ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4717/2023 от 25.09.2023 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-4717/2023

УИД 66MS0025-01-2023-001856-84

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 25сентября 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Королевой Е.В., при помощнике судьи Чувашевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова Е.С. к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о возложении обязанности, взыскании ущерба, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасова Е.С. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» (далее – АО «Энергосбыт Плюс») о возложении обязанности, взыскании ущерба, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указала, что Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) от 22.11.2022 № 236-ПК были установлены тарифы на электроэнергию с 01.12.2022 по 31.12.2023. В силу существенного завышения предельных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2023 год, установленных Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 11.10.2022 № 733/22, ФАС России Приказом от 28.12.2022 № 1053/22 отменила вышеуказанное Постановление РЭК Свердловской области и предписала установить и ввести в действие не позднее 01.02.2023 новые тарифы на электрическую энергию. РЭК Свердловской области 19.01.2023 приняла два Постановления: № 4-ПК, которым отменила Постановление от 23.12.2011 № 211-ПК, которое приравнивало праздничные и выходные дни к ночной зоне суток, и № 5-ПК, установившее новые тарифы на 2023 год. Оба Постановления были опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru) 20.01.2023.

Сославшись на вышеуказанные приказы и постановления, АО «Энергосбыт Плюс», являющееся гарантирующим поставщиком по договору от 01.10.2016 ***, заключенному между Тарасовой Е.С. и АО «Энергосбыт Плюс», в одностороннем порядке с 01.01.2023 изменило п. 5.1 договора (порядок расчета размера платы за электроэнергию).

По мнению истца, указанное изменение является незаконным.

Правоотношения из заключенного договора энергоснабжения регулируются Параграфом 6 Главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 70 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:

- одноставочная цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

- одноставочная, дифференцированная по 2 и по 3 зонам суток цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.

Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам суток цены (тарифа)).

Такой выбор был осуществлен еще в 2016 году и более 6 лет расчет потребленной энергии производился по двум зонам суток. Таким образом, односторонний перевод потребителя без его согласия на одноставочный тариф (без дифференциации по зонам суток) нарушает Гражданский кодекс Российской Федерации, вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации.

АО «Энергосбыт Плюс» не признало установленный прибор учета неисправным, следовательно, обязано вести дифференцированный учет потребленной электроэнергии по зонам суток.

Оба Постановления РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 4-ПК и № 5-ПК вступили в силу только 30.01.2023, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно п. 5.2 договора расчетным периодом является календарный месяц, следовательно, весь январь действовали тарифы и правила определения ночной зоны суток, установленные на 2022 год. Постановление РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 5-ПК применяется только с 01.02.2023.

Истцом через личный кабинет на сайте https://ekb.esplus.ru в адрес ответчика были направлены 4 обращения с просьбой совершить действия по восстановлению прежней тарификации. В последнем ответе на обращение ответчик указал на отсутствие установленного срока исполнения им обязательств перед потребителем. В ответе на претензию ответчик предложил истцу для перепрограммирования счетчика обратиться в сетевую организацию. Подобное поведение ответчика является недобросовестным.

АО «Энергосбыт Плюс» в силу п. 2.2.2 договора выступает агентом истца за вознаграждение (включено в цену электроэнергии) в отношениях с сетевой организацией, следовательно, достаточно обращения к гарантирующему поставщику с требованием привести прибор учета электроэнергии в надлежащее техническое состояние.

Кроме того, в октябре 2021 года был установлен и подключен так называемый «умный» прибор учета электроэнергии «РиМ 489.18». Согласно технической документации на указанный прибор, он позволяет дистанционно передавать данные учета электроэнергии, а также дистанционно осуществлять его перепрограммирование (конфигурирование). Кроме того, прибор учета, установленный в 2016 году, «Энергомера СЕ 306 R33145 JAZ», также обладает интерфейсом RS485 для удаленного взаимодействия с оператором (диспетчером). Таким образом, имеется техническая возможность быстро (удаленно) осуществлять перепрограммирование прибора учета электроэнергии без выезда технического персонала на место его установки.

На основании изложенного просила взыскать с ответчика в пользу истца ущерб в размере 8411,30 руб., неустойку в размере 18164,88 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 76,28 руб., штраф, компенсацию морального вреда в размере 15000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 руб.

