ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4721/2021 от 21.10.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-4721/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 21 октября 2021 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Волковой Т.Д.,

при секретаре судебного заседания Байлуковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл об оспаривании дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл), в котором просит отменить дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора, наложенное на него приказом ответчика от <дата><номер>-к.

В обоснование иска указал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе Республики Марий Эл с 2014 года, в настоящее время в должности <данные изъяты>. Оспариваемый приказ вынесен в отношении него без соблюдения установленного законом порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, без учета тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степени его вины.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал. Настаивал на том, что позднее представление им на согласование проекта приказа о переводе сотрудников федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл», за который он был ответственен, обусловлено ненадлежащей подготовкой документов кадровой службой названного учреждения и самими сотрудниками, в связи с чем оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности у ответчика не имелось.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения иска возражали по доводам, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регламентируется Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 197-ФЗ).

В силу ст. 4 указанного Федерального закона № 197-ФЗ принципом службы в уголовно-исполнительной системе, в частности, является единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в уголовно-исполнительной системе. Принципы реализуются при соблюдении следующих положений: 2) сотрудник при исполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию; обязательным для сотрудника является исполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону; сотрудник не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе (далее - контракт) или должностной инструкцией и для исполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 197-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона № 197-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона № 197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно статьи 50 Федерального закона № 197-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.

Пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 197-ФЗ установлено, что дисциплинарные взыскания на сотрудника налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы, за исключением увольнения со службы В уголовно-исполнительной системе сотрудника, замещающего должность в уголовно-исполнительной системе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела -не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке (пункт 6 статьи 52 Федерального закона № 197-ФЗ).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (пункт 8 статьи 52 Федерального закона № 197-ФЗ).

О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя (подпункт 9 статьи 52 Федерального закона № 152-ФЗ).

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы или жительства сотрудника (пункт 11 статьи 52 Федерального закона № 197-ФЗ).

Дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.09.2019 № 202 (далее - Дисциплинарный устав), предусмотрено, что служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника УИС, дисциплинарным уставом УИС, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа УИС, должностной инструкцией, контрактом о службе в УИС, приказами и распоряжениями директора Федеральной службы исполнения наказаний, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника), порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (пункт 3 Дисциплинарного устава). Служебная дисциплина в УИС обеспечивается ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей (подпункт «а» пункта 4 Дисциплинарного устава), неукоснительным исполнением сотрудником приказов, распоряжений, указаний и поручений руководителя (начальника), не противоречащих законодательству Российской Федерации (подпункт «в» пункта 4 Дисциплинарного устава).

Подпунктом «а», «б» пункта 5 Дисциплинарного устава предусмотрено, что сотрудник обязан знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, исполнять приказы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Дисциплинарного устава приказ отдается в письменной форме или в устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному сотруднику или группе подчиненных сотрудников.

К прямым руководителям (начальникам) сотрудника относятся руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно, ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником) (пункт 12 Дисциплинарного устава).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона № 197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, ФИО2 и распоряжений прямых руководителей (начальников)! и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно пункту 28 Дисциплинарного устава до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Перед принятием руководителем (начальником) решения о применении к подчиненному сотруднику дисциплинарного взыскания необходимо выяснить обстоятельства совершения дисциплинарного проступка и осуществить сбор доказательств (пункт 29 Дисциплинарного устава).

Согласно пункту 34 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, признание сотрудником, совершившим проступок, своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.

Судом установлено, что ФИО1 проходит службу в УФСИН России по Республике Марий Эл в должности <данные изъяты>

В соответствии с п. 3.1.5 должностной инструкции, утвержденной врио начальника УФСИН России по Республике Марий Эл <дата>, ФИО1 обязан знать правила подготовки нормативных правовых и иных документов, разрабатываемых в системе УИС по вопросам кадровой работы, уметь разрабатывать их в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 3.2 ФИО1 должен качественно и в срок осуществлять кадровое обеспечение структурных подразделений (отделов, отделений, инспекций) УФСИН России по Республике Марий Эл; а также готовить по поручению начальника отдела кадров УФСИН России по Республике Марий Эл проекты приказов о назначении сотрудников среднего и старшего начальствующего состава, а также необходимые документы к ним (п. 3.8.).

При этом в соответствии с пунктами 4.1.5, 4.1.7 должностной инструкции ФИО1 несет персональную ответственность за соблюдение правил порядка работы с документами, своевременность и качество их исполнения, за своевременность и четкость выполнения обязанностей, предусмотренных инструкцией, поручений руководства отдела кадров и начальника отделения УФСИН России по Республике Марий Эл.

В соответствии с приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата><номер> «Об организации кураторства» ФИО1 является куратором <данные изъяты> (с 30.04.2021 ФКУ ИК-7 УФСИН России переименовано в федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл) по направлению кадрового обеспечения учреждения.

В соответствии с пунктом 193 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от <дата><номер> (далее - Инструкция по делопроизводству), сроки исполнения поручений устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами (распоряжениями) и поручениями вышестоящих учреждений и органов УИС, исчисляются в календарных днях, с даты поступления документов. В поручениях к конкретному документу руководителем учреждения и органа УИС (лицом, временно исполняющим его обязанности) могут устанавливаться индивидуальные сроки исполнения контрольных документов (п. 194 Инструкция по делопроизводству).

