ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4719/18 от 18.12.2018 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №2-4719/2018г.

Решение

Именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе судьи Бажиной Т. В. при секретаре Шарипове А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению МВД России по Омской области о взыскании суммы невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,

Установил:

ФИО2 обратился в суд с названным иском к ответчику, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ. он исполнял трудовые обязанности, находясь в должности заместителя начальника управления – начальника отдела (отдел организации взаимодействия с органами государственной власти субъекта) <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ он прекратил трудовые отношения с ответчиком, и был уволен из системы органов внутренних дел в связи с уходом на пенсию. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. УМВД России по Омской области было утверждено Типовое положение об Управлении по контролю за оборотом наркотиков Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области. В соответствии с п.9.1 Положения предусмотрено взаимодействие в установленном порядке с территориальными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Омской области, органами прокуратуры, органами местного самоуправления, общественными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции УНК. Пунктом 13.27 его должностной инструкции за ним была закреплена обязанность организовывать и осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ и иными органами местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию УНК. В соответствии с п/п. «л» п.4.6 Приказа МВД РФ от 19.12.2011г. №1258 «Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудников органов внутренних дел РФ» определенна ежемесячная поощрительная выплата в размере 20% от должностного оклада, для заместителей начальников отделов и им равных должностей, осуществляющих функции исполнения административного законодательства, взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ответчик, как работодатель по отношению к нему, не выплачивал ему определенную вышеуказанными ведомственными нормативными актами 20% поощрительную выплату за особые достижения в службе. Таким образом, размер невыплаченной суммы данной поощрительной выплаты составил 70400 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ размер невыплаченной поощрительной выплаты составил 50336 рублей. Общий размер задолженности по названной выплате на дату увольнения составил 120736 рублей. Кроме того, ответчик не выплатил ему выходное пособие при увольнении в сумме 254800 рублей, объяснив отсутствием средств. Просит взыскать с УМВД России по Омской области за счет казны РФ в его пользу сумму не выплаченной заработной платы в размере 375536 рублей, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 26589,82 рублей, компенсацию морально вреда в размере 50000 рублей, судебные расходы в размере 20000 рублей.

В судебном заседании ФИО2 участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО3 (в соответствии с полномочиями доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель УМВД России по Омской области ФИО4 /в соответствии с полномочиями доверенности/ исковые требования не признал, суду представил письменные возражения на иск /л.д.92-95/. Дополнительно пояснил, что оснований для выплаты истцу поощрительной ежемесячной выплаты нет. Заявил о применении срока исковой давности к заявленным требованиям. Не отрицал наличие задолженности по выплате истцу выходного пособия, образовавшейся по причине отсутствия финансирования.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице управления Федерального Казначейства по Омской области ФИО5 (в соответствии с полномочиями доверенности) исковые требования нашла необоснованными в части взыскания денежных средств за счет казны РФ, суду представила письменный отзыв на иск (л.д.57-59).

Выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено и подтверждено документально, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу в <данные изъяты> Согласно приказу УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. , подполковник полиции ФИО2 был назначен на должность заместителя начальника управления – начальника отдела /отдел организации взаимодействия с органами государственной власти субъекта/ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГг., с установлением должностного оклада по 36 тарифному разряду в размере 22000 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну «совершенно секретно» - 20% ( от ДД.ММ.ГГГГ.), с сохранением ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание «Специалист 3 класса» - 5% по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. должностной оклад истца составлял 22880 рублей /л.д.22-24/.

Приказом УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 уволен со службы из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данному приказу, ФИО1 начислено единовременное пособие при увольнении в размере семи окладов денежного содержания в сумме 254800 рублей /л.д.118-119/.

До настоящего времени выплата единовременного пособия при увольнении работодателем работнику не произведена, что не оспаривалось представителем УМВД России по Омской области в ходе рассмотрения дела.

Между тем, в силу ч.4 ст.84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Таким образом, указанная денежная сумма подлежит взысканию с УМВД России по Омской области в пользу истца.

Истцом также заявлены требования о взыскании задолженности по поощрительной ежемесячной выплате в размере 20% за особые достижения в службе.

С 1 января 2012г. вступил в силу ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также с предоставлением им социальных гарантий.

