ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-471/18 от 05.06.2018 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-471/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июня 2018 года город Железноводск

Железноводский городской суд Ставропольского края РФ

в составе:

председательствующего судьи Гараничевой И.П.,

при секретаре судебного заседанияПавловой Н.Г.,

с участием:

истца - помощника прокурора города Железноводска Горобец Б.И.,

представителей ответчиков - ФИО1, ФИО2, ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора города Железноводска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних,

к

администрации города-курорта Железноводска, Управлению образования администрации города-курорта Железноводска, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» города-курорта Железноводска

о возложении обязанности определить перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в образовательном учреждении,

установил:

Прокурор города Железноводска, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с исковым заявлением к администрации города-курорта Железноводска, Управлению образования администрации города-курорта Железноводска, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» города-курорта Железноводска о возложении обязанности на директора МКДОУ «Детский сад «Ромашка» города-курорта Железноводска определить перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в образовательном учреждении.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проверено исполнение требований федерального законодательства, связанного с обеспечением комплексной безопасности образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад «Ромашка» города-курорта Железноводска.

Правовые основы создания здоровых и безопасных условий участников образовательного процесса изложены в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона № 273-ФЗ), от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ), а также иными законами и нормативными правовыми актами.

В силу положений ст. 43 Конституции РФ государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В соответствии со ст. 2 Закона № 35-ФЗ, закрепившей основные принципы противодействия терроризму, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно п.7 ст. 2 Закона - ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма. Из этого следует, что меры по предупреждению терроризма носят приоритетный характер по отношению к другим.

На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа. В силу п. 3 ст. 5 Закона № 35-ФЗ, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно пп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма.

МКДОУ «Детский сад «Ромашка» является юридическим лицом, учредителем которого является администрация города Железноводска. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Из этого следует, что школа, являясь муниципальным образовательным учреждением, финансируется из муниципального бюджета городского округа.

В силу п. 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (тер­риторий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования, должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (террито­рии), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Вместе с тем установлено, что директором МКДОУ «Детский сад «Ромашка» не определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Невыполнение МКДОУ «Детский сад «Ромашка» требований закона влечет невозможность обеспечения безопасности граждан и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Выявленные нарушения законодательства могут так же привести к чрезвычайным ситуациям и ставят под угрозу безопасное пребывание детей в общеобразовательном учреждении.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, других доводов не имел.

Представители ответчиков - администрации города-курорта Железноводска, Управления образования администрации города-курорта Железноводска, МКДОУ «Детский сад «Ромашка», в судебном заседании исковые требования прокурора признали полностью.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, учитывая признание исковых требований ответчиками, суд считает, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона «Об образовании», охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Из приведенных положений Закона следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу п. 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (тер­риторий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (террито­рии), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Как установлено судом и следует из материалов дела, МКДОУ «Детский сад «Ромашка» города-курорта Железноводска является юридическим лицом, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование город - курорт Железноводск, в лице администрации города-курорта Железноводска (п.1.6 Устава).

Полномочия учредителя учреждения осуществляет управление образования администрации города-курорта Железноводска (п.1.7 Устава).

Единоличным исполнительным органом казенного учреждения является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью казенного учреждения, и назначается на должность приказом Учредителя по согласованию с Главой города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Согласно п.4.3 Устава казенное учреждение обеспечивает права каждого воспитанника в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующим законодательством РФ.

Воспитаннику в учреждении гарантируется охрана жизни и здоровья, защита от всех форм физического и психического насилия.

Однако, до настоящего времени, директором МКДОУ «Детский сад «Ромашка» не определен перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Учитывая изложенное, требования прокурора являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В силу требований ст.206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора города Железноводска в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации города-курорта Железноводска, Управлению образования администрации города- курорта Железноводска, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ромашка» города-курорта Железноводска, удовлетворить.

Обязать директора МКДОУ «Детский сад «Ромашка» города-курорта Железноводска определить перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в образовательном учреждении в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий

судья И.П. Гараничева