К делу № 2-4721/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 29 сентября 2020 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Донцова В. А. к администрации города Сочи о перераспределении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Донцов В.А. обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к администрации города Сочи о перераспределении границ земельного участка, в котором просил суд: считать согласованной и утвержденной схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с образованием земельного участка путем перераспределения существующего земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес>, площадью 811 кв.м и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в границах кадастрового квартала № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, в приведенных координатах; считать настоящее решение суда основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 811 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес> категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной муниципальной собственности площадью 295 кв.м, в границах кадастрового квартала № и земельного участка площадью 516 кв.м с кадастровым номером № принадлежащего Донцову В.А. на праве собственности, без истребования дополнительных документов, в границах, сформированных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с приведенными координатами; считать настоящее решение суда основанием для администрации города Сочи в лице Департамента имущественных отношений, заключить с Донцовым В.А. соглашение о перераспределении земельного участка площадью 295 кв.м. из земель неразграниченной муниципальной собственности расположенных в кадастровом квартале № и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес> находящегося в собственности Донцова В.А., расположенного в территориальной зоне «Ж-2» - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: дачное хозяйство, по цене 15% от кадастровой стоимости земельного участка после предоставления выписки ЕГРН, без истребования дополнительных документов, путем заключения соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 295 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что Донцову В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 516 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество "<адрес>. Право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано. На земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 236,9 кв.м, кадастровый № по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, город-курорт Сочи, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес>, принадлежащий истцу Донцову В.А. В целях эффективного и рационального использования, а так же приведение фактического пользования с документальным, вышеуказанного земельного участка, по заказу Донцова В.А. изготовлена соответствующая схема по образованию земельного участка общей площадью 811 кв.м из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности площадью 295 кв.м в границах кадастрового квартала № и земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Донцову В.А. на праве собственности площадью 516 кв.м. ДД.ММ.ГГГГДонцов В.А. обращался в администрацию города Сочи через МФЦ дело №, подал заявление о заключении соглашения о перераспределении земель по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности". Администрацией города Сочи в результате рассмотрения представленных документов отказано в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории возвращена без утверждения. В качестве причины отказа департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи указал, что представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривается образование земельного участка площадью 811 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 516 кв.м., находящегося в частной собственности, и свободных земель площадью 295 кв.м. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, местоположение земельного участка с кадастровым номером № - Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, участок <адрес>». Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу. Осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Донцов В.А. считает, что отказано по одним только формальным обстоятельствам, чем нарушены его права и законные интересы. Поскольку, право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем имеется соответствующая запись регистрации, что подтверждается выпиской ЕГРН №, от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с предоставлением муниципальной услуги на территории муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется согласно административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, а также на основании Главы V.4. Земельного кодекса РФ, у Донцова В.А. есть право на перераспределение земель. Однако, истец, действуя в рамках предоставленных гражданским законодательством прав, не может реализовать свое право в виду отказа администрации города Сочи. Участок земель муниципальной собственности, предлагаемый к перераспределению, фактически используется, благоустраивается и содержится только истцом, никем кроме Донцова В.А. не используется. Формируемый участок обнесен капитальным забором, вся внутренняя площадь которого находится в пользовании у Донцову В.А. Предлагая к перераспределению земель находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности общей площадью 811 кв.м., истец приводит в соответствие фактическое пользование с документальным, так как муниципальные земли площадью 295 кв.м. фактически выбыли из оборота уже много лет назад. Образование земельного участка из земель не разграниченной государственной или муниципальной собственности, предлагаемой к перераспределению как самостоятельного объекта недвижимости не возможно без затрагивания интересов третьих лиц, поскольку сформировать обособленный земельный участок не представляется возможным, в связи с его узкой формой и вытянутой конфигурацией вдоль всего участка Донцова В.А. Границы земельного участка с кадастровым номером № являются исторически сложившимися значительное время назад и представляют собой конфигурацию многоугольной формы: с передней стороны участок граничит с подъездной дорогой, огорожен капитальным забором; с задней стороны участок граничит с земельным участком с кадастровым номером №; с правой стороны участок граничит с дорогой; с левой стороны участок граничит с земельным участком с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес> (бывшая центральная усадьба совхоза "Приморский"), то есть граничит с земельным участком находящемся за пределами садоводческое товарищество <адрес>». Согласно, актуальной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения об арестах, ограничениях, обременениях – отсутствуют. На формируемом земельном участке не планируется размещение капитальных объектов недвижимости, планируется озеленение и обустройство места отдыха, поскольку на участке уже имеется основной объект недвижимости – жилой дом. Учитывая изложенное, истец считает отказ в выдачи соглашения о перераспределении земельного участка из земель неразграниченной муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером № - незаконным и необоснованным. Оспариваемым решением, нарушены права, свободы и законные интересы истца. Администрация города-курорта Сочи отказывая Донцову В.