ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-471/14 от 25.06.2014 Зарайского городского суда (Московская область)

  Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 «25» июня 2014 года г.Зарайск

 Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П.,

 при секретаре судебного заседания Лавровой Н.А.,

 с участием представителя Администрации города Зарайска Московской области по доверенности ФИО1,

 директора – главного редактора Государственного автономного учреждения Московской области «Информационное агентство Зарайского района Московской области» ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-471/14 по иску Администрации города Зарайска к Государственному автономному учреждению Московской области «Информационное агентство Зарайского района Московской области» о защите деловой репутации,

 У С Т А Н О В И Л:

 Администрация города Зарайска Московской области обратилась в суд с иском к Государственному автономному учреждению Московской области «Информационное агентство Зарайского района Московской области», главному редактору ФИО2 о защите деловой репутации, из содержания которого следует, что ----2014 г. в общественно-политической газете Зарайского муниципального района «За новую жизнь» N----(----) была опубликована статья под названием «Убраться или улететь?», которая содержит недостоверные сведения, порочащие деловую репутацию Администрации города Зарайска как органа местного самоуправления. Автор статьи не указан.

 В данной статье утверждается, что Администрация города Зарайска причастна к неоправданным повышениям тарифов, авариям, отключениям воды и электричества в жилых домах и соцобъектах.

 Раздел «ГОРОДСКОЕ ЖКХ - ЖДУТ, КОГДА ХАНА», цитата: «Оно и понятно: частые неоправданные повышения тарифов, аварии, отключения воды и электричества в жилых домах и соцобъектах - все это не способствует взаимопониманию между населением и городской администрацией. А именно в сферу ответственности входит контроль за сферой ЖКХ и благоустройством территорий».

 Администрация города Зарайска считает, что информация, изложенная в данной статье, является недостоверной и не соответствующей действительности по следующим основаниям.

 Вопросы местного значения поселения закреплены в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N21З1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

 В рамках вопроса местного значения поселения, предусмотренного п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона (организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации) предусмотрено установление и утверждение тарифов за предоставление жилищно-­коммунальных услуг населению.

 Однако, полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения муниципальное образование «Городское поселение Зарайск» ежегодно передает органам местного самоуправления Зарайского муниципального района на основании соглашения о передаче органам местного самоуправления Зарайского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Городское поселение Зарайск» (соглашение №----  от -----2014г. о передаче органам местного самоуправления Зарайского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Городское поселение Зарайск»).

 Следует отметить, что тарифы по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, утилизации бытовых отходов утверждаются распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области на соответствующий период (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам М.О. от 25.12.2012г. N215З-Р "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций" и др.).

 Тарифы на содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домов, содержанию и текущему ремонту общего имущества), а также плата за пользование жилым помещением (плата за наем) утверждаются решением Совета депутатов Зарайского муниципального района для МУП «ЕСКХ Зарайского района».

 В свою очередь реализацию полномочий органа местного самоуправления по водоотведению, водоснабжению, теплоснабжению, сбору и утилизации ТБО в жилом фонде осуществляет специализированная организация - МУП «ЕСКХ Зарайского района», которая на основании договоров по управлению многоквартирными домами, заключенных с собственниками жилых помещений, выполняет соответствующие работы. Данная информация размещена на официальном сайте организации (eskh-zaraisk.ru).

 Учредителем МУП «ЕСКХ Зарайского района» является Администрация Зарайского муниципального района, которая должна осуществлять контроль за его деятельностью.

 Из изложенного следует, что Администрация города Зарайска, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области ответственность за исполнение переданных Зарайскому муниципальному району полномочий не несёт.

 Кроме того, сведения о том, что Администрация города Зарайска должным образом не выполняет работы по содержанию городского кладбища, также являются недостоверными. Уборка городского кладбища и вывоз мусора осуществляются постоянно. Выполнение работ по содержанию городского кладбища осуществляет ООО «ЭКО ГАРАНТ» на основании муниципального контракта №----  от ----2014г. на выполнение работ по содержанию территорий городского кладбища в 1 полугодии 2014г., заключенного с Администрацией города Зарайска.

 Таким образом, опубликованная в газете «За новую жизнь» статья, по мнению истца, содержит недостоверные сведения о деятельности Администрации города Зарайска как органа местного самоуправления, порочащие его деловую репутацию.

 Организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности или порочащих честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

 Установленное ст.152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

 В соответствии с п.11 ст.152 Гражданского кодекса Российской Федерации правила названной статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

 Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

 На основании изложенного, ссылаясь на нормы ст.ст. 23, 46 Конституции Российской Федерации, п.п. 2, 11 ст.152 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.43 Закона РФ «О средствах массовой информации», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005г. N3 «О судебной практике о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Администрация города Зарайска просит обязать ответчика опровергнуть недостоверные сведения, содержащиеся в опубликованной им статье под названием "Убраться или улететь" в общественно­-политической газете Зарайского муниципального района «За новую жизнь» от -----2014г. в N----(-----) путем опубликования опровержения в ближайшем номере газеты на первой полосе за его счёт.

 К иску истцом приложен текст опровержения на статью «Убраться или улететь?» следующего содержания:

 «В предисловии к статье последнее предложение изложить в следующей редакции: «Создается впечатление, что Администрация Зарайского муниципального района не в состоянии контролировать сферы своей ответственности».

 Раздел «ГОРОДСКОЕ ЖКХ - «ЖДУТ, КОГДА ХАНА», переименовать «РАЙОННОЕ ЖКХ - «ЖДУТ, КОГДА ХАНА»

 Абзац 1 Раздела «РАЙОННОЕ ЖКХ - «ЖДУТ, КОГДА ХАНА» изложить в следующей редакции: «Жуткая контора хамов» или «ждут, когда хана» - именно так зачастую расшифровывают жители Зарайска аббревиатуру ЖКХ. Оно и понятно: частые неоправданные повышения тарифов, которые утверждает Совет депутатов Зарайского муниципального района, аварии, отключения воды и электричества в жилых домах и соцобъектах - все это не способствует взаимопониманию между населением и Администрацией Зарайского муниципального района. А ведь именно в ее сферу ответственности входит контроль за сферой ЖКХ и благоустройством территорий».

 Абзац 4 Раздела «РАЙОННОЕ ЖКХ - «ЖДУТ, КОГДА ХАНА» дополнить предложением следующего содержания: «В городе Зарайске сторонами этого диалога являются МУП «ЕСКХ Зарайского района», Администрация Зарайского муниципального района и жители».

 Абзац 5 Раздела «РАЙОННОЕ ЖКХ - «ЖДУТ, КОГДА ХАНА» изложить в следующей редакции: «Но районные власти как будто не слышат ни предостережения областного руководства, ни многочисленных жалоб и обращений жителей».

 Абзац 2 Раздела «ДОКОЛЕ» изложить в следующей редакции: «Почему же Администрация Зарайского муниципального района упорно игнорирует эти сигналы?! Когда уже начнется осознанное управление районом?! Пока на эти вопросы нет ответа.

 Абзац 3 Раздела «ДОКОЛЕ» изложить в следующей редакции: «А перед губернатором Московской области приходится краснеть руководителю района Н.К., в сферу ответственности которого входят проблемы районного масштаба, связанные с некачественной работой МУП «ЕСКХ Зарайского района», учредителем которой является Администрация Зарайского муниципального района».

 В судебном заседании представитель Администрации города Зарайска по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, просила его удовлетворить в полном объёме. В судебном заседании она дополнила основания иска, указав, что недостоверными Администрация города Зарайска считает следующие высказывания, содержащиеся в статье «Убраться или улететь», которые порочат деловую репутацию истца:

 - в предисловии к статье: «Создается впечатление, что городская администрация просто не управляет процессом обустройства своих территорий»;

 - наименование Раздела «ГОРОДСКОЕ ЖКХ - «ЖДУТ, КОГДА ХАНА»;

 - предложения в Разделе «ГОРОДСКОЕ ЖКХ – «ЖДУТ, КОГДА ХАНА» в части предложений: «Оно и понятно: частые неоправданные повышения тарифов, аварии, отключения воды и электричества в жилых домах и соцобъектах - все это не способствует взаимопониманию между населением и городской администрацией. А ведь именно в сферу её ответственности входит контроль за сферой ЖКХ и благоустройством территорий», «Отсутствие внятного и конструктивного диалога между управляющими компаниями, местными властями и жителями Воробьев признавал основной причиной напряженности в региональном ЖКХ. Но городские власти как будто не слышат ни предостережения областного руководства, ни многочисленных жалоб и обращений жителей»;

