ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-472/18 от 12.12.2018 Вытегорского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-472/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Вытегра 12 декабря 2018 года

Вытегорский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Скресанова Д.В.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Насоновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» о признании незаконным требования о возврате субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд к казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» с указанным иском (далее – КУ ВО «Центр соцвыплат»), указав в обоснование, что в августе 2017 года обратилась к ответчику с вопросом о возможности получения субсидии на оплату коммунальных услуг, где ее проконсультировали, что получить субсидию возможно неработающему пенсионеру по истечении 6 месяцев после увольнения с последнего места работы. Ее последним местом работы являлась ГБУЗ «Больница» откуда она уволилась 31.03.2017, в связи с чем ей было разъяснено, что получить субсидию она может с 01.10.2017. и было предложено собрать комплект документов и подать соответствующее заявление на субсидию в сентябре 2017 года. В комплект документов входит справка по форме 2-НДФЛ, подтверждающая доход с места работы. Поскольку она является неработающим пенсионером, работник КУ ВО «Центр соцвыплат» ее заверила, что в ее случае такая справка не требуется. Все необходимые документы для предоставления субсидии она сдала 27.09.2017 специалисту КУ ВО «Центр соцвыплат», после чего стала получать субсидию. В марте 2018 года она повторно сдала документы на субсидию за период с 01.04.2018 по 30.09.2018, все документы у нее приняли, субсидию выплачивали. В августе 2018 года она получила от ответчика письмо с необходимостью возврата всей суммы полученной субсидии за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года. После этого она обратилась в КУ ВО «Центр соцвыплат» где начальник филиала по Вытегорскому району К.Г.К. ей пояснила, что налоговой инспекцией проводилась проверка по факту законности выплаты субсидий, где было выявлено у нее (ФИО1) наличие скрытого дохода. К.Г.К. ей пояснила, что документы на субсидию надо было подавать не в сентябре 2017 года, а в октябре месяце. На ее личное обращение в налоговый орган ей пояснили, что в апреле 2017 года ей было перечислено на счет банковской карты 492 рубля 70 копеек в качестве заработной платы. Бухгалтер ГБУЗ «Больница» пояснила, что перечисленная сумма была частичной оплатой труда за март 2017 года, что подтверждается справкой формы 2-НДФЛ. Полагает, что ее вины в сложившейся ситуации нет, она представила все документы, которые просили, ничего не скрывала. Просила признать незаконным требование о возврате субсидии за период с октября 2017 по март 2018, с апреля 2018 по сентябрь 2018.

В письменном отзыве на иск ответчик КУ ВО «Центр соцвыплат» указало, что 27.09.2017 ФИО1 обратилась в филиал по Вытегорскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>. 04.10.2017 было принято решение о назначении истцу субсидии за расчетный период с 01.10.2017 по 31.03.2018 в размере 1501 рубль. В последующем истцу был произведен перерасчет субсидии за расчетный период с 01.10.2017 по 31.03.2018, сумма которой составила 2694 рубля 49 копеек в месяц, а всего за указанный период в размере 16166 рублей 94 копейки. В марте 2018 года ФИО1 вновь обратилась с заявлением о предоставлении субсидии за расчетный период с 01.04.2018 по 30.09.2018, которая была ей предоставлена. В целях осуществления проверки достоверности сведений о доходах истца за 2017 год, заявленных при обращении в сентябре 2017 года и в марте 2018 года за предоставлением субсидии, КУ ВО «Центр соцвыплат» была запрошена указанная информация в Управлении Федеральной налоговой службы по Вологодской области. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 предоставлена не полная информация о доходах от иного источника за 2017 год. Согласно предоставленному заявлению от 29.08.2018 и справки формы 2-НДФЛ ФИО1 работала в ГБУЗ «Больница» по 31.03.2017. Март 2017 года входил в расчётный период для определения права ФИО1 на субсидию с 01.10.2017. Поскольку истцом при обращении за назначением субсидии с 01.10.2017 не были представлены сведения о заработной плате за март 2017 года, образовалась переплата субсидии в сумме 16166 рублей 94 копейки. В связи с чем ФИО1 12.10.2018 было направлено уведомление с предложением добровольного возмещения необоснованно полученной субсидии за период с 01.10.2017 по 31.03.2018 в сумме 16166 рублей 94 копейки. Считают, что решение о возврате необоснованно полученной суммы субсидии является законным, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просят отказать.

В письменном отзыве на иск третье лицо Департамент социальной защиты населения Вологодской области указало, что возражают против удовлетворения исковых требований, поскольку ФИО1 с заявлением о предоставлении субсидии были предоставлены неполные сведения о доходах. Соответственно, выплаченные истцу суммы субсидий являются неосновательным обогащением.

В судебном заседании истец ФИО1 уменьшила исковые требования, попросив признать незаконным требование о возврате субсидии только за период с октября 2017 по март 2018. В обоснование требований поддержала доводы по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что по ее письменному заявлению с 01.10.2017 по 31.03.2018, а в последующем с 01.04.2018 ей была назначена и выплачивалась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В августе 2018 года от ответчика пришло письменное уведомление о возврате субсидии в связи с предоставлением недостоверных сведений, которые были выявлены в ходе выборочной проверки. По результатам проверки было выявлено, что согласно справки формы 2-НДФЛ за 2017 год, предоставленной ГБУЗ «Больница», где она работала до 31.03.2018, в апреле 2017 года у нее имелся доход в сумме 492 рубля 70 копеек. После обращения к бывшему работодателю, она получила бухгалтерскую справку, из которой следует, что сумма 492 рубля 70 копеек указанная в апреле 2017 года - это начисления за март 2017 года. При этом не отрицала, что деньги в сумме 492 рубля 70 копеек ею были получены на её счет в апреле 2017 года. Считает, что ее вины в сложившейся ситуации нет, она предоставила все документы, которые просили, никаких противозаконных действий не делала, доходы свои не скрывала. Полагает, что в данном случае полностью виноват сотрудник КУ ВО «Центр соцвыплат», которая ее консультировала и в последующем принимала документы.

