ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4723/2013 от 07.08.2013 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2013 года

Центральный районный суд г. Читы в составе

Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

При секретаре Скажутиной О.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Благотворительному фонду «Мир» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. 04.01.2003 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы Читинской области осуществлена государственная регистрация Благотворительного фонда «Мир». Сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, с присвоением основного государственного регистрационного номера №. Учредитель фонда – физическое лицо – ФИО1, лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени фонда директор - ФИО2. Зарегистрированный адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа фонда: <адрес>. В ходе проверки установлено, что с момента государственной регистрации нарушены нормы федерального законодательства. А именно, в нарушение ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ, п. 4, 4 ст. 15 Федерального закона № 129-ФЗ, фонд отчет о благотворительной деятельности за 2011 год, 2012 годы в установленный законом срок в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю не представил. 20.03.2013 года исх. № 03-1128 Управление в зарегистрированный адрес, по месту нахождения постоянно действующего органа фонда, по адресу: <адрес> направлено информационное письмо о необходимости предоставления отчета о деятельности за 2012 года. Информационное письмо возвращено в Управление, с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». Между тем, отчет о деятельность в Управление не представлен. В нарушение требований п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства № 2012 отчет за 2012 год, информация о продолжении деятельности в 2013 году фондом не представлена. 31.12.2010 года исх. 8045/03 Управлением в зарегистрированный адрес, по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа фонда, по адресу: <...> направлено письменное предупреждение о выявленных с 01 по 19 марта 2010 года, в ходе плановой документарной проверки нарушениях законодательства Российской Федерации, выразившиеся в противоречии отдельных положений Устава Фонда нормам действующего законодательства Российской Федерации, со сроком устранения нарушения до 31.03.2011 года. Согласно почтовому уведомлению, письменное предупреждение получено Фондом 05.01.2011 года, однако нарушение не устранено. Таким образом, в фонд неоднократно не представил в Управление сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ. 07.05.2013 года в Управление поступило уведомление от учредителя Фонда ФИО1 о том, что деятельность Фондом не осуществляется с 2010 года, поступление денежных средств с 2010 года отсутствует, нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в предупреждении от 31.10.2010 года устранить невозможно, в силу того, что директор Фонда сложил свои полномочия, в связи с переездом в 2011 году. Органы правления Фонда свою деятельность не осуществляют в связи с тем, что имущества Фонда не достаточно для реализации его целей и вероятность получении его не реальна.

На основании изложенного, истец просит ликвидировать Благотворительный фонд «Мир» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал просил суд удовлетворить.

Представитель ответчика о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался, на судебное заседание не явился, причину не явки не сообщил.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело по месту государственной регистрации некоммерческого юридического лица в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

В силу ст. 23 Налогового кодекса РФ, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, предоставляются организациями в налоговое органы в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском отчете».

Федеральным законом 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском отчете», действующим в период спорных правоотношений, установлено, что в силу п. 2, 4 ст. 15 Федерального закона № 129-ФЗ, организация должна предоставлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности в течении 90 дней по окончании года, то есть не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приказом Минюста России от 29.03.2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» определены формы ОН0001, ОН0002, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» определено, что некоммерческая организация обязана представлять указанную информацию в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 10.01.2006г. № 18-ФЗ) с 18 апреля 2006г. полномочия в сфере регистрации некоммерческих организаций, зарегистрированных в соответствии с указанным законом, переданы от Федеральной налоговой службы Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам.

Согласно п. 3.1. ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение требований ст. 19 Федерального закона № 135-ФЗ, п. 2, 4 ст. 15 Федерального закона № 129-ФЗ, отчет о благотворительной деятельности за 2011 год, 2012 год в установленный     срок ответчиком не представлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и о благотворительных организациях", в случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, 04.01.2003 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г. Читы Читинской области осуществлена государственная регистрация Благотворительного фонда «Мир». Сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, с присвоением основного государственного регистрационного номера №. Учредитель фонда – физическое лицо – ФИО1, лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени фонда директор - ФИО2. Зарегистрированный адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа фонда: <адрес>.

Как следует из материалов дела, 20.03.2013 года исх. № 03-1128 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее Управлением) в зарегистрированный адрес, по месту нахождения постоянно действующего органа фонда, по адресу: <адрес> направлено информационное письмо о необходимости предоставления отчета о деятельности за 2012 года. Информационное письмо возвращено в Управление, с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». Между тем, отчет о деятельность в Управление не представлен.

В нарушение требований п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства № 2012 отчет за 2012 год, информация о продолжении деятельности в 2013 году фондом не представлена.

31.12.2010 года исх. 8045/03 Управлением в зарегистрированный адрес, пор месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа фонда, по адресу: <адрес> направлено письменное предупреждение о выявленных с 01 по 19 марта 2010 года, в ходе плановой документарной проверки нарушениях законодательства Российской Федерации, выразившиеся в противоречии отдельных положений Устава Фонда нормам действующего законодательства Российской Федерации, со сроком устранения нарушения до 31.03.2011 года. Согласно почтовому уведомлению, письменное предупреждение получено Фондом 05.01.2011 года, однако нарушение не устранено. Таким образом, фонд неоднократно не представил в Управление сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

07.05.2013 года в Управление поступило уведомление от учредителя Фонда ФИО1 о том, что деятельность Фондом не осуществляется с 2010 года, поступление денежных средств с 2010 года отсутствует, нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в предупреждении от 31.10.2010 года устранить невозможно, в силу того, что директор Фонда сложил свои полномочия, в связи с переездом в 2011 году. Органы правления Фонда свою деятельность не осуществляют в связи с тем, что имущества Фонда не достаточно для реализации его целей и вероятность получении его не реальна.

Таким образом, на 08 июля 2013 г. - день подачи искового заявления о ликвидации Фонда в суд - Управлением соблюдено требование пункта 3 статьи 20 Закона о благотворительных организациях, а Фонд дважды был предупрежден о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, ответчик неоднократно не представлял в уполномоченный орган сведений, предусмотренных ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», что свидетельствует о неоднократности нарушений действующего законодательства и дает основание для удовлетворения заявленных требований. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю удовлетворить.

Благотворительный фонд «Мир» ликвидировать и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы

    Председательствующий: Казакевич Ю.А.