнителями. Ненадлежащий контроль со стороны руководящего состава за ходом проверки, а именно ФИО2, как заместителя начальника отдела, курирующего данное направление. Установлено затягивание сроков проведения мероприятий налогового контроля ответственным исполнителем, в результате чего к ФИО2 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Камеральной проверкой нарушений налогового законодательства не установлено.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ назначена выездная налоговая проверка ООО «Сибгазсервис», проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) ООО «Сибгазсервис» допустило занижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций и неправомерное применение вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) по сделкам, в том числе по контрагенту ООО «СМК» ИНН .

По результатам выездной налоговой проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, доначислено 103 967 518 руб.

Сумма доначислений по взаимоотношениям с ООО «СМК» (ООО «Кварц») составила 12 898 855 руб. (по НДС -6 109 984.44 руб., по налогу на прибыль организаций - 6 788 871 руб.)

В период проведения выездной проверки, приказом от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ прекращено, служебный контракт с ФИО2 расторгнут, последняя освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы»).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принята в ООО «СМК» в аппарат управления на должность экономиста, о чем ООО «СМК» уведомило ИФНС России по ДД.ММ.ГГГГ

По итогам заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, проведенной ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по , в Прокуратуру письмом от ДД.ММ.ГГГГдсп направлены копии документов бывших государственных гражданских служащих Инспекции с целью рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, организаций, допустивших нарушение правил сообщения работодателем о заключении трудового договора. Указанным письмом также сообщалось о замещении ФИО2 должности в ООО «СМК» в нарушение требования статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В силу части 3.1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положения должностного регламента ФИО2 включали контрольно-надзорные функции управления государственного контроля в форме функций по проведению камеральных налоговых проверок.

ФИО2 самостоятельно принимала решения по вопросам формирования доказательственной базы и объему проводимых мероприятий налогового контроля.

Налоговым органом установлено, что бенефициарным владельцем бизнеса (ООО «СМК» и ООО «Сибгазсервис») является ФИО8

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» закреплено понятие бенефициарный владелец. Бенефициарным владельцем является физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

ФИО8 является индивидуальным предпринимателем, отчетность представляется с (), который совпадает также с IP-адресами вышеуказанных организаций, таким образом, отчетность представляется с одной точки доступа. Между взаимозависимыми лицами присутствуют финансовые потоки и договорные взаимоотношения, тем самым установлена финансовая подконтрольность указанных лиц.

На расчетный счет ИП ФИО8 в период ДД.ММ.ГГГГ годов поступали денежные средства от ООО «Сибгазсервис», «ТрансСервис», ООО «Кварц» (ООО «СМК») по договорам цессии, займа, а также оплата по счетам.

Прослеживают финансовые потоки между ООО «Стройиндустрия» и ООО «ТрансСервис», ООО «Сибгазсервис» на протяжении ДД.ММ.ГГГГ годов, как по доходной, так и расходной части. Также установлены перечисления ООО «Стройиндустрия» в адрес ООО «Кварц» в ДД.ММ.ГГГГ году денежных средств в качестве выплаты займов.

С расчетного счета ООО «Кварц» (ООО «СМК») в ДД.ММ.ГГГГ году денежные средства перечислены в адрес ООО «Сибгазсервис», в ДД.ММ.ГГГГ годы интенсивное движение денежных средств отсутствует, в ДД.ММ.ГГГГ году основная сумма денежных средств поступила от ООО «Стройиндустрия». Таким образом, между взаимозависимыми лицами присутствуют финансовые потоки и договорные взаимоотношения, что подтверждает финансовую подконтрольность указанных лиц. На расчетные счета ИП ФИО8 от вышеуказанных организаций установлены поступления денежных средств.

В ходе проведения выездной налоговой проверки, Инспекцией установлены факты, свидетельствующие о налоговых нарушениях по взаимоотношениям с ООО «СМК», в котором в настоящее время осуществляет трудовую деятельность ФИО2

Учитывая факт осуществления контрольно-надзорных функций в отношении ООО «Сибгазсервис», являющейся одной из организаций, включенных в группу аффилированных компаний с единым бенефициарным владельцем, и владением ФИО2 профессиональными знаниями, а также сведениями, относящимися к служебной информации в отношении данных лиц и не подлежащей разглашению, Инспекция считает, что трудоустройство ФИО2 в ООО «СМК» может повлиять на результаты осуществляемого налогового контроля за указанной группой юридических лиц.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с частью 1 статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с частью 1.1. статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3.1. статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации

Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положениям Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (приложение к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/П-2943) контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, в частности, в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы; в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной (муниципальной) службы.

Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, являются:

1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается;

3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы. Период, в течение которого действуют установленные ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчивается через два года. В случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства;

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы

Соответствующее обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы, является основанием для проведения заседания комиссии. В ходе подготовки мотивированного заключения комиссии рекомендуется: проанализировать функции государственного, муниципального (административного) управления, входившие в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, выгод и преимуществ.

Пунктом 3 «Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Положение о комиссии), утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» установлено, что деятельность Комиссии направлена на содействие территориальному органу Федеральной налоговой службы в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими территориального органа Федеральной налоговой службы (далее - гражданские служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ и другими федеральными законами, а также на осуществление в территориальном органе Федеральной налоговой службы мер по предупреждению коррупции.

