ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-472/20 от 21.05.2020 Валуйского районного суда (Белгородская область)

дело № 2-472/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 г. г. Валуйки

Валуйский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Порошина А.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Косовой О.И.,

с участием представителя истца старшего помощника Валуйского межрайонного прокурора Седых Н.П., представителя ответчика администрации Валуйского городского округа по доверенности ФИО1, в отсутствие представителя третьего лица АО «Газпром газораспределение Белгород»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валуйского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Валуйского городского округа о возложении обязанности принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество,

у с т а н о в и л:

Рассматриваемые требования мотивированы тем, что Валуйским межрайонным прокурором проведена проверка, в ходе которой установлено наличие на территории Валуйского городского округа бесхозяйного действующего объекта газотранспортной инфраструктуры: газопровод протяженностью 1816,2 м. расположенный по адресу: Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Гладково - н.п. Чапаевка, не имеющий собственника и надлежащим образом не обслуживающегося.

Дело инициировано иском Валуйского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, просившего суд с учетом уточнения требований возложить на администрацию Валуйского городского округа обязанность принять меры по постановке на учёт в качестве недвижимого бесхозяйного имущества: подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления протяженностью 1816,2 м, расположенный по адресу: Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Гладково - н.п.Чапаевка от ГРС Валуйки 2, и обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества указанного объекта.

В судебном заседании старший помощник Валуйского межрайонного прокурора Седых Н.П. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Валуйского городского округа Сухарева Е.Н. при принятии решения полагалась на усмотрение суда, возражений против удовлетворения заявленных требований не сообщила, указала на отсутствие у ответчика сведений о бесхозяйном имуществе.

Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Белгород» надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в заявлении не возражал против удовлетворения рассматриваемых требований поскольку бесхозяйный объект не является собственностью Общества.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на территории муниципального образования Валуйского городского округа имеется действующий подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления протяженностью 1816,2 м, расположенный по адресу: Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Гладково - н.п.Чапаевка от ГРС Валуйки 2, который не имеет собственника, в реестре муниципальной и государственной собственности не значащийся (л.д.. 5), на балансе у газораспределительной организации не стоящий и никем не обслуживающийся. При этом, оформление муниципальной собственности на данное имущество не осуществлялось и мер по постановке на учёт данного бесхозяйного недвижимого имущества в регистрирующем органе подачей соответствующего заявления органами местного самоуправления не принято.

31.01.2020 директор Валуйского филиала АО «Газпром газораспределение Белгород» обратился к Валуйскому межрайонному прокурору с сообщением о наличии на территории муниципального образования Валуйского городского округа бесхозяйных газораспределительных сетей и пунктов редуцирования газа (л.д. 14-16).

Из справки Валуйского филиала АО «Газпром газораспределение Белгород» следует, что подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления протяженностью 1816,2 м, расположенный по адресу: Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Гладково - н.п.Чапаевка от ГРС Валуйки 2, на балансе Общества не числится (л.д. 24, 25, 26).

В силу ч. 1 ст.8 ГК РФгражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

В силу части 2 статьи1Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с пунктами 4, 8 части 1 статьи 16 Закона № 131 к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах городского округа электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст.7Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 6 ст.1Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130-133.1и164 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи225 ГК РФбесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, в силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного.

В соответствии с правилами ст.130 ГК РФпо своим техническим характеристикам участок газопровода, равно как и пункты редуцирования газа относится к недвижимому имуществу.

Суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества, в отношении которого возник спор, в чьей-либо собственности не находится, притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с действующим законодательством никто не заявляет. Исходя из понятия, изложенного в ст.225 ГК РФ, спорный газопровод фактически является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Указанные выше положения закрепляют общий порядок постановки на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.

В рассматриваемом случае речь идёт о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества объекта системы газоснабжения, в связи с чем обязанность по разрешению данного вопроса возложена на орган местного самоуправления с учётом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

Учитывая, что спорный объект газораспределительного хозяйства расположен в административных границах муниципального образования Валуйского городского округа, бездействие администрации Валуйского городского округа по решению вопроса о постановке данного газопровода на учёт в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст.225 ГК РФ.

В соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правилами охраны газораспределительных сетей» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов. Отсутствие надлежащего технического обслуживания создает риски возникновения аварийных ситуаций, причинения материального ущерба, а так же угрозу жизни и здоровью людей, снижает возможности локализации и ликвидации последствий аварий.

Наличие у спорного объекта статуса бесхозяйного имущества и отсутствие его ненадлежащего содержания и эксплуатации свидетельствует о бездействии администрации Валуйского городского округа в части применения мер направленных на принятие данного объекта газораспределительного хозяйства в муниципальную собственность, и влечёт за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга, поскольку описанный выше объект в настоящее время используется для транспортировки газа, но его надлежащее техническое обслуживание не осуществляется, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций связанных с использованием данного газопровода.

Отсутствие титульного владельца участка газопровода, а также режима бесхозяйного имущества, сопряжено с нарушением прав неопределенного круга лиц и связано с неисполнение муниципальным органом возложенных законом обязанностей.

Приведенные истцом доказательства однозначно свидетельствуют о существовании объекта газотранспортного хозяйства, его фактической бесхозяйности и расположении на землях Валуйского городского округа, с учетом уточненных требований и сведений поставщика (распределителя) газа возможна идентификация указанного объекта. Свидетельствуют о бесхозяйности объекта так же отсутствие инвентарного и кадастрового номеров. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено и в судебном заседании соответствующих доводов не сообщено.

В связи с изложенным и руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на администрацию Валуйского городского округа обязанности принять меры по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество в качестве бесхозяйного объекта: подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления протяженностью 1816,2 м, а также обязанности обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества указанного объекта.

Руководствуясь ст.ст.12,55,56,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Валуйского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Валуйского городского округа о возложении обязанности принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество - удовлетворить.

Возложить на администрацию Валуйского городского округа обязанность принять меры по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое бесхозяйное имущество: подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления, расположенный по адресу: Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Гладково - н.п.Чапаевка от ГРС Валуйки 2, протяженностью 1816,2 м.

Возложить на администрацию Валуйского городского округа обязанность обратиться в течение шести месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу в Межмуниципальный отдел по Валуйскому и Волоконовскому районам Управления Росреестра по Белгородской области с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества: подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления, расположенный по адресу: Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Гладково - н.п.Чапаевка от ГРС Валуйки 2, протяженностью 1816,2 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Валуйский районный суд.


Решение суда принято в окончательной форме «21» мая 2020 года.

Судья: