ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-472/13 от 22.10.2013 Киренского районного суда (Иркутская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Киренск ДД.ММ.ГГГГ

 Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Тетериной Е.Г., с участием заместителя прокурора Киренского района Толмачевой Т.М., представителя органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт, - Киренского муниципального образования Елизаровой Е.А., представителей заинтересованного лица ООО «УК «Теплоцентр» Чудиновой С.Г., Светлолобовой Т.В., представителей заинтересованного лица ООО «УК «Энергия» Швецовой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-472/13 по заявлению прокурора Киренского района Иркутской области о признании недействующим нормативно-правового акта органа местного самоуправления с момента его принятия,

 УСТАНОВИЛ:

 Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района по обращению жителей <адрес> о нарушении жилищного законодательства проведена проверка. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Киренского городского поселения № 32-Т от 19.02.2009г. утвержден норматив потребления коммунальных услуг (далее - Постановление). Постановление опубликовано в газете «Ленские зори» № от 03.03.2009г. Постановлением для дома № по ул. <адрес> норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен как для жилых, а не многоквартирных домов, т.е. в большем размере, чем для многоквартирных домов, что подтверждается ответом главы Киренского МО С** ООО УК «Энергия» начисляет коммунальные услуги по нормативу, утвержденному постановлением администрации Киренского городского поселения № 32-Т от 19.02.2009г., т.е. не как для многоквартирного дома, а как для жилого дома, что подтверждается ответом генерального директора ООО УК «Энергия» Ч** Вместе с тем, установление норматива потребления коммунальных услуг для четырехквартирного дома как жилому дому является незаконным. Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. 01 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо помещения общего пользования в таком доме. Под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых или иных нужд, связанных с их проживанием в нем (п. 5). Учитывая, что дом № ул. <адрес> четырехквартирный, имеет самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому, то его следует считать многоквартирным, и коммунальные услуги по отоплению должны исчисляться по нормативу, установленному как для многоквартирных домов. Указанное повлекло взыскание с граждан оплаты за коммунальные услуги по отоплению в ненадлежащем размере, т.е. фактически имело место возложение на граждан обязанности вносить плату за отопление по незаконно установленным нормативам потребления. В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодексам Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 13.08.2010г.) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

 Прокурор просил признать п/п 15 постановления администрации Киренского городского поселения № 32-Т от 19.02.2009г. «О внесении изменений в постановление главы Киренского МО от 26.11.2007г. № 162 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения с 01.01.2008г.» недействующим с момента его принятия, обязать администрацию Киренского городского поселения пересчитать норматив потребления коммунальных услуг для населения и внести в постановление администрации Киренского городского поселения № 32-Т от 19.02.2009г. соответствующие изменения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании прокурор Толмачева Т.М. заявление поддержала по указанным в нем основаниям и доводам.

 Представитель Киренского муниципального образования, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт, в возражениях на заявление прокурора указал, что каждая из четырех квартир дома № ул. <адрес> имеет отдельный вход, общим имуществом является только земельный участок и одно крыльцо на две квартиры, что видно из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по указанному адресу. При расчете норматива отопления по Киренскому муниципальному образованию на отопление жилых домов в общую площадь входила и площадь д. № по <адрес>. При признании дома № по ул. Свердлова многоквартирным и перерасчете нормативов площадь дома № по <адрес> и аналогичных домов по Киренскому муниципальному образованию перейдет к площади многоквартирных домов, в соответствии с чем норматив на тепловую энергию для многоквартирных домов значительно сократится, в случае же с жилыми домами - наоборот возрастет.

 В судебном заседании представитель органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт, Елизарова Е.А. просила в удовлетворении заявления отказать по указанным в возражениях основаниям и доводам, дополнительно пояснила, что в 2009г. нормативы потребления были изменены из-за увеличения сумм выплат субсидий из областного бюджета, в связи с чем прибыли специалисты из министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для проверки и произошло изменение норматива. Изменение норматива потребления в 2009г. произошло не по инициативе Киренского муниципального образования и не по инициативе ресурсоснабжающих организаций. Что послужило основанием для изменения потребления коммунальных услуг с 01.04.2009г., о том какие различия имеются в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных и жилых домов г. Киренска ей не известно. При определении норматива потребления использовался расчетный метод. Почему не использовался аналоговый или экспертный метод ей не известно.