Определением суда от 14.08.2023 к производству суда приняты уточнения исковых требований, в соответствии с которыми истец просила возложить на ответчика обязанность в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести перепрограммирование приборов учета электрической энергии «РиМ 489.18» №02516634, «Энергомера СЕ 306 R33145 JAZ» и установить для расчетов по лицевому счету *** одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток; взыскать с ответчика в пользу истца ущерб в размере 10313,77 руб., неустойку в размере 80663,75 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 400,40руб., штраф, компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 35000 руб., почтовые расходы в размере 487,31 руб.

Определением суда от 25.08.2023 к производству суда приняты уточнения исковых требований, в соответствии с которыми истец окончательно просит возложить на ответчика обязанность с 15.09.2023 установить для расчетов за электрическую энергию по лицевому счету *** одноставочный тариф, дифференцированный по трем зонам суток; взыскать с ответчика в пользу истца ущерб в размере 9083,61 руб., неустойку в размере 111309,58 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 480,07руб., штраф, компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 40000 руб., почтовые расходы в размере 487,31 руб.

Истец, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца – Тарасов Д.С., действующий на основании доверенности от 20.03.2023, в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме с учетом принятых уточнений.

Представитель ответчика – Черыгова И.А., действующая на основании доверенности от 05.09.2022, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнений к нему.В обоснование возражений указала, что Постановлением РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 5-ПК цены определены как «на 2023 год», соответственно, тарифы, установленные данным постановлением, подлежат применению с 01.01.2023. Указанное Постановление является «замещающим актом», утвержденным взамен ранее отмененного, направлено на установление тарифа для населения на тот же период регулирования, на который принималось Постановление от 28.11.2022 № 236-ПК. Указанное Постановлением не вводит нового правового регулирования и в силу специфики данных правоотношений может расцениваться как приведение принятых регулирующим органом решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации. Приказом ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э не предусмотрено распространение ночного тарифа на электрическую энергию на дневное время нерабочих дней. Несоответствие тарифного расписания прибора учета интервалам зон суток, установленным регулирующим органом, не является формальным основанием для признания прибора учета вышедшим из строя. Таким образом, начисление платы за потребленную электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по зонам суток, возможно в случае, когда прибор учета не вышел из строя, имеет такую функциональность, а также у прибора учета корректно настроено тарифное расписание, установленное регулирующим органом. Применение одноставочного тарифа в расчетах с истцом с 01.01.2023 до перепрограммирования прибора учета является законным и обоснованным, основания применять для расчетов двухзонные тарифы при некорректно настроенном приборе учета отсутствуют.

Представители третьих лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, РЭК Свердловской области, ФАС России в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

От представителя третьего лица РЭК Свердловской области – Бычина А.В. имеется отзыв на исковое заявление, в котором представить просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. В обоснование отзыва указано, что решение о наделении потребителей Свердловской области правом оплачивать электрическую энергию, потребленную в выходные и праздничные дни в интервале времени с 07.00 до 23.00, по тарифам ночной зоны было оформлено постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области». Вместе с тем, Приказ ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей» содержит следующую дифференциацию интервалов зона суток: дневная зона – ежедневно с 07.00 до 23.00 часов, ночная зона – ежедневно с 23.00 до 07.00 часов. На этом основании ФАС России издан Приказ от 28.12.2022 № 1053/22 «Об отмене постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год». Из содержания приказа ФАС России следует, что федеральным органом выявлено несоответствие Постановления № 211-ПК законодательству в сфере электроэнергетики, в частности, п. 70 Основ ценообразования и, как следствие, приказу ФСТ Росси № 1473-э. С учетом прямого действия Приказа ФСТ России № 1473-э на всей территории Российской Федерации, не исключая Свердловской области, и признания утратившим силу Постановления № 211-ПК применение тарифных зон суток, установленных Приказом ФСТ России № 1473-э к правоотношениям, возникшим с 01.01.2023, не может нарушать прав и законных интересов истца. Потребитель вправе осуществлять расчеты по тарифам, дифференцированным по зонам суток, при условии соответствия тарифного расписания прибора учета интервалам зон суток, зафиксированным в приказе ФСТ России № 1473-э. Если прибор учета запрограммирован на учет электроэнергии не в соответствии с интервалом зон суток, предусмотренными приказом ФСТ № 1473-э (например, объемы потребления в выходные и праздничные дни учитываются круглосуточно в ночной зоне суток), то тарифы, дифференцированные по зонам суток, не подлежат применению. Постановление от 19.01.2023 № 5-ПК было предметом рассмотрения Свердловского областного суда в порядке нормоконтроля. Решением Свердловского областного суда от 18.05.2023 по делу № 3а-399/2023, оставленным без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 № 66а-826/2023, оставлено без удовлетворения административное исковое заявление о признании недействующими постановлений РЭК Свердловской области от19.01.2023 № 4-ПК и №5-ПК. При рассмотрении указанного дела установлено, что принятие акта направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в существующих отношениях. Указанное судебное постановление имеет преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе для истца.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что третьи лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненных к нему категориям потребителей, в пределах предельных уровней цен (тарифов).

