ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4721/17 от 20.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-4721/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2017 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Никитиной А.К.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ЗВИ к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

установил:

ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ЗВИ, обратилась в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми с требованиями о возложении обязанности предоставить ЗВИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Дзержинского района г.Перми со дня вступления решения суда в законную силу с учетом территориальной доступности в МДОО «», МДОО «», МДОО «», МДОО «» в разумных пределах от места проживания.

В обоснование требований указала, что она является матерью несовершеннолетнего ЗВИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С целью реализации права ее несовершеннолетнего ребенка на дошкольное образование ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел образования Дзержинского района г.Перми с просьбой предоставить место в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности от места проживания. Отделом образования Дзержинского района г.Перми в предоставлении места ее сыну в МДОУ отказано (устно). ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в Департамент образования г.Перми и в отдел образования Дзержинского района г.Перми с просьбой предоставить место в ДОУ. Департаментом образования г.Перми ее запрос проигнорирован и оставлен без ответа. Данное бездействие и отказ нарушают ее права и права ее несовершеннолетнего ребенка.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что до настоящего времени место в детском саду ее сыну не предоставлено.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск из которого следует, что Департамент с требованиями истца не согласен, поскольку администрация г.Перми в лице департамента образования принимает меры по расширению муниципальной сети МДОУ. Департамент не отказывает ЗВИ в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, места в МДОУ. На момент обращения ребенку временно не предоставлено место в МДОУ, которое будет предоставлено с учетом движения детей в регистре, а также с учетом имеющегося у граждан права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ.

Выслушав истца, представителя ответчика, оценив доводы искового заявления, возражений на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст. 2; ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,2,3,4 ст.5; п.1,4,5 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.1 ст.55, ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1,2,3,4 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4).

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5). Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч.2 ст.5). В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5). В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.1,4,5 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12). К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12). Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12). Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44). Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55, согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст.64). Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67). Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.2 ст.67). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3 ст.67). В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч.4 ст.67).
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования; образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

В образовательной организации могут быть организованы также:

группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте образования администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

В судебном заседании установлено следующее.

ФИО1 является матерью ЗВИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении /л.д.4/.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась на имя начальника Департамента образования администрации г.Перми ЛВС с заявлением о постановке на учет ее ребенка ЗВИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения для предоставления места в детском саду. (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес начальника отдела образования Дзержинского района г.Перми с заявлением о предоставлении её сыну места в детских садах «» либо в Детский сад на 4-х часовую услугу (л.д.7), впоследствии ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в группе полного дня (12 часов пребывания) в муниципальной дошкольной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Перми, с учетом территориальной доступности от места проживания ребенка МДОО «» либо МДОО (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент образования администрации г.Перми с заявлением о предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в группе полного дня (12 часов пребывания) в муниципальной дошкольной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории города Перми, с учетом территориальной доступности от места проживания ребенка. В случае отсутствия свободных мест в МДОО с учетом территориальной доступности, просит в установленный законом срок рассмотрения обращения граждан обеспечить устройство ребенка в другие МДОО в группе полного дня: МДОО «», МДОО , МДОО , МДОО (л.д.9-10).

На обращение ФИО1, проживающей на территории Дзержинского района г.Перми (л.д.5), о предоставлении услуги дошкольного образования ЗВИ, Департаментом образования администрации г. Перми дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ЗВИ будет предоставлена услуга дошкольного образования с учетом движения детей в регистре по дате рождения, а также с учетом права на льготы. На сегодняшний день МОУ Дзержинского района укомплектованы полностью, свободные места отсутствуют. Отделом образования Дзержинского района департамента образования администрации г. Перми дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также указано, что ЗВИ услуга дошкольного образования будет предоставлена с учетом движения детей в регистре по дате рождения, а также с учетом права на льготы.

Для реализации предусмотренного законом права на получение равного доступа в образовательные учреждения, органы муниципального образования обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, чтобы обеспечить потребности всех детей дошкольного возраста в получении бесплатного дошкольного образования.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в РФ» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

Из смысла положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ЗВИ достиг установленного Законом возраста, его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, ЗВИ состоит в регистре на получение 12-часовой услуги дошкольного образования для определения в МДОУ по Дзержинскому району г.Перми, однако, на дату разрешения спора место несовершеннолетнему ЗВИ на 12-часовую услугу дошкольного образования не предоставлено, несмотря на то, что его право на получение бесплатного дошкольного образования со стороны ответчика не оспаривается.

Доказательств того, что Департаментом образования г.Перми приняты все исчерпывающие меры по обеспечению несовершеннолетнего ЗВИ возможностью получения 12-часовой услуги дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, ответчиком суду не представлено.

Вместе с тем, оценивая требование истца в части предоставлении ЗВИ места в дошкольном образовательном учреждении из числа им перечисленных: МДОО «», МДОО , принимая во внимание, что в силу закона место в дошкольном учреждении может быть предоставлено и на территории иного района города, в пределах города Перми, с учетом территориальной доступности, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность предоставления ребенку места в конкретном муниципальном дошкольном учреждении, которое указано родителями. Несовершеннолетний ЗВИ проживает на территории муниципального городского округа – город Пермь. При этом, Департаменту образования г.Перми при определении дошкольного образовательного учреждения следует учитывать принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П (это безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).

В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами Российской Федерации возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224, следует, что департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г. Перми (п. 1.1).

Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации города Перми от 01.03.2013 № 112, комплектование МОУ осуществляется Департаментом образования администрации города Перми.

Вместе с тем, суд не считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетнему ребенку – со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимает во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов (в т.ч. добровольного) Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», каких-либо исключительных обстоятельств для установления срока для исполнения решения меньше, чем установлено законом суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), требования ФИО1 подлежат удовлетворению, однако без указания конкретного детского сада, поскольку законодательством предусмотрено предоставление места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства с учетом территориальной доступности, таким образом, обязанность предоставить ЗВИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности, следует возложить на Департамент образования администрации г. Перми, как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить обязанность на Департамент образования администрации г.Перми предоставить ЗВИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты> (И.А.Шабалина)