Дело № 2-471/19 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 мая 2019 года г. Ярославль Ленинский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующий судья Филипповский А.В., при секретаре Постновой Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ярославля в защиту интересов ФИО1 к ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», ПАО «ТНС энерго Ярославль» о защите прав потребителя, УСТАНОВИЛ: В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Ярославля проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу законности действий ответчиков при начислении платы за потребленную электроэнергию, установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>. Согласно сведений ПАО «ТНС энерго Ярославль» в период с 01.01.1986 г. по 25.10.2018 г. жилое помещение было оборудовано индивидуальным прибором учета электроэнергии СО-2 (далее ИПУ) №, дата поверки 01.01.1986 г., межпроверочный интервал 16 лет. С 26.10.2018 г. квартира оборудована ИПУ Меркурий 201.5 №. ФИО1 приобрел квартиру в 1998 г., при этом ему не были переданы технические и иные документы на индивидуальный прибор учета электроэнергии. ОАО «Управдом Ленинского района» осуществляет управление многоквартирным домом № на основании договора управления от 01.01.2008 г., в соответствии с которым имеет право не реже чем 1 раз в 6 месяцев осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний ИПУ, их исправности. ПАО «ТНС энерго Ярославль» на основании договора с ОАО «Управдом Ленинского района» от 04.02.2016 г. осуществляет поставку электроэнергии в указанный многоквартирный дом, в соответствии с договором и дополнительным соглашением к нему поставщик обязан в соответствии с установленными порядками и сроками осуществлять контрольное снятие показаний ИПУ, проверки их состояния, все необходимые действия при проведении проверки состояния ИПУ. За период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. ПАО «ТНС энерго Ярославль» производило начисление платы за электрическую энергию ФИО1 на основании показаний ИПУ. С 01.01.2017 г. по настоящее время начисление платы за потребленную электроэнергию ФИО1 осуществляет ОАО «Управдом Ленинского района», которое по октябрь 2018 г. производило начисление платы за потребленную электроэнергию ФИО1 по установленному прибору учета, только в квитанции за август 2018 г. управляющая компания уведомила ФИО1 о необходимости замены прибора учета, в октябре 2018 г. ОАО «Управдом Ленинского района» выполнен перерасчет оплаты за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. исходя из нормативов потребления электроэнергии в размере 2 009,7 руб. Ссылаясь на соответствующие нормативные акты, в том числе п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов № 354 указано, что ПАО «ТНС энерго Ярославль» не направляло ФИО1 уведомление о необходимости замены ИПУ, при этом ответчикам было известно о типе установленного у ФИО1 прибора учета, по показаниям которого в течение свыше трех лет взималась плата за оказание услуг по электроэнергии, в связи с изложенным, прокурор полагает, что ответчики действовали недобросовестно и злоупотребили своим правом. Судом в качестве соответчика привлечено ПАО «ТНС энерго Ярославль». Прокурором в интересах ФИО1 заявлены требования к ОАО «УОМД Ленинского района», а также с учетом уточнения требований в суде кПАО «ТНС энерго Ярославль» о признании незаконными действий ответчиков о начислении задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. исходя из нормативов потребления, обязать ОАО «Управдом Ленинского района выполнить ФИО1 перерасчет за потребленную электроэнергию за указанный период в размере 2 009,7 руб. В суде помощник прокурора г. Ярославля Марченкова Е.В. исковые требования поддержала по изложенным доводам, истец ФИО1 в суд не явился, извещен надлежаще. В суде представитель ответчика ОАО «УОМД Ленинского района» ФИО2 иск не признала, поддержала представленный отзыв, согласно которому по данным управляющей компании для расчетов по квартире истца использовался ИПУ СО-2, срок эксплуатации которого истек 01.12.2002 г., в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг данный прибор не мог использоваться для учета для расчетов за услугу электроснабжение, на основании договора снабжения электроэнергией от 04.02.2016 г., дополнительного соглашения к нему от 29.10.2018 г. ПАО «ТНС энерго Ярославль» выполняет расчет дополнительных объемов и суммы перерасчета за услугу электроснабжения исходя из показаний приборов учета, нормативов потребления и передает реестр доначислений за указанный в иске период за 2016 г. ОАО «Управдом Ленинского района», которое в свою очередь обеспечивает выставление сумм доначислений в платежных документах за текущий период и обеспечивает поступление денежных средств на счет ПАО «ТНС», ответчик УОМД не распоряжается денежными средствами потребителей, просили в иске в отношении УОМД отказать (л.