Порядок предоставления коммунальных услуг, а также порядок их оплаты и возможность приостановление их предоставления в случае наличия задолженности предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).

В силу п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных п. 80(1) настоящих Правил.

Согласно п. 80(1) Правил № 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с п. 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с п. 37 настоящих Правил. При установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.

Из материалов дела следует, что Тарасова Е.С. является потребителем коммунальной услуги электроснабжение, 01.10.2016 между Тарасовой Е.С. и АО «Энергосбыт Плюс» заключен договор энергоснабжения ***, на имя истца ответчиком открыт лицевой счет *** в отношении жилого дома, расположенного по адресу:***.

Учет электрической энергии, предоставляемой по вышеуказанному адресу, осуществляется на основании показаний индивидуального прибора учета электрической энергии«Энергомера СЕ 306 R33145 JAZ», 2016 года выпуска.

Из материалов дела следует, что индивидуальный прибор учета является двухтарифным, осуществляет учет потребленной электроэнергии по зонам суток – день и ночь.

Гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области на основании постановления РЭК Свердловской области от 25.09.2014 № 137-ПК, а также организацией, поставляющей электроэнергию истцу, является ответчик АО«Энергосбыт Плюс».

Пунктом 6 постановления РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» (вместе с «Разъяснениями по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области»), было установлено, что при наличии двухтарифных приборов учета применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток, в том числе: тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 час.; тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 час., в выходные и праздничные дни - круглосуточно.

Постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2021 № 248-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год» были утверждены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области с 01.01.2022 по 31.12.2022, которые составляли для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками, не оборудованных электроплитами: одноставочный тариф: 1 полугодие 3,15 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,31 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 1полугодие 3,59 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,81 руб./кВт.ч; ночная зона 1 полугодие 1,71 руб./кВт.ч, 2 полугодие 1,82 руб./кВт.ч.

Указанное постановление утратило силу с 01.12.2022 в связи с изданием постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год», которым также установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками не оборудованных электроплитами, в размере 3,61руб./кВт.ч; тариф на электрическую энергию в дневной зоне суток установлен в размере 5,15руб./кВт.ч.; в ночной зоне – 2,00руб./кВт.ч.

ФАС России был проведен анализ постановления РЭК Свердловской области от28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год», по результатам которого выявлено несоответствие указанного постановления действующему законодательству, и Приказом от 28.12.2022 № 1053/22 постановление от 28.11.2022 № 236-ПК отменено, РЭК Свердловской области предписано не позднее 01.02.2023 установить и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. В том числе ФАС России установлено, что в соответствии с абз. 4п. 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования) интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются ФАС России.

Приказом ФСТ от 26.11.2013 № 1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й. Пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й. Полупиковая зона - остальное время. Дневная зона - время пиковой и полупиковой зон. Расчет тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, выполняется в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 27.05.2022 № 412/22 (далее - Методические указания), исходя из значения одноставочного тарифа, с учетом установленных тарифов в предыдущем периоде регулирования и соответствия средневзвешенного тарифа, дифференцированного по двум и трем зонам суток, одноставочному тарифу. Расчет тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в дневной (при установлении двухзонных тарифов) и пиковой (при установлении трехзонных тарифов), осуществляется по формулам 12 и 18 Методических указаний с использованием прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению, за исключением населения, указанного в пунктах 13-24 Методических указаний, по тарифам, дифференцированным по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь). При этом прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемой населению Свердловской области, по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь), сформированы с учетом пункта 6 разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области области от 23.12.2011 № 211-ПК, согласно абзацу третьему которого тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в выходные и праздничные дни круглосуточно, что противоречит п. 70 Основ ценообразования и приказу ФСТ от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей».

