Дело № 2-471/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2018г. г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сиренева М.И., при секретаре Шемякиной Е.А., с участием помощника Карельского транспортного прокурора Шумилова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Порт Повенец» о понуждении совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Карельский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Порт Повенец» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Прокурор настаивает возложить на ООО «Порт Повенец» обязанность в течение 1 года 3 мес с момента вступления в законную силу решения суда:
Провести техническое освидетельствование аккредитованной в установленном законом порядке испытательной лабораторией (центром) причала по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенного по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец.
Разработать паспорт, предусмотренный п.п.4.4,4.6 «ГОСТ Р 55561-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности», п. п. 446, 447 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623, на гидротехническое сооружение – причала по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенного по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец.
Разработать на гидротехническое сооружение – причала по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенного по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец, декларацию соответствия требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 и зарегистрировать ее в едином реестре деклараций о соответствии.
Иск предъявлен по тем основаниям, что Карельской транспортной прокуратурой в 2018г. проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, сохранения и использования водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания, а также исполнения законодательства о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Проведенной проверкой установлено, что Российская Федерация является собственником сооружения – причал по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенный по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец.
Согласно данным технического паспорта, объект недвижимости представляет собой тип конструкции- больверк из металлического шпунта, фундамент гравийно-галечного грунта, протяженностью 70,32м.
ООО «Порт Повенец» (далее- Общество) является эксплуатантом вышеуказанного причального сооружения на основании договора аренды недвижимого имущества № 19 от 13.08.2014. Настоящий договор действует с 13.08.2014 по 15.08.2029. Данный причал используются Обществом в целях приема пассажирских судов, а также для ошвартовки и отшвартовки грузовых судов (грузовая работа).
В деятельности Общества имеют место быть невыполнение им требований Технического регламента и ГОСТ Р 55561-2013: отсутствует паспорт портового гидротехнического сооружения (п.п.4.4, 4.6, 9.8, ГОСТа, п.446-447 Технического регламента); декларация соответствия причальных сооружений не разработана (п.9.8 ГОСТа, п. п. 518 - 520 Технического регламента)
По условиям договора аренды описание и технические характеристики Объекта – причала грузового подтверждаются документами технической инвентаризации, которые прилагаются к Договору и являются его неотъемлемой частью. (п. 1.2 Договора)
В соответствии с пунктами 3.2.3, 3.2.7, 3.2.9 договора аренды Общество за свой счет должно обеспечивать безопасность эксплуатации Объекта и осуществить все мероприятия, необходимые для безопасной эксплуатации Объекта в соответствии с «Правилами технической эксплуатации портовых сооружений», утвержденных Министром речного флота РФ от 27.06.1985, и иными нормативными актами. Производить текущий ремонт, а также капитальный ремонт, связанный с деятельностью Арендатора, в разумный срок, с учётом положений, предусмотренных п. 7.1 договора. Содержать Объект в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.
Техническое обследование причала не проведено, что не позволяет определить годность причала к эксплуатации, режим и сроки эксплуатации причального сооружения. Отсутствие паспорта причальных сооружений, деклараций соответствия на причальные сооружения эксплуатирующиеся Обществом не позволяет определить режим безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации) на объекты, нормы эксплуатационных нагрузок, а также не представляется возможным определить перечень необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ремонтных работ и сроки их выполнения.
В судебном заседании пом. Карельского транспортного прокурора Шумилова А.С. поддержала иск по изложенным основаниям.
Представитель ООО «Порт Повенец» в судебное заседание не явился, о его проведении извещен, возражений против иска не предоставил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. (далее Технический регламент)
Пунктом 444 Технического регламента установлено, что техническую эксплуатацию объекта регулирования осуществляет его арендатор.
В соответствии с п. 477 Технического регламента эксплуатант гидротехнических сооружений (оградительных, берегоукрепительных и причальных) должен иметь среди прочего разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений).
В соответствии с требованиями п. п. 518 - 520 Технического регламента причалы и причальные сооружения подлежат подтверждению соответствия требованиям Технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
В силу пунктов 446, 447 Технического регламента причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения. Причал или причальное сооружение могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения.
Объекты регулирования, указанные в пункте 446 Технического регламента, должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые указываются в паспорте (техническом паспорте). Увеличение нагрузок на объект регулирования сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на видном месте объекта регулирования.
Приказом Росстандарта от 24.09.2013 № 1091-ст введен в действие «ГОСТ Р 55561-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности» который, устанавливает общие требования к проектированию (включая инженерные изыскания), строительству, приемке в эксплуатацию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, выводу из эксплуатации и ликвидации портовых гидротехнических сооружений (ПГС) в составе портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов на внутренних водных путях Российской Федерации.
Пунктом 9.8 ГОСТ Р 55561-2013 предусмотрено, что на предприятии, эксплуатирующем ПГС, должны быть в том числе паспорт ПГС (за исключением берегоукрепительных и оградительных сооружений); декларация соответствия ПГС (за исключением берегоукрепительных и оградительных сооружений).
Пунктом 3.5 ГОСТ Р 55561-2013 установлено, что декларация соответствия причала или причального сооружения- документ, в котором подтверждается, что причал или причальное сооружение соответствует требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
В силу ч.6 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» оформленная заявителем в соответствии с п. 5 данной статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия. Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1.2.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 Федеральная служба по аккредитации осуществляет ведение единого реестра деклараций о соответствии.