Пунктом 4 Положения о комиссии установлено что, комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов:

а) в управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) в отношении: гражданских служащих, замещающих должности начальников инспекций Федеральной налоговой службы, находящихся в непосредственном подчинении Управления, по поручению руководителя Федеральной налоговой службы (лица им уполномоченного);

гражданских служащих, замещающих должности заместителей начальников инспекций Федеральной налоговой службы, находящихся в непосредственном подчинении Управления, а также в отношении государственных служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется руководителем Управления;

б) в межрегиональных инспекциях Федеральной налоговой службы, инспекциях межрайонного уровня, инспекциях по районам, районам в городах, городам без районного деления (далее - Инспекции) - в отношении гражданских служащих, замещающих должности государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется начальником Инспекции.

В соответствии с пунктом 6 Положения о комиссии, персональный состав Комиссии утверждается приказом территориального органа Федеральной налоговой службы.

В состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместитель, назначаемые руководителем (начальником) территориального органа Федеральной налоговой службы из числа членов Комиссии, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы) в территориальном органе Федеральной налоговой службы, секретарь Комиссии и члены Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.

Согласно пункту 7 Положения о комиссии, в ее состав заместитель руководителя (начальника) территориального органа Федеральной налоговой службы (председатель Комиссии), руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров территориального органа Федеральной налоговой службы (заместитель председателя Комиссии), должностное лицо подразделения по вопросам государственной службы и кадров территориального органа Федеральной налоговой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - должностное лицо) (секретарь Комиссии), гражданские служащие кадровой службы, юридического подразделения, других подразделений территориального органа Федеральной налоговой службы, определяемые руководителем (начальником) территориального органа Федеральной налоговой службы.

Положения пункта 30 предусматривают основание для отказа в замещении должности в коммерческой организации - установление факта того, что отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности. Данный факт комиссией достоверно установлен (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу ).

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует об обоснованности проведения Комиссии и отказа по ее результатам в даче согласия на дальнейшую работу ФИО2 в ООО «СМК» на должности экономиста.

В настоящее время ИФНС России по проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая владение ФИО2 сведениями, относящимися к служебной информации в отношении данных лиц и не подлежащей разглашению, замещение ФИО2 должности в ООО «СМК» создает предпосылки возникновения конфликта интересов, в связи с наличием у ФИО2 данных, результатов проведенных мероприятий налогового контроля (выявленные расхождения по НДС).

При таких обстоятельствах решением ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ, об установлении, что замещение ФИО2 на условиях трудового договора должность в ООО «СМК» нарушает требования статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законно и обоснованно.

Довод прокурора о том, что факты, отраженные в акте служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ не были известны ответчику на момент принятия ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ судом отклоняются, поскольку у ответчика отсутствовала обязанность по составлению промежуточного документа по результатам проверки, период проведения проверки определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, на дату принятия решения ДД.ММ.ГГГГ ответчик располагал сведениями об экономической и управленческой подконтрольности ООО «СМК» (ООО «Кварц») и ООО «Сибгазсервис», что и подтверждено актом.

Период выездной проверки ООО «Сибгазсервис» и его контрагента ООО «СМК» включает в себя, в том числе, проведенную в ходе служебной деятельности ФИО2 камеральную налоговую проверку ООО «Сибгазсервис» за 3 квартал 2020.

Что касается довода прокурора о проведении комиссии без участия бывшего гражданского служащего ФИО2

Нормы части 3.1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) не содержат указания на необходимость обязательного извещения заявителя (во всех случаях) о заседаниях Комиссии.

Согласно нормам Положения о комиссиях и Положения о комиссии территориального органа Федеральной налоговой службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом ФНС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение) заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего (гражданина) в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина замещавшего должность государственной службы в государственном органе. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии государственный служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 Положения.

При этом, Комиссия проведена на основании подпункта «д» пункта 16 Положения. В соответствии с пунктом 18 Положения уведомление, указанное в подпункте «д» пункта 15 Положения, рассматривается кадровым подразделением территориального органа Федеральной налоговой службы (должностным лицом), которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность гражданской службы в территориальном органе Федеральной налоговой службы, требований статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Извещение производится в случае, если в заявлении, направленном в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 Положения содержится указание о намерении государственного служащего или гражданина лично присутствовать на заседании комиссии (с учетом возложения на заявителя обязанности указать в заявлении о своем намерении присутствовать на заседании Комиссии при наличии такого желания).

Что качается довода истца о неознакомлении бывшего гражданского служащего ФИО2 с результатами Комиссии поясняем следующее.

Пунктом 21 Положения установлена обязанность организовать ознакомление гражданского служащего, в отношении которого Комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов Комиссии и других лиц, участвующих в заседании Комиссии, с поступившей должностному лицу информацией и с результатами ее проверки.

Положение данного пункта не содержат указание на необходимость ознакомления с результатами проверки гражданина, замещавшего должность гражданской службы в территориальном органе Федеральной налоговой службы.

В соответствии с пунктом 40 Положения решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании. В соответствии с пунктом 43 Положения копии протокола заседания Комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются руководителю (начальнику) территориального органа Федеральной налоговой службы, полностью или в виде выписок из него - гражданскому служащему, а также по решению Комиссии - иным заинтересованным лицам.

При таких обстоятельствах требования прокурора г. Сургута не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования по иску прокурора в защиту интересов ФИО2 к ИФНС по ХМАО-Югры о признании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИФНС России по ХМАО-Югры об отказе бывшему государственному служащему для дальнейшей работы, незаконным, отмене решения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.

Мотивированное решение составлено 05.05.2022 г.

Судья О.С.Разина