ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-471/19КОПИ от 20.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-471/19 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 20 февраля 2019 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,

с участием представителя истца Тиуновой О.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ТУ Министерства социального развития Пермского края по г. Перми - Плотникова Н.П., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства социального развития Пермского края – Пономаревой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Тиуновой Эльвиры Владимировны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми об установлении факта обращения, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми об установлении факта обращения с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка в отдел по Свердловскому району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми в 2013-2017 годах, о возложении обязанности на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми выдать сертификат на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка и разрешить его реализацию. В обоснование требований указала, что в соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 29.02.2012 №5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» женщины, родившие третьего и последующих детей начиная с 01.01.2011 по 31.12.2015, постоянно проживающие на территории Пермского края не менее 5 лет на дату подачи заявления о выдаче сертификата, подавшие заявление не позднее 31.12.2017, имеют права на получение сертификата на региональный материнский капитал. В октябре 2013 года и в последующем в 2014-2016 года истец обращалась в отдел по Свердловскому району ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми за получением сертификата, однако ей было отказано в приеме заявления ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт проживания на территории Пермского края в период с сентября 2012 года на протяжении пяти лет. В настоящее время указанный факт проживания подтвержден решением Ленинского районного суда г.Перми от 10.07.2018.

В судебное заседание истец не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что с письменным заявлением о предоставлении сертификата на региональный материнский капитал истец в ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми, в том числе через отдел по Свердловскому району г. Перми, не обращалась, имели место только устные обращения, письменное заявление и документы истец не подавала, так как были даны разъяснения, что нет подтвержденного факта проживания на территории Пермского края в течение 5 лет. Факт проживания на территории Пермского края в течение 5 лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ был установлен решением Ленинского районного суда г. Перми. В судебных прениях представитель истца также указала, что ФИО1 был выдан сертификат на региональный материнский капитал по предыдущему месту жительства, но не был ею реализован в связи с тем, что ребенку на тот момент не было 1 года, а в последствии истец выехала на постоянное место жительства в Пермский край.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, поддержав доводы письменных возражений, согласно которым ФИО1 на её неоднократные устные обращения давались консультации о перечне документов, необходимых для оформления сертификата на региональный материнский капитал, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию в <Адрес>, то есть на территории Пермского края период проживания менее 5 лет), ДД.ММ.ГГГГ (дана консультация о необходимости подтверждения факта проживания на территории Пермского края не менее 5 лет, рекомендовано обратиться в суд, выдан образец искового заявления), аналогичная консультация дана также ДД.ММ.ГГГГ, вновь выдан образец искового заявления для обращения в суд за подтверждением факта проживания на территории Пермского края в течение 5 лет; ДД.ММ.ГГГГ дан письменный ответ о том, что у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие факт проживания на территории Пермского края с сентября 2012г. по ДД.ММ.ГГГГ, о чем было подробно разъяснено при обращении в ДД.ММ.ГГГГ в отдел по Свердловскому отделу. Факт проживания ФИО1 на территории Пермского края установлен решением Ленинского районного суда г. Перми ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал истек ДД.ММ.ГГГГ, Закон Пермского края №5-ПК прекратил своё действие ДД.ММ.ГГГГ. поскольку получение сертификата носит заявительный характер, при этом ФИО1 с таким заявлением не обращалась, при этом у ФИО1 отсутствовали документы, подтверждающие факт проживания на территории Пермского края не менее 5 лет на ДД.ММ.ГГГГ, оснований для выдачи сертификата не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства социального развития Пермского края в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам письменных возражений, аналогичных возражениям ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, достаточности и относимости, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Законом Пермского края от 29.02.2012 №5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», действовавшим до 30.06.2018, региональный материнский капитал - средства бюджета Пермского края на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Пермского края №5-ПК право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, родивших третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года, постоянно проживающих не менее 5 лет на дату подачи заявления о выдаче сертификата на региональный материнский капитал на территории Пермского края (допускается совокупный перерыв в регистрации не более шести месяцев), если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.Частью 5 статьи 2 Закона Пермского края ;5-ПК предусмотрено, что право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу возникает со дня рождения третьего или каждого последующего ребенка и может быть реализовано не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения ребенка (детей), в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.

Положениями ст. 3 Закона Пермского края №5-ПК предусмотрен порядок предоставления сертификата, а именно региональный материнский капитал предоставляется лицу, указанному в частях 1, 3 статьи 2 настоящего Закона, на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган уполномоченного органа (далее - территориальный орган) со дня рождения третьего ребенка или последующих детей, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Форма сертификата на региональный материнский капитал, порядок подачи заявления о выдаче сертификата, его получения и сроки его реализации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Решение о выдаче сертификата либо отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал принимается территориальным органом в течение 30 календарных дней с даты приема заявления.

Территориальный орган не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление о выдаче сертификата на региональный материнский капитал либо об отказе в выдаче сертификата на региональный материнский капитал.

Основаниями для отказа в выдаче сертификата на региональный материнский капитал являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;

2) прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки по основаниям, установленным частями 2, 3 статьи 2 настоящего Закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения и(или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением которого возникает право на дополнительные меры социальной поддержки.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является матерью ФИО6, родившегося ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1, ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <Адрес> а также что с <данные изъяты> года фактически проживают на территории Пермского края. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Министерство социального развития Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми принимали участие при рассмотрении указанного гражданского дела, в связи с чем установленные решением суда обстоятельства, приведенные выше, в силу ст. 61 ГПК РФ являются обязательными для суда.

Из пояснений сторон, а также представленных суду письменных доказательств (ответ ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО1 с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал, ответ Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на обращение по вопросу выдачи сертификата на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка) следует, что с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка ФИО1 обратилась после ДД.ММ.ГГГГ, при этом документы, подтверждающие факт проживания на территории Пермского края не менее 5 лет на момент обращения с заявлением ею приложены не были, что явилось основанием для отказа в принятии заявления (л.д. 75, 76).

Из указанных ответов также следует, что истцу неоднократно разъяснялось по её устным обращениям (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) необходимость подтверждения факта проживания на территории Пермского края не менее 5 лет, кроме того выдавались образцы искового заявления в суд для установления такого факта.

Судом установлено, что истец фактически проживала на территории Пермского края не менее 5 лет по состоянию на сентябрь 2017 года, вместе с тем с иском об установлении факта проживания на территории Пермского края ФИО1 обратилась только в 2018 году, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в судебном заседании не нашло своего подтверждения то обстоятельство, что ФИО1 обращалась с заявлениями о предоставлении сертификата на региональный материнский капитал в период 2013-2017 годы, факт обращения с заявлением имел место в 2018 году, что следует из ответа на обращение ФИО1, данный ТУ Минсоцразвития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривалось представителем истца в судебном заседании. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требования об установлении факта обращений с заявлениями в 2013-2017 годы.

Оснований для возложения обязанности на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми выдать сертификат на региональный материнский капитал не имеется, поскольку факт проживания на территории Пермского края был установлен судом только ДД.ММ.ГГГГ (решение суда вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ), с заявлением и необходимым пакетом документов в установленный Законом Пермского края №5-ПК срок ФИО1 в уполномоченный орган не обращалась, данное заявление ею было подано после ДД.ММ.ГГГГ и без приложения подтверждающих факт проживания на территории <Адрес> не менее 5 лет документов.

В настоящее время действие Закона Пермского края от 29.02.2012 №5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» прекращено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Тиуновой Эльвиры Владимировны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми об установлении факта обращения с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал, возложении обязанности выдать сертификат на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка и разрешить его реализацию – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2019