Представитель ответчика КУ ВО «Центр соцвыплат» начальник филиала по Вытегорскому району ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Дополнительно суду пояснила, что 27.09.2018 ФИО1 пришла в филиал по Вытегорскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» сдавать документы на субсидию. Специалистом, принимавшим документы, была ФИО3. Учитывая, что истец обратилась в сентябре, значит, доходы она должна была предоставить за 6 предшествующих месяцев, т.е. с марта по август. Со слов ФИО1 они отметили, что она не работает. В заявлении на предоставление субсидии, имеется расписка о том, гражданин ознакомлен с правилами и им предоставлены все необходимые сведения. У них в каждый год проверяются доходы граждан, чтобы выявить незаконное предоставление субсидий. После очередной проверки, ФИО1 было предложено предоставить справку 2-НДФЛ, из которой видно, что в апреле 2017 года у истца был неучтенный при назначении субсидии доход в сумме 492 рубля 70 копеек, что является нарушением со стороны ФИО1 В данном случае истцу надо было обращаться с заселением о предоставлении субсидии на месяц позже. В настоящее время ФИО1 продолжает получать субсидию на законных основаниях, но ей необходимо вернуть полученную субсидию с 01.10.2017 по 31.03.2018. Субсидия с 01.04.2018 по 30.09.2018 выплачена законно, её вернуть они не требуют.

Представитель ответчика КУ ВО «Центр соцвыплат» специалист филиала по Вытегорскому району ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Заслушав истца, представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

В силу ч.7, ч.8 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Во исполнение ст.159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила), пунктом 7 которых установлено, что решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

В целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Вологодской области полномочий Департамента по предоставлению социальной поддержки граждан на основании постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2015 №1100 создано казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат», которое оказывает государственные услуги и исполняет государственные функции в сфере социальной защиты населения, в том числе по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п.п. «д» п.8 Правил для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

К документам, которые граждане обязаны предоставить, относятся, в том числе справки о доходах с основного и со всех мест дополнительной работы. К документам, которые граждане вправе предоставить по собственной инициативе, относятся, в том числе, справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

Согласно п.32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Судом установлено, 27.09.2017 истец ФИО1 обратилась в филиал по Вытегорскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении квартиры по адресу: <адрес>, являющейся собственностью последней. Решением филиала по Вытегорскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» от 04.10.2017 истцу была назначена субсидия за расчетный период с 01.10.2017 по 31.03.2018 в размере 1501 рубль. Вместе с тем, при обращении с заявлением 27.09.2017 ФИО1 документов о доходах за 6 предшествующих месяцев представлено не было, в связи с чем стороной ответчика был сделан межведомственный запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации о размере пенсии ФИО1 за период с 01.03.2017 по 31.08.2017, так как она является неработающим пенсионером. С учетом полученной от Пенсионного фонда информации, ФИО1 был произведен перерасчет субсидии за расчетный период с 01.10.2017 по 31.03.2018, сумма которой составила 2694 рубля 49 копеек в месяц, а всего за указанный период в размере 16166 рублей 94 копейки. В последующем субсидия была продлена на расчетный период с 01.04.2018 по 30.09.2018. Данное обстоятельство подтверждается копиями документов из личного дела получателя субсидии (л.д.43-100).

В соответствии с п.11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

На основании п.11 Правил ответчиком, как уполномоченным органом, была проведена проверка достоверности сведений о доходах ФИО1 за 2017 год, заявленных при обращении 27.09.2017 за предоставлением субсидии, путем направления официального запроса в Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области. В проверки было установлено, что истцом предоставлена не полная информация о доходах от иного источника за 2017 год (л.д.101-102), в связи с чем в адрес ФИО1 21.08.2018 было направлено уведомление с требованием в срок до 01.09.2018 предоставить справки 2-НДФЛ со всех мест работы за 2017 год (л.д.104).

Согласно справке формы 2-НДФЛ за 2017 год, предоставленной ГБУЗ «Больница», где истец работала до 31.03.2018, в марте 2017 года у ФИО1 имелся доход в сумме <данные изъяты> рублей 82 копейки, в апреле 2017 года имелся доход в сумме 492 рубля 70 копеек (л.д.13, 114), о котором она при обращении с заявлением о предоставлении субсидии в сентябре 2017 года не сообщала. Из бухгалтерской справки ГБУЗ «Больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сумма 492 рубля 70 копеек указанная в апреле 2017 года - это начисления за март 2017 года (л.д.14).

В силу п.14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

На основании п.п. «в» п.60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.61 Правил).

Ссылка истца о том, что она предоставила все документы, которые просили, никаких противозаконных действий не делала, доходы свои не скрывала, является несостоятельной, поскольку последняя знала о своих доходах в марте и апреле 2017 года, однако в филиал по Вытегорскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» об этом не сообщила и продолжала дальше пользоваться предоставленной ей субсидией в полном объеме.

Таким образом, суд находит требование ответчика о возврате необоснованно полученной субсидии, предоставленной за период с 01.10.2017 по 31.03.2018 в размере 16166 рублей 94 копейки законным, в связи с чем в удовлетворении требования истца о признании незаконным требования о возврате субсидии, надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Д.В.Скресанов

В окончательной форме решение составлено 17 декабря 2018 года.