Паспорт (технический паспорт) причала или причального сооружения- документ, в котором содержатся основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемая часть, в которую заносятся результаты технического контроля( п. 3.21 ГОСТ Р 55561-2013).
В соответствии с пунктами 4.4, 4.5 ГОСТ Р 55561-2013 причалы или причальные сооружения могут использоваться по назначению только при строгом соблюдении режима эксплуатации, в том числе норм эксплуатационных нагрузок, указанных в их паспорте. Паспорт причала или причального сооружения разрабатывается по результатам обследования, выполненного аккредитованной в установленном порядке специализированной организацией, имеющей необходимые лицензии и документы саморегулируемых организаций, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Паспорт причала или причального сооружения, техническое состояние которого исправное или работоспособное, подлежит продлению или обновлению, через каждые 5 лет или при изменении его технического состояния. Для причала или причального сооружения, эксплуатирующегося более 50 лет, паспорт выдается на 3 года (п.4.6 ГОСТ Р 55561-2013 ).
Паспорт и материалы обследования являются доказательными материалами для принятия Декларации соответствия причала или причального сооружения.
Согласно Приложению И к ГОСТу Р 54523-2011 «Национальный стандарт РФ. Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденному и введенному в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2011 № 600-ст, паспорт портового гидротехнического сооружения является основным техническим документом, отражающим назначение, характеристики и техническое состояние сооружения. Он должен содержать основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей, данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, графические материалы (план, фасад, разрез), результаты освидетельствования и проверки технического состояния сооружений в период эксплуатации. Паспорт сооружения составляется его собственником с привлечением специализированной организации.
Паспорт должен составляться в двух экземплярах, один из которых хранится у собственника сооружения, а другой - в эксплуатирующей организации. Паспорт сооружения ведут и дополняют собственник сооружения и эксплуатирующая организация. При этом должно быть обеспечено одновременное заполнение обоих экземпляров паспорта.
Согласно пункту 1.2 договора аренды от 13.08.2014 описание и технические характеристики Объекта – причала грузового подтверждаются документами технической инвентаризации, которые прилагаются к Договору и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктами 3.2.3, 3.2.7, 3.2.9 договора аренды от 13.08.2014 Общество за свой счет должно обеспечить безопасность эксплуатации Объекта и осуществить в связи с этим все мероприятия, необходимые для безопасной эксплуатации Объекта в соответствии с «Правилами технической эксплуатации портовых сооружений», утвержденных Министром речного флота РФ от 27.06.1985, и иными нормативными актами. Производить текущий ремонт, а также капитальный ремонт, связанный с деятельностью Арендатора, в разумный срок, с учётом положений, предусмотренных п. 7.1 договора. Содержать Объект в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.
Проведенной проверкой установлено, что Российская Федерация является собственником сооружения – причал по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенный по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец. Имеется технический паспорт объекта недвижимости.
Согласно данным технического паспорта, объект недвижимости представляет собой тип конструкции- больверк из металлического шпунта, фундамент гравийно-галечного грунта, протяженностью 70,32м.
Проведенной проверкой установлено, что Российская Федерация является собственником сооружения – причал по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенный по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец. Имеется технический паспорт объекта недвижимости.
ООО «Порт Повенец» является эксплуатантом вышеуказанного причального сооружения на основании договора аренды недвижимого имущества № 19 от 13.08.2014. Настоящий договор действует с 13.08.2014 по 15.08.2029. Данный причал используются Обществом в целях приема пассажирских судов, а также для ошвартовки и отшвартовки грузовых судов (грузовая работа).
В ходе проведения Карельской транспортной прокуратурой проверки, в деятельности Общества установлено невыполнение им требований Технического регламента и ГОСТ Р 55561-2013: отсутствует паспорт портового гидротехнического сооружения (п.п.4.4, 4.6, 9.8, ГОСТа, п.446-447 Технического регламента); декларация соответствия причальных сооружений не разработана (п.9.8 ГОСТа, п. п. 518 - 520 Технического регламента)
Суд приходит к выводу, что требования Карельского транспортного прокурора предъявлены обоснованно, на арендатора объектов гидросооружений ООО «Порт Повенец» на основании договора и в силу закона возлагается обязанность по содержанию, ремонту (текущему и капитальному), проведению технического контроля (обследованию) за конструкциями причала грузового, составлении соответствующей документации.
Срок устранения недостатков 1 год 3 мес. с учетом объема подлежащих выполнению работ суд находит разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карельского транспортного прокурора удовлетворить.
Возложить на ООО «Порт Повенец» обязанность в течение 1 года 3 мес. с момента вступления в законную силу решения суда:
Провести техническое освидетельствование аккредитованной в установленном законом порядке испытательной лабораторией (центром) причала по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенного по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец.
Разработать паспорт, предусмотренный п.п.4.4,4.6 «ГОСТ Р 55561-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности», п. п. 446, 447 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623, на гидротехническое сооружение – причала по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенного по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец.
Разработать на гидротехническое сооружение – причала по приему с судов сточных вод, протяжённостью 70,32м, реестровый номер П12100000419, расположенного по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, п. Повенец, декларацию соответствия требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 и зарегистрировать ее в едином реестре деклараций о соответствии.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья М.И. Сиренев
Полный текст решения составлен 2 июля 2018г.