№ 2-471/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2017 года г.Мичуринск
Мичуринский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Калининой О.В.,
при секретаре Козловой Н.В.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора г.Мичуринска Амириди Е.Х.,
представителя ответчика администрации г.Мичуринска ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Мичуринска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Мичуринска Тамбовской области о возложении обязанности принять в муниципальную собственность дымовую трубу к котлам, находящимся в здании котельной, а также провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы к котлам, находящимся в здании котельной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Мичуринска обратился в суд с иском к администрации г.Мичуринска о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность дымовую трубу к котлам ПТВМ рег. № 9618, № 9544. № 10016, находящихся в здании котельной по адресу: <адрес>; а также о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы к котлам, находящимся в здании котельной о вышеуказанному адресу. В обоснование иска указал, что здание котельной по вышеуказанному адресу было приобретено администрацией г.Мичуринска 30.08.2016 года. Передаточным актом в муниципальную собственность передано здание котельной, земельный участок, а также оборудование котельной. Дымовая труба к котлам в муниципальную собственность г.Мичуринска не передавалась. Эксплуатируемое в котельной оборудование относится к опасным производственным объектам. Дымовая труба должна быть включена в реестр муниципальной собственности городского округа города Мичуринска, поскольку является недвижимой вещью, т.к. ее перемещение без несоразмерного ущерба назначению как трубы, так и котельной невозможно. Кроме того, ответчиком не проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы к котлам после истечения срока безопасной эксплуатации, чем нарушены требовании ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ, п.410 Федеральных норм и правил в области промышленной
безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 года.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Мичуринска Амириди Е.Х. исковые требования поддержал, пояснил, что в соответствии с муниципальным контрактом № 1, заключенным 30.08.2016 года между Муниципальным образованием г.Мичуринск и У.О.А., в собственность, в том числе в фактическое владение и пользование Муниципального образования г.Мичуринск было передано здание котельной, а также оборудование котельной, расположенные по адресу: <адрес>. Дымовая труба к котлам, относящаяся к опасным производственным объектам, в муниципальную собственность г.Мичуринска не передавалась, хотя должна быть включена в реестр муниципальной собственности городского округа города Мичуринска, поскольку является недвижимой вещью. Ее перемещение без несоразмерного ущерба назначению как трубы, так и котельной невозможно. Также ответчиком не проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы к котлам после истечения срока безопасной эксплуатации. Просил обязать администрацию г.Мичуринска в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность дымовую трубу к котлам ПТВМ рег. № 9618, № 9544. № 10016, находящихся в здании котельной по адресу: <адрес>; а также в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы к котлам рег. № 9618, № 9544. № 10016, находящимся в здании котельной о вышеуказанному адресу.
Представитель ответчика администрации г.Мичуринска ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что дымовая труба к котельной входит в состав единого недвижимого комплекса, в соответствии с технической документацией значится как труба под Литером №, ее нельзя выделить как отдельный объект недвижимости и соответственно отдельно от котельной принять в муниципальную собственность. В едином государственном реестре недвижимости регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь.
В договоре купли-продажи здания котельной необходимо было указать только кадастровый номер приобретаемого объекта недвижимости. При регистрации права собственности Муниципального образования г.Мичуринск на приобретенное здание котельной Литеры отдельно не указывались, т.к. это не требуется. Технический паспорт котельной подтверждает тот факт, что в состав производственно-технического комплекса котельной входят котельная литер С, пристройка к ней литер С2, дымовая труба кирпичная литер С3, реагентное хоз. Литер С4, реагентное хоз. Литер С5. Также пояснил, что в настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами. Поэтому оснований для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Кроме того, здание котельной в настоящее время не эксплуатируется, в системе теплоснабжения города котельная не задействована. Оборудование котельной находится в нерабочем состоянии, т.е. котельная не работает в системе единого энергокомплекса. При удовлетворении требований прокурора возникнет необходимость в нецелевом расходовании денежных средств. Внесения изменений в бюджет муниципального образования. Исковые требования прокурора являются фактом необоснованного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства. суд приходит к следующему.
Из справки о результатах проверочных мероприятий от 31.08.2016 года следует, что 31.08.2016 года государственным инспектором отдела котлнадзора, государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями по Тамбовской области Верхнедонского управления Ростехнадзора, совместно с прокуратурой г.Мичуринска в соответствии с письмом Генеральной прокуратуры РФ от 15.08.2016 года № 30/1-33-2016 проведена проверка в отношении ООО «Комплексные коммунальные системы» в рамках проверки соблюдения законодательства о промышленной безопасности, проведено обследование котельной, расположенной по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки установлено, что не проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы к котлам ПТВМ рег. № 9618, № 9544, № 10016 после истечения срока безопасной эксплуатации, чем нарушены требования ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.410 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила промышленной безопасности опасных производственных объектов. На которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением». Утвержденных Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.09.2016 года следует, что городской округ – г.Мичуринск является правообладателем здания котельной площадью 1949,6 кв.м., местоположение: <адрес>. Основание возникновения права собственности – муниципальный контракт на приобретение нежилого здания котельной с земельным участком и установленным в нем оборудованием № 1 от 30.08.2016 года, заключенный между Муниципальным образованием – г.Мичуринск и У.О.А. Дата регистрации права собственности 06.09.2016 года.
Из договора субаренды оборудования котельной от 01.01.2015 года следует, что здание котельной, расположенной по вышеуказанному адресу, передавалось в субаренду от ООО «Кочетовское домоуправление» к ООО «Комплексные коммунальные системы».
Как следует из пояснений представителя ответчика, в настоящее время эксплуатация здания котельной не осуществляется.