 - фраз в Разделе «Ритуальный кризис»: «Почему в самый неподходящий момент, когда в настоящее время происходит массовое посещение кладбища, у МУП «Ритуал» не оказалось средств на обустройство своего объекта? Почему возникла такая несогласованность, которой не было при прежних городских руководителях?.. Грязь, неубранный мусор, отсутствие достаточного числа скамеек – это форменное неуважение по отношению к своим землякам!»;

 - предложения в Разделе «ДОКОЛЕ»: «Почему же городские власти упорно игнорируют эти сигналы?! Когда уже начнется осознанное и упорядоченное управление городом?! Пока на эти вопросы нет ответа. А перед губернатором Московской области приходится краснеть руководителю района Н.К., в сферу ответственности которого городские проблемы не входят.»

 Представитель Государственного автономного учреждения Московской области «Информационное агентство Зарайского района Московской области, директор – главный редактор ФИО2 возражала против удовлетворения иска. В судебном заседании указала, что оспариваемая статья редакционная. Порочащих сведений, изложенных в утвердительной форме, в оспариваемой статье нет. Приведенные высказывания представляют собой не обвинение должностных лиц Администрации города Зарайска в совершении преступлений и правонарушений, а направлено на развитие дискуссии, на обсуждение по вопросу, представляющему общественный интерес. Высказывания автора, приведенные в статье «Убраться или улететь?», которые истец считает недостоверными, основаны на его личном подозрении и являются оценочными суждениями. Данные оценочные суждения не могут быть проверены на соответствие действительности.

 Суд, выслушав участников процесса, тщательно исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

 Судом установлено, что -----2014г. в общественно-политической газете Зарайского муниципального района «За новую жизнь» N---- (-----) была опубликована статья под названием «Убраться или улететь?». Издателем и соучредителем газеты является ГАУ МО «Информационное агентство Зарайского района Московской области».

 Согласно приказу №---- от -----2012г. Министра по делам печати и информации Правительства Московской области ФИО3 должность директора – главного редактора ГАУ МО ««Информационное агентство Зарайского района Московской области» занимает ФИО2.

 Из объяснений ФИО2 следует, что оспариваемая статья «Убраться или улететь» это редакционная статья.

 Истец обжалует отдельные высказывания, содержащиеся в названной статье, полагая, что они являются несоответствующими действительности и порочат деловую репутацию органа местного самоуправления.

 Согласно положениям ст.150 ГК РФ деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, в случаях и порядке, ими предусмотренными.

 В силу п.1 ст.152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

 Правила данной статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица (пункт 7 ст.152 ГК РФ).

 Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» по делам данной категории необходимо иметь ввиду, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений, несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

 В соответствии с пунктом 7 указанного Постановления, под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

 При вынесении настоящего решения суд исходит из доказанности факта распространения ответчиком в статье «Убраться или улететь?» части сведений об истце, не соответствующих действительности, порочащих его деловую репутацию, в связи с чем приходит к выводу о наличии оснований для применения гражданско-правовой ответственности по ст.152 ГК РФ к ответчику.

 В силу п.1 ст.152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике.

 Истец обязан доказать только факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005г. №3).

 Директор – главный редактор ГАУ МО ««Информационное агентство Зарайского района Московской области» ФИО2, не отрицая факт размещения в газете «За новую жизнь» редакционного материала «Убраться или улететь?», указала, что основанием для написания статьи явилось желание редакции развить среди жителей района дискуссию по вопросу ЖКХ, который представляет большой общественный интерес. Также она пояснила, что редакции не было ничего известно о передаче органам местного самоуправления Зарайского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Городское поселение Зарайск», в том числе в сфере ЖКХ.

