61RS0011-01-2021-000548-16 дело № 2-471/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 апреля 2021г. г.Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Логвиновой С.Е.
при секретаре Марусевой М. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павленко М.Н. к АО «Донэнерго», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о перерасчете коммунальных платежей,
установил:
истица обратилась в суд с иском к ответчикамо перерасчете коммунальных платежей, ссылаясь на то, что на основании договора обмена домовладений с земельным участком от 28.10.1998 она является собственником домовладения и земельного участка по адресу: <адрес>. 06.08.2019 ООО «Городская энергетическая служба в ее доме была произведена замена 1-фазного электросчетчика. 20.08.2019 ею было направлено заявление в ПАО «Донэнерго» с просьбой направить специалиста для ввода прибора учета в эксплуатацию, которое оставлено без ответа. 22.11.2019 истица почтовым отправлением вновь направила в адрес ответчика указанное заявление, 26.11.2019 она лично обращалась к начальнику Белокалитвинского участка Каменского МО с указанной просьбой. 12.12.2019 представители ответчика прибыли к истице для опломбирования вновь установленного счетчика, однако принять к вводу в эксплуатацию отказались по причине его установки в ненадлежащем месте и предписали перенести его на границу раздела, то есть на опору линии передачи электрической энергии- столб, что подтверждается актом №225300 от 12.12.2019.При начислении оплаты в связи с отсутствием прибора учета за услугу электроснабжения ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» стало начислять истице суммы, исходя из норм потребления по количеству зарегистрированных лиц, которых в квитанции оказалось 7 человек и которые никогда не были зарегистрированы по адресу истицы. В настоящее время сумма задолженности за потребление электроэнергии составляет 23892 руб.76 коп., с который истица не согласна, поскольку она проживает одна, и расход электроэнергии значительно меньше, полагает, что прибор учета может быть установлен и в ином месте, в том числе в доме, установка прибора учета на опоре может привести к порче прибора учета и отсутствию у нее доступа к прибору учета. В связи с изложенным истица просит признать незаконным предписание, указанное в п.12 Акта №225300 от 12.12.2019 о переносе прибора учета, обязать АО «Донэнерго» допустить прибор учета, установленный по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, признать незаконным расчет оплаты по нормам потребления за услугу электроснабжения на сумму 23892 руб.76 коп., обязать ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» произвести перерасчет оплаты за электроснабжение в соответствии с показаниями прибора учета электроэнергии с даты установки электросчетчика и по настоящее время, исходя из нулевого значения до величины, установленной на день проведения перерасчета, взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления в сумме 3000 руб. и почтовые расходы в сумме 591 руб.70 коп.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме по снованиям, изложенным в иске, просила удовлетворить. Представители ответчиков АО «Донэнерго» филиал Каменские межрайонные электросети по доверенности Плешаков Д.Ю., ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»: Карась О.А. исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующему Согласно п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетическую эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетический ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 13указанного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, учет объема коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.
Согласно п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства России от 04 мая 2012 года N 442, обязанность по обеспечению оснащения приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Кроме того, на собственниках установленных приборов учета лежит обязанность по обеспечению его эксплуатации, сохранности и целостности, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, а также по снятию и хранению его показаний и своевременной замене.
Согласно п. 3 ст. 543 Гражданского кодекса РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с данным разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В соответствии с п. 153 приведенного Положения, собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку в адрес либо гарантирующего поставщика, либо сетевой организации.
Пунктом 154 приведенного Положения предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учета. Если будет установлено, что прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности объектов, то в допуске прибора учета к эксплуатации отказывается с указанием причин отказа.
В иных местах прибор учета может быть установлен только в случаях (раздел X Основных положений) отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка. В данном случае прибор учета может устанавливаться в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. По правилам допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию, если место установки прибора учета находится за границами балансовой принадлежности объектов потребителя и сетевой организации.
Пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства России от 27. декабря 2004г.№ 861 определяет границу балансовой принадлежности как о линию раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии за состояние и обслуживание электроустановок.
Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства России от 27 декабря 2004г. N№861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которыми понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном праве энергопринимающие устройства.
В соответствии с п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях);б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил случаях);в) в случае, указанном в подпункте «г» пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом «д» пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд; г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VIIнастоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Суд установил, что Павленко М. Н. является собственником и проживает по адресу <адрес> частном жилом доме. Указанное жилое помещение подключено к электроснабжению, на имя Павленко М. Н. открыт финансово-лицевой счет. Услуги по энергоснабжению оказываются ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», акт разграничения балансовой принадлежности не подписан.
06.08.2019 в ходе проверки состояния прибора учета электроэнергии, который располагался в жилом доме потребителя, ООО «Городская энергетическая служба» составлен акт №39 о непригодности прибора учета для осуществления расчетов по причине истечения срока государственной поверки.
12.12.2019 заявка потребителя на ввод прибора учета в эксплуатацию Белокалитвинским РЭС филиала АО «Донэнерго» КМЭС оставлена без удовлетворения, составлен акт, согласно п. 12 которого предписано об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности, чему имеется техническая возможность.
В нарушении положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истицей не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности для установки прибора учета на границе балансовой принадлежности.
С декабря 2019г. расчет за электроэнергию истице произведен в соответствии с п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, сумма задолженности за период с декабря 2019г. по февраль 2021г. составляет 23592 руб. 13 коп. За указанный период оплата за услуги по электроснабжению истицей по ее утверждению не производилась. Перерасчет, исходя из количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении, был произведен по заявлению истицы от 29.12.2020.
Суд, проверив расчет, полагает его верным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания незаконным предписания об установлении прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности и отказа ответчика в опломбировании прибора учета электрической энергии в жилом доме истца, поскольку прибор учета электрической энергии в жилом доме монтирован с нарушением требований действующего законодательства (п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства России от 04.05.2012 № 442) к месту его установки, а именно прибор учета электрической энергии был установлен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Следовательно, не имеется и оснований для признания незаконным расчета оплаты за электрическую энергию по нормам потребления и произведении перерасчета оплаты в соответствии с прибором учета, установленным с нарушением законодательства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Павленко М.Н. к АО «Донэнерго», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о признании незаконным предписания о переносе прибора учета, обязании допустить прибор учета в эксплуатацию, признании незаконным расчета оплаты по нормам потребления за услугу электроснабжение, обязании произвести перерасчет оплаты за электроснабжение в соответствии с показаниями прибора учета отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Е.Логвинова
Мотивированное решение составлено 12 апреля 2021г.