 Представители заинтересованных лиц ООО «УК «Теплоцентр» Чудинова С.Г., Светлолобова Т.В., представитель заинтересованного лица ООО «УК «Энергия» Швецова В.Д. также просили отказать в удовлетворении заявления прокурора, т.к. в случае отмены нормативов потребления придется пересчитывать плату за отопление для большого количества потребителей, около 4 тысяч, за несколько лет. Дом по адресу: <адрес>, является многоквартирным.

 Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Теплоцентр» Чудинова С.Г. также пояснила, что ранее плату за отопление для жителей дома по адресу: <адрес>, их организация начисляла как для индивидуального жилого дома, но после обращения жителей дома, по указанию директора стали начислять как для многоквартирного жилого дома.

 Глава Киренского муниципального образования С**, представители заинтересованных лиц ООО «УК «Терминал», ООО «УК «Город» в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств не заявили, дело рассмотрено в соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ без их участия.

 При рассмотрении данного дела суд руководствовался следующими законами.

 В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

 Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.

 В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Таким образом, при рассмотрении дел данной категории оспариваемый акт подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

 В ходе разбирательства дела судом установлены следующие обстоятельства.

 Постановлением главы Киренского муниципального образования С** от 26.11.2007г. № с ДД.ММ.ГГГГг. установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление общей площади жилых помещений в размере 0,0412 Гкал/кв.м. в месяц.

 Оспариваемым постановлением главы Киренского муниципального образования С** от 19.02.2009г. № 32 внесены изменения в приложение № 1 к постановлению главы Киренского МО от 26.11.2007г. № 162 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения с 01.01.2008г.», в соответствии с которыми установлены норматив потребления тепловой энергии на отопление общей площади жилых помещений жилых домов (включая коттеджы) в размере 0,0394 Гкал/кв.м. в месяц и норматив потребления тепловой энергии на отопление общей площади жилых помещений многоквартирных домов в размере 0,0363 Гкал/кв.м. в месяц.

 Постановление опубликовано в газете «Ленские зори» от 03.03.2009г. № 14 и вступило в силу с 01.04.2009г.

 Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются копиями постановлений от 26.11.2007г. № 162, от 19.02.2009г. № 32, письмом редактора газеты «Ленские зори» от 24.09.2013г.

 Оспариваемое постановление № 32 принято главой Киренского муниципального образования С** 19.02.2009г.

 Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.

 В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ в подлежащей применению редакции Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 306.

 Так как оспариваемый нормативно-правовой акт принят 19.02.2009г., применению при рассмотрении данного дела подлежит редакция указанного постановления Правительства РФ от 23.05.2006г., действовавшей в период с 08.06.2006г. по 08.06.2011г.

 Согласно положениям указанного нормативно-правового акта, имеющего большую юридическую силу по сравнению с оспариваемым постановлением, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (п. 4).

 «Уполномоченные органы» - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2).

 При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (подп. «д.», п. 5).

 Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (п. 8).

 Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 10).

 Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12).

 Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).

 Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п. 16).

 При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод (п. 20).

 Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода (п. 23).

 Статьей 27 Устава Киренского муниципального образования предусмотрено, что глава Киренского муниципального образования представляет Киренское муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Киренского муниципального образования, издает в пределах своих полномочий правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области, осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним законодательством и настоящим Уставом.

 Исследовав собранные по делу доказательства и оценив их по своему внутреннему убеждению с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что оспариваемое постановление противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 306.

 Так, в ответ на запросы суда о том, по чьей инициативе, в связи с чем (по какой причине) произошло изменение норматива потребления коммунальных услуг с 01.04.2009г., что послужило основанием для изменения потребления коммунальных услуг с 01.04.2009г., о том какие различия имеются в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных и жилых домов г. Киренска, главой Киренского муниципального образования С** представлена следующая информация: постановлением главы Киренского муниципального образования № 162 от 26 ноября 2007г. «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения с 01.01.2008г.» был установлен норматив на тепловую энергию на отопление общей площади жилых помещений (расчетный период 12 месяцев) в размере 0,0412 Гкал/кв.м. в месяц. При установлении данного норматива резко возросла сумма выплат субсидий из областного бюджета, в связи с чем были направлены специалисты из министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для проверки. После чего и произошло изменение норматива.

 Представители Киренского муниципального образования С** в письме № 1605 от 22.10.20113г. и Елизарова Е.А. в судебном заседании пояснили, что какую-либо дополнительную информацию представить не могут.

 Допрошенные судом свидетели Ж**, Т** показали, что об обстоятельствах принятия оспариваемого постановления им ничего не известно.