Судом установлено, что 19.01.2023 РЭК Свердловской области приняты постановления:

№ 4-ПК, которым признано утратившим силу постановление РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» с изменениями, внесенными постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2013 №143-ПК, согласно которому расчет платы за потребленную электрическую энергию в выходные и праздничные дни – круглосуточно осуществлялся по тарифам, установленным для ночной зоны;

№ 5-ПК, которым установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год: для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками не оборудованных электроплитами, одноставочный тариф 3,61 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 4,21 руб./кВт.ч; ночная зона 2,00 руб./кВт.ч.

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в своем письме от 27.01.2023 разъяснил, что действие постановления РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 5-ПК распространяется на весь календарный 2023 год, рекомендовал ответчику размер платы за коммунальную услугу электроснабжение за январь 2023 года определять исходя из тарифов, утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 5-ПК; в письме от 07.02.2023 Департамент указал, что потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа: одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).

В данных письмах Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области указано, что в настоящее время приборы учета электрической энергии запрограммированы на учет электроэнергии в выходные и праздничные дни круглосуточно по ночной зоне, то есть некорректно осуществляют распределение объема потребленного коммунального ресурса по зонам суток. Следовательно, при отсутствии перепрограммирования прибора учета электрической энергии расчет по показаниям таких приборов учета надлежит осуществлять по одноставочному тарифу. Собственникам надлежит самостоятельно с учетом экономической целесообразности определиться в необходимости перехода в расчетах платы за электрическую энергию с начисления по одноставочному тарифу на начисления по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток. В случае принятия решения о необходимости расчетов платы по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток, необходимо, чтобы прибор учета электрической энергии был перепрограммирован. Основанием для проведения перепрограммирования является заявление собственника(нанимателя) жилого помещения о его перепрограммировании для начисления платы по тарифам, дифференцированным по зонам суток.

Из копии платежных документов следует, что за ноябрь 2022 года, декабрь 2022 года при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся двузонный тариф: дневная зона 3,81 руб./кВт.ч., ночная 1,82 руб./кВт.ч. (л.д. 11, 12).

Согласно платежным документам за январь – июль 2023 года при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся одноставочный тариф 3,61 руб./кВт.ч (л.д. 13,15, 115-117).

Из материалов дела следует, что 27.01.2023 истец через личный кабинет лицевого счета обратилась к ответчику с обращением, в котором просила перепрограммировать двухтарифный счетчик электроэнергии на дневной и ночной тарифы.

В ответе АО «Энергосбыт Плюс»от 02.02.2023 на обращение от 27.01.2023 ответчик разъяснил, что необходимо проанализировать и рассчитать выгоду с учетом отмены объема потребления в дневной период выходных и праздничных дней, в случае, если после проведения анализа, намерение по перепрограммированию не изменится, то необходимо предоставить в адрес АО «Энергосбыт Плюс» заявление (обращение) на перепрограммирование, через личный кабинет клиента, разъяснено, что работы по частному сектору будут выполняться территориально-сетевой компанией.

10.02.2023 Тарасова Е.С. вновь направила АО «Энергосбыт Плюс» обращение, в котором просила перепрограммировать двухтарифный счетчик электроэнергии на дневной и ночной тарифы.

В ответе АО «Энергосбыт Плюс»от 23.02.2023 на обращение от 10.02.2023 ответчик разъяснил, что заявка на перепрограммирование прибора учета принята, перепрограммирование будет производить сетевая организация ОАО «МРСК Урала», о факте перепрограммирования потребитель будет проинформирован, после чего вправе подать заявление о переходе на расчеты по двухзонному тарифу через личный кабинет клиента, расчеты по выбранному тарифу будут производиться с месяца, следующего после даты подачи заявления.