Согласно п. 2 Порядка организации контроля в уголовно-исполнительной системе по зональному принципу, утвержденному приказом Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от <дата><номер> (далее - Порядок), контроль по зональному принципу (далее - зональный контроль) обеспечивается систематической деятельностью сотрудников УИС, закрепленных за территориальными органами ФСИН России (учреждениями УИС) в качестве кураторов по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего структурного подразделения ФСИН России, подразделения территориального органа ФСИН России в отношении сбора, обобщения и анализа информации о служебной деятельности учреждений и органов УИС и оказания им необходимой методической и практической помощи. Зональный контроль осуществляется в целях усиления влияния ФСИН России и территориальных органов ФСИН России (далее - территориальные органы) на состояние и результаты оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждений и органов УИС.

Пунктом 3 Порядка установлено, что в территориальных органах зональный контроль организуется по подведомственным учреждениям УИС.

Зональный контроль осуществляется наиболее подготовленными сотрудниками структурного подразделения ФСИН России (подразделения территориального органа), способными, в дополнение к имеющимся должностным обязанностям, осуществлять контроль за состоянием оперативно-служебной деятельности в закрепленных за ними территориальных органах (учреждениях УИС), давать оценку по отдельным направлениям их работы, анализировать результаты, оказывать практическую и методическую помощь (пункт 4 Порядка).

Для комплексного рассмотрения служебной деятельности подведомственных учреждений УИС из числа руководителей и наиболее квалифицированных сотрудников территориального органа назначаются: кураторы - сотрудники подразделений территориального органа (пункт 6 Порядка).

В соответствии с приложением <номер> к приказу УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата> «Об организации кураторства» ФИО1 закреплен за ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл в <данные изъяты>

В соответствии с п. 19.2. Положения об отделе кадров Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, утвержденного приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата><номер>, начальник отдела кадров УФСИН России по Республике Марий Эл обязан распределять обязанности между сотрудниками отдела в соответствии с утверждаемой им схемой распределения обязанностей.

ФИО1 также согласно Схемы распределения обязанностей в отделе кадров УФСИН России по Республике Марий Эл, утвержденной начальником отдела кадров ФИО5<дата>, осуществляет кураторство и кадровое обеспечение ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл.

Приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата><номер> сотрудники среднего и старшего начальствующего состава ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 36 Федерального закона от 19.07. 2018 № 197-ФЗ были зачислены в распоряжение ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по перепрофилированию исправительной колонии для содержания осужденных женщин в колонию-поселение (приказ ФСИН России от <дата><номер>).

Срок нахождения сотрудников в распоряжении установлен п. 1 ч. 11 статьи 3 Федерального закона № 197-ФЗ и составляет 2 месяца. В течение указанного времени по пояснениям сторон необходимо либо переместить сотрудников, зачисленных в распоряжение, с их согласия по службе на имеющиеся вакантные должности, либо расторгнуть с ними контракт и уволить со службы в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с приказом ФСИН России от <дата><номер> «Об утверждении Перечня должностей в уголовно-исполнительной системе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» назначение на должности среднего и старшего начальствующего состава учреждений УФСИН России по Республике Марий Эл осуществляется приказами УФСИН России по Республике Марий Эл.

В соответствии с п. 44 Инструкции по делопроизводству, проект приказа (распоряжения) согласовывается должностными лицами, в срок до трех рабочих дней, а юридической службой - в срок до пяти дней, в зависимости от объема представленного документа.

Из приведенного следует, что ФИО1 должен был подготовить проекты приказов и материалы к ним о назначении сотрудников ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл, зачисленных в распоряжение учреждения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в срок до 23.07.2021.

Между тем, как установлено по пояснениям сторон, показаниям свидетелей ФИО7, ФИО8 и представленным в материалы дела документам, по ряду сотрудников (ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14) документы были представлены только после 24.07.2021. Окончательный проект приказа о переводе сотрудников был представлен ФИО1 на согласование только 28.07.2021.

<дата> начальником отдела кадров УФСИН России по Республике Марий Эл ФИО5 был подан рапорт на имя временно исполняющего обязанности начальника УФСИН России по Республике Марий Эл полковника внутренней службы ФИО15 о некачественной подготовке документов для назначения сотрудников ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл ФИО1 и привлечении его к дисциплинарной ответственности. В тот же день у ФИО1 истребовано объяснение.

Приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата><номер> за нарушение вышеприведенных положений инструкции в ходе подготовки документов и проекта приказа в отношении сотрудников ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности, на него наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.

С данным приказом ФИО1 был ознакомлен письменно 09.08.2021.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для признания привлечения ответчиком ФИО1 к дисциплинарной ответственности незаконным. При этом суд исходит из установленного обстоятельства совершения ФИО1 вмененного ему ответчиком в вину дисциплинарного проступка, соблюдения ответчиком установленного законом порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности и соответствия примененного к истцу дисциплинарного взыскания тяжести совершенного им проступка, а также обстоятельствам его совершения, в том числе, прежнего исполнения им своих трудовых обязанностей. При этом суд исходит из установленного обстоятельства того, что к моменту вынесения оспариваемого приказа ФИО1 имел неснятые дисциплинарные взыскания: выговор, объявленный приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата><номер>-к, и выговор, объявленный приказом УФСИН России по Республике Марий Эл от <дата><номер>-к.

Вопреки доводам ФИО1 ненадлежащая подготовка документов кадровой службой подведомственного учреждения ФКУ КП-7 УФСИН России по Республике Марий Эл и самими сотрудниками, находящимися в распоряжении, не освобождала его от обязанности обеспечить своевременную подготовку и представление на согласование документов в отношении соответствующих сотрудников, он как ответственное должностное лицо должен был проконтролировать процесс подготовки документов в отношении вышеуказанных сотрудников и обеспечить их своевременную готовность.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к УФСИН России по Республике Марий Эл об отмене спорного дисциплинарного взыскания.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл об оспаривании дисциплинарного взыскания ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Д.Волкова

Мотивированное решение составлено 28 октября 2021 года.