 В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.4 п.1 ст.6 Устава муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области к вопросам местного значения городского поселения Зарайск отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 Согласно ч.3 ст.7 Устава муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области органы местного самоуправления городского поселения вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Зарайского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района, а также о приеме ими для осуществления части полномочий муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

 На основании соглашения №7 от 27.01.2014г. о передаче органам местного самоуправления Зарайского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Городское поселение Зарайск», подписанного главой города Зарайска П.В.Н. и главой Зарайского муниципального района Е.А.В., на период с -----2014г. по ----2014г. городское поселение Зарайск передало Зарайскому муниципальному району следующие полномочия по решению вопросов местного значения: по организации в границах поселения электро-, тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в том числе: определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; утверждение производственных программ организаций коммунального комплекса; утверждение технического задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; осуществление расчета цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным Министерством экономики Московской области для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение в соответствии с действующим законодательством; осуществление мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ; публикация информации о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; заключение с организациями коммунального комплекса договоров в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющих условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; привлечение соответствующих организаций для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением поселения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

 Ранее на период действия с ----2013г. по ----2013г. между муниципальными образованиями «Городское поселение Зарайск», в лице главы города Зарайска С.О.А., и «Зарайский муниципальный район» Московской области, в лице главы Зарайского муниципального района Е.А.В., было заключено соглашение №---- от -----2012г. о передаче органам местного самоуправления Зарайского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Зарайск Зарайского муниципального района. В соответствии с п.1.2.1 в предмет указанного соглашения входит: передача поселением муниципальному району следующих полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения: по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в том числе: определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; утверждение производственных программ организаций коммунального комплекса; утверждение технического задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; осуществление расчета цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным Министерством экономики Московской области для соответствующего муниципального образования, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение в соответствии с действующим законодательством; осуществление мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ; публикация информации о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; заключение с организациями коммунального комплекса договоров в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющих условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; привлечение соответствующих организаций для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; утверждение тарифов на содержание и ремонт жилья для жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищному фондам, а также жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, в случае, если собственники квартир в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; установление размера платы за наём жилых помещений для нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности; утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением поселения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

 Таким образом, органы местного самоуправления города Зарайска, в том числе истец не участвуют в разработке и не принимают, не утверждают нормативные правовые акты об установлении, введении на территории поселения тарифов, нормативов на жилищно-коммунальные услуги, в их компетенцию не входит контроль за сферой ЖКХ.

 Не относится к компетенции городской администрации в соответствии с Уставом муниципального образования также решение вопросов об устранении аварий на объектах ЖКХ, отключений воды и электричества в жилых домах и соцобъектах.

 Тарифы по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, утилизации бытовых отходов утверждаются распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области на соответствующий период (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам М.О. от 25.12.2012г. N215З-Р "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций" и др.).

 Тарифы на содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домов, содержанию и текущему ремонту общего имущества), а также плата за пользование жилым помещением (плата за наем) утверждаются решением Совета депутатов Зарайского муниципального района для МУП «ЕСКХ Зарайского района».

 В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Муниципального унитарного предприятия «Единая служба коммунального хозяйства Зарайского района» (http://eskh-zaraisk.ru//), именно данная специализированная организация оказывает услуги по водоотведению, водоснабжению, теплоснабжению, сбору и утилизации ТБО в жилом фонде на территории города Зарайска на основании договоров по управлению многоквартирными домами, заключенных с собственниками жилых помещений.

 Вопросы устранения аварий на электросетях в г.Зарайске относятся в зависимости от принадлежности коммуникаций к компетенции ОАО «МОЭСК» и ОАО «Зарайская электроэксплуатационная компания».

 Обязанности главы Зарайского муниципального района с ------ 2014 года временно исполнял К.Н.В. (постановление от -----2014г. №-----).

 В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчик не представил доказательств соответствия действительности указанных в статье «Убраться или улететь» высказываний, приведенных в Разделе «ГОРОДСКОЕ ЖКХ – «ЖДУТ, КОГДА ХАНА» в предложениях втором и третьем абзаца первого, предложении первом абзаца шестого (во взаимосвязи): «Оно и понятно: частые неоправданные повышения тарифов, аварии, отключения воды и электричества в жилых домах и соцобъектах – все это не способствует взаимопониманию между населением и городской администрацией. А именно: в сферу её ответственности входит контроль за сферой ЖКХ и благоустройством территорий», «Но городские власти как будто не слышат ни предостережений областного руководства, ни многочисленных жалоб и обращений жителей»; в разделе «ДОКОЛЕ» в предложении первом абзаца третьего: «А перед губернатором Московской области приходится краснеть руководителю района Н. К., в сферу ответственности которого городские проблемы не входят».