д.83) В суде представитель ПАО «ТНС Энерго Ярославль» по доверенности ФИО3 иск не признала, поддержала представленные отзывы, согласно которым по данным управляющей компании для расчетов в 2016 г. по квартире истца использовался ИПУ типа СО-2 №, межпроверочный интервал которого составляет 16 лет, дата поверки счетчика 01.01.1986 г., дата следующей поверки 01.01.2002 г., счетчик не поверен, межпроверочный интервал истек 01.01.2002 г. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг прибор СО-2 не мог использоваться для учета для расчетов за услугу электроснабжение, так как считается вышедшим из строя, в связи с чем за 2016 г. был произведен перерасчет по нормативу 148 кВтч исходя из двух лиц прописанных в квартире, в октябре 2018 г. истцу доначислена разница между начислением по нормативу и фактически начисленным объемом по предоставленным показаниям прибора в сумме 2 009,71 руб., обязанность по обеспечению установки ИПУ и его своевременной поверке возложена на потребителя коммунальных услуг и собственника помещения, законом не установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг уведомлять потребителей о необходимости замены прибора учета, сроки поверки приборов учета определяются техническими документами, их истечение не связано со сроками проверки приборов учета исполнителем коммунальных услуг, ТНС осуществляло поверку прибора согласно акта от 19.04.2016 г., в силу п. 59 Правил № 354 перерасчет платы за коммунальную услугу электроснабжение по нормативам по истечении срока поверочного интервала производится по факту выхода прибора учета из строя, а не в результате проведения его проверки исполнителем коммунальных услуг, просили в иске отказать (л.д.85,150). Третье лицо ООО «Энергоконтроль» в суд не явилось, извещено надлежаще. Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником однокомнатной <адрес> на основании договора купли-продажи от 24.11.1997 г., где и зарегистрирован с членом семьи. В квартире истца был установлен прибор учета марки СО-2 №, межповерочный интервал ИПУ составляет 16 лет, дата проверки счетчика 01.01.2002 г., счетчик не поверен, межпроверочный интервал истек 01.01.2002 г., указанные обстоятельства сторонами не оспаривались. За период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. расчет оплаты за потребление электроэнергии ПАО «ТНС энерго Ярославль» производен перерасчет оплаты электроэнергии по нормативу потребления – 148 кВтч в месяц исходя их двух зарегистрированных лиц в размере 2 009,71 руб. Истцом оспаривается законность начисления оплаты по нормативу за указанный период. На основании договора снабжения электрической энергией от 04.02.2016 г., дополнительного соглашения к нему от 04.02.2016 г. ПАО «ТНС энерго Ярославль» обязалось осуществлять продажу электроэнергии, оказывать услуги по передачи электроэнергии покупателю ОАО «Управдом Ленинского района», а покупатель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором, согласно дополнительного соглашения покупатель поручает, а поставщик принимает на себя обязательство за вознаграждение от своего имени и за счет покупателя обеспечить исполнение обязанностей исполнителя коммунальной услуги–электроснабжение, в части коммунальных услуг, предоставленных в жилом помещении, собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе указанного в иске дома. Согласно п. 12 дополнительного соглашения поставщик обязан в соответствии с порядком и сроками, установленными нормативно-правовыми актами РФ осуществлять: контрольные снятия показаний ИПУ, проверки состояния ИПУ, все иные необходимые действия при проведении проверки ИПУ. На основании договора уступки прав требования от 31.10.2018 г. ОАО «Управдом Ленинского района» уступило ПАО «ТНС энерго Ярославль» право требования платы за электроснабжение с собственников и нанимателей жилых помещений за период с января по декабрь 2016 г. включительно. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1); расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2); собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5). В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с абз. 3 п. 145 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. Аналогичная обязанность предусмотрена п. 81 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Пункты 82,83 Правил устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), по результатам которой составляется акт проверки ИПУ. Согласно акта проверки от 19.04.2016 г. ПАО «ТНС энерго Ярославль» проводилась проверка состояния ИПУ, согласно акта ИПУ находится в квартире ФИО1, отсутствует допуск к ИПУ (л.