19.02.2023 Тарасова Е.С. вновьнаправила АО «Энергосбыт Плюс» обращение, в котором просила перепрограммировать двухтарифный счетчик электроэнергии на дневной и ночной тарифы.

В ответе АО «Энергосбыт Плюс»от 23.02.2023 на обращение от 19.02.2023 ответчик разъяснил, что заявка на перепрограммирование прибора учета принята по обращению от 10.02.2023, перепрограммирование будет производить сетевая организация ОАО «МРСК Урала», о факте перепрограммирования потребитель будет проинформирован, после чего вправе подать заявление о переходе на расчеты по двухзонному тарифу через личный кабинет клиента, расчеты по выбранному тарифу будут производиться с месяца, следующего после даты подачи заявления.

06.03.2023 Тарасова Е.С. направила АО «Энергосбыт Плюс» обращение, в котором просила сообщить дату перепрограммирования счетчика на двухтарифную зону.

В ответе АО «Энергосбыт Плюс»от 21.03.2023 на обращение от 06.03.2023 ответчик разъяснил, что на текущий момент срок перепрограммирования прибора учета законом не предусмотрен, о факте перепрограммирования потребитель будет проинформирован, смена тарифа будет применена с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведено перепрограммирование, сетевая организация выполняет заявки в порядке очередности.

24.03.2023 Тарасова Е.С. обралась к ответчику с претензией, в котором в связи с неправильным, по мнению истца, применением тарифа, установленного для приборов учета электроэнергии, учитывающих потребление электроэнергии по двум зонам суток, были произведены неверные расчеты потребленной элекроэнергии за январь и февраль 2023 года, в связи с чем, просила возместить излишне уплаченную денежную сумму в размере 6969,19руб., в дальнейшем производить расчет в соответствии с установленным одноставочным тарифом, дифференцированным по двум зонам суток.

В ответе АО «Энергосбыт Плюс»от 30.03.2023 на претензию от 24.03.2023 ответчик указал, что прибор учета электрической энергии клиента по состоянию на 01.02.2023 не был перепрограммирован в соответствии с действующими требованиями законодательства о ценообразовании и тарифах, поэтому с 01.01.2023 при определении размера платы применяется тариф без дифференциации по двум зонам суток.

В ответе ОАО «МРСК Урала» от 11.05.2023 на обращение о перепрограммировании прибора учета электрической энергии указано, что работы по перепрограммированию индивидуального прибора учета в соответствии с Приказом ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э включены в план работы персонала, информация о проведении перепрограммирования будет направлена заявителя, а также гарантирующего поставщика, с которым у заявителя заключен договор энергоснабжения (л.д. 92).

Судом установлено, что на момент разрешения спора перепрограммирование индивидуального прибора учета истца произведено, что подтверждается актом проверки прибора учета электрической энергии от 15.09.2023 № 2023-ЕКБ/ПСПЭ-112905.

Разрешая заявленные требования о возложении на ответчика обязанности установить для расчетов по лицевому счету истца тариф, дифференцированный по трем зонам суток, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент разрешения спора право истца не нарушено, как подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, спор в указанной части отсутствует, согласно акту от 15.09.2023 прибор учета перепрограммирован, в акте прямо указано, что прибор учета соответствует требованиям законодательства для трехзонного тарифа, и, поскольку перепрограммирование произведено, с 01.10.2023 подлежит применению тариф, дифференцированный по зонам суток. Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности установить тариф, дифференцированный по трем зонам суток, с 15.09.2023 суд не усматривает, посколькув силу с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2022 № 354, расчетный период оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Разрешая требования о взыскании ущерба, суд приходит выводам, что, поскольку правильное тарифное расписание в индивидуальном приборе учета истца настроено только 15.09.2023, при отсутствии правильно настроенного тарифного расписания прибора учета применение в расчетах двухзонных тарифов недопустимо, в период с 01.01.2023 по 31.08.2023 ответчиком обоснованно применялся одноставочный тариф, оснований для применения в указанный период времени тарифа, дифференцированного по зонам суток, не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба надлежит отказать.

В удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда, являющихся производными от основных требований, суд полагает необходимым отказать, поскольку в удовлетворении основных требований о возложении на ответчика обязанности, взыскании ущерба, отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Тарасова Е.С. к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о возложении обязанности, взыскании ущерба, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда, отказать.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Королева