 В свою очередь, истец представил доказательства того, что распространенная в обжалуемой статье «Убраться или улететь?» информация о полномочиях Администрации города Зарайска в указанной части не соответствует действительности, все спорные высказывания сформулированы в такой форме, что во взаимосвязи, при их прочтении формируется негативное отношение читателей к деятельности городской администрации.

 Частями 4 и 5 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» предусмотрено, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения, а порочащими в частности являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

 Суд, оценивая содержащиеся в статье «Убраться или улететь» и перечисленные выше сведения, приходит к выводу, что они не соответствуют действительности, форма их выражения носит утвердительный характер, не содержит оценочных суждений, при прочтении статьи складывается определенное негативное мнение об истце. Данные сведения не могут рассматриваться как субъективное мнение лица, их распространившего, поскольку распространитель сообщил о них как о фактах, имевших место в действительности (фактически они сводятся к тому, что сфера ЖКХ находится в компетенции городской администрации, отношение городских властей к выполнению своих полномочий в указанной сфере ненадлежащее); указанные сведения порочат и умаляют деловую репутацию Администрации города Зарайска, поскольку могут создать ложное представление о том, что истец, будучи исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет свою деятельность с нарушениями действующего законодательства, проявляет недобросовестность при осуществлении административно-хозяйственной деятельности.

 Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст.12 ГПК РФ, а также положений ст.56 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.

 Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию Администрации города Зарайска сведений, изложенных -----2014г. в общественно-политической газете Зарайского муниципального района «За новую жизнь» N---- (----) в статье под названием «Убраться или улететь?», а именно: в Разделе «ГОРОДСКОЕ ЖКХ – «ЖДУТ, КОГДА ХАНА» в предложениях втором и третьем абзаца первого, предложении первом абзаца шестого (во взаимосвязи): «Оно и понятно: частые неоправданные повышения тарифов, аварии, отключения воды и электричества в жилых домах и соцобъектах – все это не способствует взаимопониманию между населением и городской администрацией. А именно: в сферу её ответственности входит контроль за сферой ЖКХ и благоустройством территорий», «Но городские власти как будто не слышат ни предостережений областного руководства, ни многочисленных жалоб и обращений жителей»; в Разделе «ДОКОЛЕ» в предложении первом абзаца третьего: «А перед губернатором Московской области приходится краснеть руководителю района Н. К., в сферу ответственности которого городские проблемы не входят», подлежат удовлетворению.

 Вместе с тем, по мнению суда, нет оснований считать высказывания, содержащиеся:

 - в предисловии к обжалуемой статье: «Создается впечатление, что городская администрация просто не управляет процессом обустройства своих территорий» и в предложениях «Почему же городские власти упорно игнорируют эти сигналы?! Когда уже начнется осознанное и упорядоченное управление городом?! Пока на эти вопросы нет ответа» Раздела «ДОКОЛЕ», недостоверными, поскольку они по форме подачи являются оценочными суждениями, выражающими субъективное мнение редакции газеты. Их нельзя считать, по мнению суда, утверждениями;

 - в наименовании Раздела «ГОРОДСКОЕ ЖКХ - «ЖДУТ, КОГДА ХАНА», - порочащими деловую репутацию органа местного самоуправления, так как фраза является вольным прочтением аббревиатуры ЖКХ, не является утверждением о фактах или событиях, которые не имели места в реальности;

 - в предложении «Отсутствие внятного и конструктивного диалога между управляющими компаниями, местными властями и жителями Воробьев признавал основной причиной напряженности в региональном ЖКХ» в Разделе «ГОРОДСКОЕ ЖКХ – «ЖДУТ, КОГДА ХАНА», несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца, поскольку оно не обращено конкретно к Администрации города Зарайска.

 Что касается фраз в Разделе «Ритуальный кризис»: «Почему в самый неподходящий момент, когда в настоящее время происходит массовое посещение кладбища, у МУП «Ритуал» не оказалось средств на обустройство своего объекта? Почему возникла такая несогласованность, которой не было при прежних городских руководителях?.., то суд также не может признать их недостоверными, поскольку они выражены в форме вопросительных, а не утвердительных предложений. Фактически они призывают читателей к обсуждению вопроса, имеющего общественный резонанс. Кроме того, истец не представил суду доказательства надлежащего и своевременно финансирования работ по благоустройству кладбища в период 2013г. - в 1 квартал 2014 г..