Статьей 3 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч.3 ст.2 данного Федерального закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В силу ч. 4.6 ст.2 данного Федерального закона сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты:

- ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими - государственную тайну;

- премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

- поощрительные выплаты за особые достижения в службе;

- надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;

- коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

На момент увольнения истца со службы действовал приказ МВД России от 19 декабря 2011г. №1258 «Об утверждении порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

В силу п/п. «л» п.4.6 Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ежемесячные поощрительные выплаты устанавливаются в процентах от должностного оклада в размере 20% сотрудникам, замещающим должности заместителя начальника отдела, им равные и выше в подразделениях, входящих в состав полиции, осуществляющих функции по организации охраны общественного порядка, организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, исполнения административного законодательства, взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, лицензионно-разрешительной работы, вневедомственной охраны (кроме строевых подразделений), обеспечения безопасности дорожного движения (кроме строевых подразделений).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, при этом функции, полномочия и штатная численность передана Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, ФИО2 говорит о том, что ему незаконно не начислялась и не выплачивалась ежемесячная поощрительная выплата в размере 20% от должностного оклада, предусмотренная для заместителей начальников отделов и им равных должностей в подразделениях, входящих в состав полиции, осуществляющих функции по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Позиция ответчика сводится к тому, что на момент введения подпункта «л» в пункт 4.6 Порядка (приказ МВД России от 25 июня 2012г. №625 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты МВД России») и по настоящее время, согласно Типовой структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, утвержденной приказом МВД России от 30 апреля 2011г. №333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», в состав управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления входит отдел (отделение, группа) по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Сотрудникам, замещающим должности в указанном подразделении УМВД России по Омской области, в установленном порядке назначается поощрительная выплата. В соответствии с Типовой структурой подразделения по контролю за оборотом наркотиков МВД по республикам. ГУ (У) МВД России по иным субъектам в структуру УНК УМВД России по Омской области входит отдел по организации взаимодействия с органами государственной власти субъекта. Наименование входящих в состав полиции подразделений, «осуществляющих функции по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» (указанных в подпункте «л» пункта 4.6 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19 декабря 2011г. №1258), не идентично наименованию подразделения, входящего в состав УНК УМВД России по Омской области - «по организации взаимодействия о органами государственной власти». Таким образом, с учетом того, что после подписания Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016г. №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» не были внесены изменения в приказ МВД России от 19 декабря 2011г. №1258 (в частности, в подпункт «л» пункта 4.6 Порядка), отсутствуют основания для установления поощрительной выплаты за особые достижения в службе сотрудникам, замещающим должности в подразделениях УНК УМВД России по Омской области, осуществляющих функции по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суд не может согласиться с приведенной позицией ответчика.

Так, согласно Типовому положению об управлении по контролю за оборотом наркотиков Управления Министерства внутренних дел РФ, одной из задач УНК является взаимодействие в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту /п.12.3/ /л.д.26-28/.

Аналогичное положение закреплено и в п.9.1 Положения об отделе организации взаимодействия с органами государственной власти субъекта Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области /л.д.29-33/.

В силу п.13.27 должностной инструкции истца за ним была закреплена обязанность организовывать и осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ и иными органами местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию УНК /л.д.34-42/.

При этом, судом были проанализированы и приказ УМВД России по Омской области от 24.06.2014г. №505 «Об утверждении положения об Управлении организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полиции УМВД России по Омской области», и приказ УМВД России по Омской области от 28.04.2016г. №309 «Об утверждении положения об отделении по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полиции УМВД России по Омской области» /л.д.107-117/.

Из проведенного анализа можно сделать выводы о том, что и отдел организации взаимодействия с органами государственной власти субъекта <данные изъяты> и отделение по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полиции УМВД России по Омской области» являются структурными подразделениями Управлений, входящих в состав УМВД России по Омской области. В сфере взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления они имеют одинаковые цели и задачи, должностные лица указанных отделов и отделений наделены одинаковым объемом полномочий, необходимых для достижения поставленных целей и задач, разница которых заключается лишь в сфере компетенции.

Истец занимал должность, по которой предусмотрено начисление данного вида поощрительной выплаты.

Таким образом, применительно к изложенному, суд находит требования истца о взыскании ежемесячной поощрительной выплаты за особые достижения в службе также законными и обоснованными.

В соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В ходе судебного заседания представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями.

В силу ч.4 ст.72 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Представитель истца не привел уважительных причин для восстановления указанного срока.

При этом, как верно было подмечено представителем ответчика, истец ежемесячно получал заработную плату и был осведомлен относительно ее составляющих частей, он не был лишен возможности получить копии любых документов, связанных с его трудовой деятельностью.

Исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть за пределами установленного срока для такого обращения.

При таком положении суд не усматривает оснований для восстановления ФИО2 срока для обращения в суд с указанными требованиями.

По правилам ч.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом, ко взысканию подлежит задолженность по ежемесячной поощрительной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленному стороной ответчика контррасчету, размер данной задолженности составит 13137,55 рублей, из которой:

- за три дня июля 2018г. – 442,84 рублей;

- за август 2018г. – 4576 рублей;

- за сентябрь 2018г. – 4576 рублей;

- за октябрь 2018г. – 3542,71 рублей /л.д.121/.

Доводы представителя ответчика о том, что судом сумма задолженности по ежемесячной поощрительной выплате должна быть взыскана за вычетом налога на доходы физических лиц, несостоятельны, поскольку при взыскании в судебном порядке сумма налогов и обязательных платежей учету судом не подлежит, так как суд не является налоговым агентом в рамках трудовых правоотношений сторон.

По правилам ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Поскольку в судебном заседании установлено нарушение срока выплаты истцу выходного пособия при увольнении, а также ежемесячной поощрительной выплаты, то ко взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма компенсации за просрочку в выплате, согласно следующему расчету.

Расчет компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия при увольнении:

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.: 254800 руб. х 7,50% х 1/150 х 55 дней = 7007 руб.

Расчет компенсации за нарушение срока выплаты ежемесячной поощрительной выплаты при увольнении:

За ДД.ММ.ГГГГ.:

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.: 442,84 руб. х 7,25% х 1/150 х 47 дней = 10,06 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 442,84 руб. х 7,50% х 1/150 х 93 дня = 20,59 руб.

За ДД.ММ.ГГГГ.:

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ: 4576 руб. х 7,25% х 1/150 х 16 дней = 35,39 руб.;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 4576 руб. х 7,50% х 1/150 х 93 дня = 212,78 руб.

За ДД.ММ.ГГГГ

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.: 4576 руб. х 7,50% х 1/150 х 79 дней = 180,75 руб.

За ДД.ММ.ГГГГ.:

- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ: 3542,71 руб. х 7,50% х 1/150 х 48 дней = 85,03 руб.

Итого: 7551,16 рублей.

В силу п.14 ст.21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" /с изменениями от 28 декабря 2006 г./ определено, что размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При установленных судом обстоятельствах с учетом характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в 20000 рублей.

В связи с подачей данного искового заявления ФИО2 обратился за юридической помощью к ФИО3 ФИО6 основанием данных правоотношений выступил договор на оказание услуг по изготовлению искового заявления и представлению интересов в суде от ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО3 и ФИО2 Согласно п.3 данного договора, стороны установили вознаграждение в сумме 20000 рублей.

Денежные средства в размере 20000 рублей получены исполнителем, о чем свидетельствует расписка /л.д.48-49/.

Согласно п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. При этом, судом должно приниматься во внимание положение ч.1 ст.98 ГПК РФ, согласно которой в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При рассмотрении заявления о возмещении судебных расходов, связанных с оказанием юридической помощи в связи с рассмотрением указанного иска, суд исходит из обоснованности заявленных исковых требований, разумной цены услуг по сбору доказательств, относящихся к делу и опровергающих доводы ответчика, принимает во внимание общее количество судебных заседаний, проведенных по делу и, как следствие, затрат представителя истца на участие в них, и приходит к выводу о том, что сумма в размере 20000 рублей не является чрезмерно завышенной.

Учитывая, что исковые требования ФИО2 имущественного характера были удовлетворены частично /69% от заявленных ко взысканию/, с ответчика в пользу истца подлежит ко взысканию сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с Управления МВД России по Омской области в пользу ФИО2 13137 /тринадцать тысяч сто тридцать семь/ рублей 55 коп. – в счет задолженности по ежемесячной поощрительной выплате за особые достижения в службе, 254800 /двести пятьдесят четыре тысячи восемьсот/ рублей – единовременное пособие при увольнении, 7551 /семь тысяч пятьсот пятьдесят один/ рубль 16 коп. – компенсация за задержку выплат, 20000 /двадцать тысяч/ рублей – в счет компенсации морального вреда, 15000 /пятнадцать тысяч/ рублей – судебные расходы.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца.

Судья: /подпись/

Копия верна

Судья

Секретарь