 Свидетель К** показала, что она входила в состав комиссии по проведению инвентаризации жилых и многоквартирных домов и определению нормативов потребления тепловой энергии. Изменение нормативов потребления в 2009г. произошло из-за увеличения средств, выплачиваемых в виде субсидий из областного бюджета, в связи с приезжали специалисты из министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для проверки, после чего нормативы изменились.

 Таким образом, судом установлено, что в нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, изменение норматива потребления тепловой энергии с 01.04.2009г. для жителей и организаций Киренского муниципального образования произошло с нарушением порядка пересмотра и сроков действия установленного ранее норматива потребления.

 Так, с 01 января 2008г. постановлением главы Киренского муниципального образования С** от 26.11.2007г. № 162 был установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление общей площади жилых помещений в размере 0,0412 Гкал/кв.м. в месяц. Оспариваемым постановлением главы Киренского муниципального образования С** от 19.02.2009г. № 32 норматив потребления тепловой энергии был пересмотрен и установлен иной норматив с 01.04.2009г. Поэтому нормативы потребления коммунальных услуг были пересмотрены ранее 3 лет с момента их принятия и с нарушением установленного порядка.

 Изменение норматива потребления произошло не по инициативе органа местного самоуправления или ресурсоснабжающих организаций, как то предусмотрено правилами.

 Органом, принявшим оспариваемый нормативно-правовой акт не доказано, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг послужило изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменился более чем на 5 процентов.

 Как следует из расчета норматива потребления, представленного как приложение к оспариваемому постановлению, и пояснений представителя органа, принявшего оспариваемый нормативно-правовой акт, Елизаровой Е.А. в судебном заседании, при определении нормативов потребления тепловой энергии с 01.04.2009г. применялся расчетный метод.

 Вместе с тем, согласно п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.

 Доказательств в обоснование применения именно расчетного метода при установлении нормативов потребления тепловой энергии с 01.04.2009г. органом, принявшим оспариваемый нормативно-правовой акт, не представлено.

 Кроме того, представители Киренского муниципального образования С** в письме № 1605 от 22.10.20113г. и Елизарова Е.А. в судебном заседании пояснили, что при определении норматива потребления тепловой энергии для жилых домов учитывалась площадь дома по адресу: <адрес>, что повлияло на размер норматива потребления тепловой энергии как для жилых домов, так и для многоквартирных домов.

 Суд считает, что дом по адресу: <адрес>, является многоквартирным, а не индивидуальным жилым домом по следующим причинам.

 Согласно п.п. 5, 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

 В соответствии со ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

 Дом по адресу: <адрес>, представляет собой совокупность четырех квартир, которые имеют самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались и подтверждаются техническим паспортом на указанный дом.

 Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 31.01.2013г. № 25 следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом.

 Таким образом, дом по адресу: <адрес>, был неправомерно отнесен к жилым домам при определении нормативов потребления тепловой энергии, что повлияло на размер норматива потребления тепловой энергии как для жилых домов, так и для многоквартирных домов.

 Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 В связи с установленными судом несоответствиями оспариваемого постановления нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 306, постановление главы Киренского городского поселения № 32 от 19.02.2009г. «О внесении изменений в постановление главы Киренского МО от 26.11.2007г. № 162 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения с 01.01.2008г.» следует признать недействующим.

 Принимая во внимание, что применение оспариваемого постановления главы Киренского муниципального образования, не устанавливающего права граждан и организаций, а регулирующего исключительно вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг, повлекло взыскание с граждан оплаты за отопление в ненадлежащем размере, то есть фактически имело место возложение на граждан обязанности вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг по незаконно установленным органом местного самоуправления нормативам потребления, суд считает необходимым признать оспариваемое постановление недействующим с момента его принятия.

 Частью 3 ст. 253 ГПК РФ предусмотрено, что решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

 Поэтому требования прокурора об обязании администрации Киренского городского поселения пересчитать норматив потребления коммунальных услуг для населения и внести в постановление администрации Киренского городского поселения № 32-Т от 19.02.2009г. соответствующие изменения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу не могут быть рассмотрены в рамках производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов. В случае необходимости требования об обязании совершить определенные действия могут быть заявлены в рамках отдельного производства.

 В силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 1. Удовлетворить заявление прокурора Киренского района Иркутской области о признании недействующим нормативно-правового акта органа местного самоуправления с момента его принятия.

 2. Признать с момента принятия недействующим постановление главы Киренского муниципального образования от 19.02.2009г. № 32 «О внесении изменений в постановление главы Киренского МО от 26.11.2007г. № 162 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения с 01.01.2008г.».

 3. После вступления решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Ленские зори».

 Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий

 <>

 <>

 <>

 <>

 <>