д.110) В силу п. 81(12) Правил Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. В силу п. 81(13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). Согласно подп. «г» п. 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. В силу п.п. «д» п. 34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, Согласно п. 42 Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента. В случае выхода прибора учета из строя (механическая поломка) либо пропуск межповерочного интервала, либо несоответствия класса точности прибора учета (согласно Постановлению Правительства N 442 от 04.05.2012), ответственность по замене индивидуального прибора учета возложена на собственника жилого помещения. Следовательно, инициатором проведения указанных мероприятий должен выступать собственник жилого или нежилого помещения. Затраты на приобретение и установку прибора учета несет собственник помещения в многоквартирном доме. Ввод в эксплуатацию и опломбировка установленного прибора учета как один из этапов ввода в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявления потребителя без взимания за это платы. Обеспечение ввода в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета является прямой обязанностью исполнителя, предусмотренной пп. "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, которую он обязан выполнить по заявлению потребителя не позднее месяца, следующего за датой установки прибора учета. При этом из анализа указанного законодательства следует, что обязанность исполнителя коммунальных услуг по уведомлению потребителей о замене приборов учета не установлена. Доводы истца о том, что ФИО1 не был надлежащим образом уведомлен о необходимости замены прибора учета несостоятельны, законом не предусмотрена обязанность ТНС извещать потребителей о необходимости поверки прибора учета или его замены. При этом суд учитывает, что в квитанции за июнь 2016 г. от имени ПАО «ТНС энерго Ярославль» указано на обязанность собственника по оснащению помещения ИПУ, его своевременной поверке и замене, предложено обратиться в общество для заключения договора на замену ИПУ (л.д.51), таким образом ФИО1 также был проинформирован о необходимости осуществления контроля за ИПУ (л.д.51). В части требований о признании незаконным расчета задолженности по оплате электроэнергии по нормативу, суд руководствуется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которыми предусмотрено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечению срока его проверки в соответствие с требованиями ст. 157 Жилищного кодекса РФ, расчет оплаты за коммунальную услугу - электрическую энергию, предоставленную на жилое помещение, производится по среднемесячному потреблению и нормативу потребления (п. п. 42, 59, 60). Согласно п. 59 Правил № 354 Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. То есть перерасчет платы за коммунальную услугу за электроэнергию по нормативам потребления вследствие истечения срока межповерочного интервала (то есть выход ИПУ из строя) производится именно по факту выходы такого ИПУ из строя, а не в результате проведения его проверки исполнителем коммунальных услуг. В соответствии со ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. По истечении установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать непригодность, отсутствие прибора учета. В связи с чем, его показания не могли применяться при расчете платы за электроэнергию. Следовательно, перерасчет платы за потребление электрической энергии за 2016 г. внутри жилого помещения производился ПАО «ТНС энерго Ярославль» на основании действовавших в соответствующий период нормативов потребления электрической энергии, в том числе с учетом Постановления Правительства ЯО № 789-п от 10.08.2012 г. в соответствующих редакциях, при этом размер самого перерасчета сторонами не оспаривается. Факт оборудования квартиры ИПУ Меркурий с 26.10.2018 г. не имеет правового значения по рассматриваемому спору. Таким образом, на основе обстоятельств дела, установленных по совокупности исследованных доказательств, указанных норм права, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Ярославля в защиту интересов ФИО1 отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Ярославля в защиту интересов ФИО1 к ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района», ПАО «ТНС энерго Ярославль» о защите прав потребителя отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Филипповский А.В. |