Из кадастрового паспорта здания составленного по состоянию на 26.03.2014 года, инвентарного дела № 694/А/55. истребованного из филиала ГУПТИ Тамбовской области по г.Мичуринску, мичуринскому и Никифоровскому районам следует, что здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 1949,6 кв.м., имеет 3 этажа, 1 подземный, расположено на земельном участке с кадастровым номером №; предыдущие кадастровые номера объекта: №. Литеры по плану: литер № «котельная» площадью 835,8 кв.м., литер № «пристройка к котельной» площадью 225,3 кв.м., литер № «пристройка к котельной» площадью 39,5 кв.м., литер № «труба дымовая» площадью 42,1 кв.м., литер № «реагентное хоз.» площадью 6,6 кв.м., литер № «реагентное хоз.» площадью 203,7 кв.м.; литер № « «технологический трубопровод», литер № «электрощитовая» площадью 6,4 кв.м.
В соответствии со статьей 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Из содержания статьи 135 ГК РФ следует, что если несколько самостоятельных вещей используются в совокупности для достижения какой-либо хозяйственной цели, то главной вещью называют ту, которая существует самостоятельно и составляет предмет юридического отношения, устанавливаемого совокупностью данных вещей.
Принадлежностью признаются те вещи, которые только дополняют главную вещь и ей служат (обслуживают), т.е. вступают в те же юридические отношения не непосредственно, а в силу своей связи с главной вещью. Принадлежность следует судьбе главной вещи. Это означает, что по сделке, объектом которой является главная вещь, должна быть передана и её принадлежность, притом по общему правилу одновременно с главной вещью. Правило о следовании принадлежности судьбе главной вещи является диспозитивным. Поэтому соглашением сторон может быть предусмотрено, что передаче подлежит только главная вещь или только принадлежность.
Согласно передаточному акту от 30.08.2016 года Муниципальное образование – г.Мичуринск приняло в собственность имущество муниципальной собственности согласно приложению к акту, в частности, упомянутую выше котельную, являющуюся в рассматриваемом случае главной вещью по отношению к дымовой трубе, а также оборудование, установленное в данном здании. Поскольку соглашением сторон иное не предусмотрено, спорная дымовая труба, как принадлежность главной вещи (котельной), также считается переданной в муниципальную собственность Муниципального образования – г.Мичуринск по акту от 30.08.2016 года.
Физическое существование спорного объекта подтверждается соответствующим кадастровым и техническим паспортами.
В соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденных Постановлением правительства РФ от 01.01.2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», труба дымовая относится к шестой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно), имеет общероссийский классификатор основных фондов 220.25.11.23.139, является «сооружением промышленным разным».
В связи с этим котельная с дымовой трубой является единым объектом капитального строительства, в отношении которого закон предусматривает составление одного технического плана в отношении одного объекта строительства, и какого-либо отдельного решения о принятии дымовой трубы в муниципальную собственность не требуется.
На основании изложенного следует отказать в иске прокурору в части возложения на ответчика обязанности принять в муниципальную собственность дымовую трубу к котлам ПТВМ рег. № 9618, № 9544. № 10016, находящихся в здании котельной по адресу: <адрес>.
Как установлено судом технологическое оборудование указанной котельной включает в себя три водогрейных котла ПТВМ 30 (регистрационные номера 9544, 9618, 10016). Пять сетевых насосов ЦН 400/105 № 1.2.3,4,5, три питательных насоса ЦНСГ 60/198 (заводские № 0150, 0151, 0152), четыре дымососа Д13,5 № 4,5,6,7, три дымососа Д15,5 № 1,2.3, три вентилятора дутьевых ВД12 № 1,2,3, шесть вентиляторов дутьевых ВД 12 № 4,5,6,7,8,9, два паровых котла ДКВР 20-13 № 1 (заводские № 1874, 1733), паровой котел ДЕ-25-14 № 3, два экономайзера № 1 (регистрационные номера 1874, 1733), экономайзер № 2 (регистрационный № 1895).
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложением № 1, п.п.1 п.5 приложения № 2 к Закону, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа; воды при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, установлен III класс опасности.
Согласно ст.1 ФЗ № 116-ФЗ под техническими устройствами. Применяемыми на опасном производственном объекте, понимаются машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудование, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Дымовая труба к котлам ПТВМ регистрационный номер 9618, 9544, 10016 является технологическим оборудованием (сооружением), применяемом на опасном производственном объекте, работающим под избыточным давлением.
В соответствии с п.п. «а» п.410 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 года № 116, здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности в случае истечении срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией.
Согласно ч.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также требования промышленной безопасности, правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Как следует из ч.1,2 ст.7 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.
Проведение экспертизы промышленной безопасности сооружения – дымовой трубы предусмотрено положениями ч.1 ст.13 ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», из которой следует, что экспертизе промышленной безопасности подлежат: здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Таким образом, ответчиком в нарушение требований ч.1 ст.9, ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ не проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы в здании котельной, несмотря на то, что данная обязанность прямо предусмотрена законом.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Поскольку дымовая труба к котлам является технологическим оборудованием. Применяемым на опасном производственном объекте. Работающим под давлением, эксплуатация ее с нарушением требований ФЗ № 116-ФЗ, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности может привести к возникновению аварий, к совершению террористических актов, что повлечет гибель работников котельной, иных лиц, которые могут находиться в здании котельной, т.е. нарушает права неопределенного краг лиц на безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратура является самостоятельным государственным органом, основным предназначением которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Мичуринска удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Мичуринска Тамбовской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы к котлам ПТВМ рег.№9618, №9544, №10016, находящимся в здании котельной по адресу: <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Мичуринский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2017 года.
Председательствующий судья Калинина О.В.