А. в перераспределении земель, не приняла во внимание, что согласно представленной схемы, земли предлагаемые к перераспределению находятся между правомерным участком истца и участком с кадастровым номером № по <адрес>, из этого можно сделать однозначный вывод об нахождении земель предлагаемых к перераспределению – за пределами с/т «Сутугинское». Истец направлял в орган местного самоуправления для утверждения "Схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", выполненную в результате перераспределения земель неразграниченной государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с которой образуется земельный участок общей площадью 811 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес>. Образуемый земельный участок имеет площадь 811 кв.м, то есть соответствует нормам Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и Правил землепользования и застройки г. Сочи. Вместе с тем, образование земельного участка из земель не разграниченной государственной собственности площадью 247 кв.м как самостоятельного объекта недвижимости не представляется возможным, поскольку площадь земельного участка меньше минимального размера земельного участка. Законодатель установил исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключение соглашения о перераспределения земельных участков, не одно из которых не имело места при рассмотрении вопроса об образовании земельного участка общей площадью 811 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес>. Орган местного самоуправления отказывая в заключение соглашения о перераспределении земельных участков, не принял во внимание, что решение об изменении площади и конфигурации земельного участка, принято с целью повышения эксплуатационных характеристик земельного участка, исключения изломанности границ, увеличения границ застройки, допустимого для размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание истец Донцов В.А. не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменное заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации города Сочи в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о дне и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцу Донцову В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 516 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес>. Право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о чем в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 236,9 кв.м, кадастровый № по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, город-курорт Сочи, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес>, который также принадлежит истцу Донцову В.А. на праве собственности, что подтверждается соответствующими Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Из материалов дела следует, что в целях эффективного и рационального использования, а так же приведения фактического пользования с документальным, вышеуказанного земельного участка, по заказу Донцова В.А. изготовлена соответствующая схема по образованию земельного участка общей площадью 811 кв.м из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности площадью 295 кв.м в границах кадастрового квартала № и земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Донцову В.А. на праве собственности площадью 516 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГДонцов В.А. обращался в администрацию города Сочи через МФЦ с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности" (дело №).
Администрацией города Сочи по результатам рассмотрения представленных документов отказано в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории возвращена без утверждения.
В качестве причины отказа департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи указал, что представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривается образование земельного участка площадью 811 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 516 кв.м., находящегося в частной собственности, и свободных земель площадью 295 кв.м. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, местоположение земельного участка с кадастровым номером № - Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, участок №<адрес>». Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Согласно подпункту 1 пункта 31 Административного регламента уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случае, не предусмотренном пунктом 12 Административного регламента.
Донцов В.А. считает, что ему отказано по одним только формальным обстоятельствам, чем нарушены его права и законные интересы.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером №, зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке, о чем имеется соответствующая запись регистрации, что подтверждается выпиской Единого государственного реестра недвижимости №, от ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставление муниципальной услуги на территории муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется согласно административному регламенту «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденному Постановлением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, а так же на основании Главы V.4. Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми у Донцова В.А. есть право на перераспределение земель. Однако, истец, действуя в рамках предоставленных гражданским законодательством прав, не может реализовать свое право в виду отказа администрации города Сочи.
Участок земель неразграниченной муниципальной собственности, предлагаемый к перераспределению, фактически используется, благоустраивается и содержится только истцом, никем кроме Донцова В.А. не используется.
Как следует из материалов дела, формируемый участок обнесен капитальным забором, вся внутренняя площадь которого находится в пользовании у Донцова В.А.
Предлагая к перераспределению земель находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности общей площадью 811 кв.м., истец приводит в соответствие фактическое пользование с документальным, так как муниципальные земли площадью 295 кв.м. фактически выбыли из оборота уже много лет назад.
Образование земельного участка из земель не разграниченной государственной или муниципальной собственности, предлагаемой к перераспределению как самостоятельного объекта недвижимости невозможно без затрагивания интересов третьих лиц, поскольку сформировать обособленный земельный участок не представляется возможным, в связи с его узкой формой и вытянутой конфигурацией вдоль всего участка Донцова В.А., что следует из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Границы земельного участка с кадастровым номером № являются исторически сложившимися значительное время назад и представляют собой конфигурацию многоугольной формы: с передней стороны участок граничит с подъездной дорогой, огорожен капитальным забором; с задней стороны участок граничит с земельным участком с кадастровым номером №; с правой стороны участок граничит с дорогой; с левой стороны участок граничит с земельным участком с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес> (бывшая центральная усадьба совхоза "Приморский"), то есть граничит с земельным участком находящемся за пределами садоводческое товарищество «Сутугинское».
Согласно, актуальной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения об арестах, ограничениях, обременениях – отсутствуют.