 Не имеет юридического значения в этой связи, утверждение истца о том, что с ----2014г. Администрацией города Зарайска заключен муниципальный контракт с ООО «ЭКО ГАРАНТ» №---- на выполнение работ по содержанию территории городского кладбища в 1 полугодии 2014г.

 А значит, отсутствуют основания для удовлетворения иска Администрации города Зарайска об обязании ответчика опровергнуть распространенную информацию в указанной части.

 Кроме того, Администрацией города Зарайска заявлено требование об обязании ответчика опровергнуть недостоверные сведения, содержащиеся в статье под названием "Убраться или улететь" путем опубликования текста опровержения, подготовленного истцом и приложенного к иску, в ближайшем номере газеты на первой полосе за его счёт.

 Согласно пунктам 1, 2, 7 ст.152 ГК РФ юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

 Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. N3 «О судебной практике по делам о защите чести, достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» при удовлетворении иска суд в резолютивной части решения обязан указать способ опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений и при необходимости изложить текст опровержения, где должно быть указано, какие именно сведения являются не соответствующими действительности порочащими сведениями, когда и как они были распространены, а также определить срок, в течение которого оно должно последовать.

 В соответствии со ст.43 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации» гражданин и организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

 Учитывая, что истцом доказана совокупность обстоятельств (факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений, несоответствие их действительности), необходимых для признания иска о защите деловой репутации обоснованным, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Администрации города Зарайска об опубликовании опровержения сведений, порочащих деловую репутацию органа местного самоуправления, за счет ответчика.

 Однако при этом суд полагает, что опровержение должно быть опубликовано в ближайшем номере названной газеты со дня вступления настоящего решения в законную силу, на том же месте полосы, тем же шрифтом, что и опровергаемый материал, на основании ст.44 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации», а не как просит истец в ближайшем номере газеты на первой полосе.

 Суд отказывает истцу в удовлетворении заявленного требования об опровержении недостоверных сведений путем публикации текста опровержения, подготовленного Администрацией города Зарайска, поскольку настоящим решением иск удовлетворен частично, а текст опровержения содержит информацию и по тем высказываниям, в признании которых недостоверными отказано, в нем содержатся грамматические ошибки. Кроме того, по мнению суда, по существу представленный текст не является опровержением распространенной недостоверной информации, а переиначивает ранее опубликованную статью, дополняет её новыми данными.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление Администрации города Зарайска к Государственному автономному учреждению Московской области «Информационное агентство Зарайского района Московской области» о защите деловой репутации удовлетворить частично.

 Обязать Государственное автономное учреждение Московской области «Информационное агентство Зарайского района Московской области» в лице директора – главного редактора ФИО2 опровергнуть недостоверные сведения, содержащиеся:

 - в разделе «ГОРОДСКОЕ ЖКХ – «ЖДУТ, КОГДА ХАНА» в предложениях втором и третьем абзаца первого, предложении первом абзаца шестого (во взаимосвязи): «Оно и понятно: частые неоправданные повышения тарифов, аварии, отключения воды и электричества в жилых домах и соцобъектах – все это не способствует взаимопониманию между населением и городской администрацией. А именно: в сферу её ответственности входит контроль за сферой ЖКХ и благоустройством территорий.», «Но городские власти как будто не слышат ни предостережений областного руководства, ни многочисленных жалоб и обращений жителей.»;

 - в разделе «ДОКОЛЕ» в предложении первом абзаца третьего: «А перед губернатором Московской области приходится краснеть руководителю района Н.К., в сферу ответственности которого городские проблемы не входят.»

 в статье под названием «Убраться или улететь» в общественно-политической газете Зарайского муниципального района «За новую жизнь» от ---- 2014 года в номере №--- (---) путем опубликования за его счет опровержения в ближайшем номере названной газеты, со дня вступления настоящего решения в законную силу, которое должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение" на том же месте полосы, что и опровергаемый материал.

 В остальной части исковых требований - об обязании ответчика опровергнуть недостоверные сведения, содержание в опубликованной им статье под названием «Убраться или улететь» в общественно-политической газете Зарайского муниципального района «За новую жизнь» от --- 2014 года в номере №--- (-----) путем опубликования прилагаемого и подготовленного истцом текста опровержения на первой полосе - отказать.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Мотивированное решение судом изготовлено в окончательной форме 04 июля 2014 года.

 Судья Н.П. Бондаренко