На формируемом земельном участке не планируется размещение капитальных объектов недвижимости, планируется озеленение и обустройство места отдыха, поскольку на участке уже имеется основной объект недвижимости – жилой дом.
Учитывая изложенное, истец считает отказ в выдачи соглашения о перераспределении земельного участка из земель неразграниченной муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером № - незаконным и необоснованным. Оспариваемым решением, нарушены права, свободы и законные интересы истца.
Администрация города-курорта Сочи отказывая Донцову В.А. в перераспределении земель, не приняла во внимание, что согласно представленной схемы, земли предлагаемые к перераспределению находятся между правомерным участком истца и участком с кадастровым номером № по <адрес>, из этого можно сделать однозначный вывод об нахождении земель предлагаемых к перераспределению – за пределами <адрес>».
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, обращаясь в орган местного самоуправления за Заключением соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, истец действовал в рамках предоставленных гражданским законодательством прав.
Процедура увеличения площади правомерного земельного участка, находящегося в частной собственности, за счет земель неразграниченной государственной собственности предусмотрена действующим земельным законодательством, в частности Главой V.4. Земельного кодекса РФ.
Истец направлял в орган местного самоуправления для утверждения "Схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", выполненную в результате перераспределения земель неразграниченной государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с которой образуется земельный участок общей площадью 811 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес>.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи утверждены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства и индивидуального жилищного строительства (от 400 кв.м до 1000 кв.м).
Образуемый земельный участок имеет площадь 811 кв.м, то есть соответствует нормам Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и Правил землепользования и застройки г. Сочи. Вместе с тем, образование земельного участка из земель не разграниченной государственной собственности площадью 247 кв.м., как самостоятельного объекта недвижимости, не представляется возможным, поскольку площадь земельного участка меньше минимального размера земельного участка.
На основании ч. 6 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
Предоставление указанной услуги на территории муниципального образования г. Сочи осуществляется в соответствии с административным регламентом «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным Постановлением администрации г. Сочи от 24.09.2015 года № 2753.
Пунктом 31 административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», в качестве причин отказа, перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, однако, ничего не сказано о том, что земли с видом разрешенного использования: для садоводства, не подлежат к перераспределению.
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 настоящего Кодекса.
Понятие "схемы расположения земельного участка" дано в ст.11.10. Земельного кодекса РФ, согласно которой, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Из абз.2 п.1 ст.11.7 Земельного кодекса РФ следует, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, согласно п.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Земельным кодексом РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с действующим законодательством РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со ст.39.27 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п.4 ст.11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п.3 ст.39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п.19 ст.39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п.1 ст.39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден.
Таким образом, законодатель установил исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключение соглашения о перераспределения земельных участков, не одно из которых не имело места при рассмотрении вопроса об образовании земельного участка общей площадью 811 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество "<адрес>.
Также орган местного самоуправления отказывая в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, не принял во внимание, что решение об изменении площади и конфигурации земельного участка, принято с целью повышения эксплуатационных характеристик земельного участка, исключения изломанности границ, увеличения границ застройки, допустимого для размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Данные обстоятельства согласуются с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков, может производиться в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление Донцова В.А. к администрации города Сочи о перераспределении границ земельного участка, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании ч.ч. 2-3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с разделом 3 «Особенности определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город-курорт Сочи» Решения Городского Собрания Сочи от 30.01.2020 N 11 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, продаваемых собственникам зданий, сооружений, находящихся на этих земельных участках, а также определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город-курорт Сочи" (п. 3.1) размер платы определяется как 15 процентов их кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельным участком, находящимся в частной собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Донцова В. А. к администрации города Сочи о перераспределении границ земельного участка – удовлетворить.
Считать согласованной и утвержденной схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с образованием земельного участка путем перераспределения существующего земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, <адрес>, площадью 811 кв.м и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в границах кадастрового квартала № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, система координат МСК-23:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Считать настоящее решение суда основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 811 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес> категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дачное хозяйство, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной муниципальной собственности площадью 295 кв.м, в границах кадастрового квартала № и земельного участка площадью 516 кв.м с кадастровым номером № принадлежащего Донцову В. А. на праве собственности, без истребования дополнительных документов, в границах, сформированных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии со следующими координатами поворотных точек, координаты в МСК-23:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Считать настоящее решение суда основанием для администрации города Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить с Донцовым В. А. соглашение о перераспределении земельного участка площадью 295 кв.м. из земель неразграниченной муниципальной собственности расположенных в кадастровом квартале № и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, город-курорт Сочи, Хостинский внутригородской район, садоводческое некоммерческое товарищество <адрес> находящегося в собственности Донцова В. А., расположенного в территориальной зоне «Ж-2» - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: дачное хозяйство, по цене 15% от кадастровой стоимости земельного участка после предоставления выписки ЕГРН, без истребования дополнительных документов, путем заключения соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 295 кв.м.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"