Гр дело № 2- 472/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2014 года с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Гармаевой Н.Л., с участием заместителя прокурора <адрес> Республики Бурятия Глотова А.Д., при секретаре Чернышевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Быкова АВ о признании незаконным Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении повторных выборов» Территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд Быков А.В., просит признать незаконными и подлежащими отмене Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении повторных выборов» Территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» и решения Территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>», содержащееся в Протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГг. состоялись выборы главы МО СП <данные изъяты> На данных выборах Быков А.В. участвовал как кандидат в порядке самовыдвижения, по итогам голосования получив большинство голосов. ДД.ММ.ГГГГг. он направил в филиал <данные изъяты> заявление о расторжении трудового договора. В этот же день заместителем генерального директора-директором филиала МАВ издан приказ № об увольнении.
ДД.ММ.ГГГГг. в 15.00 ч. он прибыл в ТИК МО «<адрес>», где в его присутствии был составлен и подписан протокол о результатах выборов «датированный от ДД.ММ.ГГГГг.в 23ч.30 мин.» и получен на руки. В свою очередь он известил председателя ТИК МО «<адрес>» ЖЭА о том, что направил заявления об увольнении с прежней работы. Копию приказа о своем увольнении получил ДД.ММ.ГГГГг., сразу после трудового дня в 17ч.20 мин. направился в ТИК с намерением представить его, но на месте никого не оказалось. Заверенные копии заявления и приказа об увольнении представил в ТИК МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГг.в 9.30 ч.(вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ ТИК). ДД.ММ.ГГГГг. проведено заседание Территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>», где было принято решение об отмене постановления ТИК МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГг. и назначения повторных выборов на ДД.ММ.ГГГГг. ТИК МО «<данные изъяты> издано также Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении повторных выборов».
С данным решением Быков А.В. не согласен, считает, что оно вынесено с нарушением закона, полагает, что им не был нарушен срок представления в территориальную избирательную комиссию копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, либо копии документов удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей в соответствии с п.1 ст.65 Закона Республики Бурятия №407-111 от 17.09.2003 г. «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
В судебном заседании заявитель Быков А.В. требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что Постановление Избирательной комиссии МО «<адрес>» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГг. № об утверждении календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению выборов главы муниципального образования сельское поселение «Хоринское» РБ ДД.ММ.ГГГГ (с сокращением на одну треть), о котором указывает ТИК МО «<адрес>» в своем отзыве, в период проведения выборов для ознакомления ему не представляли, на сайте ТИК МО «<адрес>» данный документ появился лишь в июле этого года (после его запроса от ДД.ММ.ГГГГг.). При подаче им заявления по приложению № к Перечню документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию муниципального образования при проведении выборов главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГг., в тексте заявления указано, что «в случае избрания главой муниципального образования СП <данные изъяты> обязуюсь в пятидневный срок с момента извещения меня об избрании главой муниципального образования прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования и представить в избирательную комиссию муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей...».
Считает, что указание ТИК о том, что ДД.ММ.ГГГГг. «Быков А.В. принял участие в определении сроков дальнейших избирательных действий членами избирательной комиссии: подачи соответствующих документов для регистрации в качестве избранного главы» является нелогичным, поскольку по утверждению ТИК уже имелось Постановление об утверждении календарного плана, в связи с чем, необходимости в определении сроков не было.
Не согласен с доводами ТИК о том, что ДД.ММ.ГГГГ ТИК МО «<адрес>» в присутствии председателя, заместителя председателя, бухгалтера и председателя совета ветеранов МО «<адрес>» СНЦ ему якобы были разъяснены положения закона РБ от ДД.ММ.ГГГГг. «О выборах главы муниципального образования в РБ» о порядке исчисления сроков избирательных действий в соответствии с действующим законодательством исчисляются в календарных днях. СНЦ не является членом избирательной комиссии, у нее нет права обсуждать и давать разъяснения положений указанного Закона. Во время беседы не озвучивали и не ссылались на Постановление № от ДД.ММ.ГГГГг. О том, что ДД.ММ.ГГГГг. будет являться последним днем предоставления документов, вообще не оговаривалось. Напротив, когда он спросил, что если документы будут получены от филиала <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГг.- в этом случае он укладывается в срок? ЖЭА согласился с тем, что представить их можно ДД.ММ.ГГГГг., что он и сделал.
Представитель заявителя по доверенности МАГ МАГ заявление поддержала, пояснила, что избирательная комиссияДД.ММ.ГГГГ вручила Быкову А.В. только протокол об итогах голосования, а не о результатах выборов, решение о результатах выборов ему не вручалось. Протокол избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об итогах голосования (а не о результатах выборов) не является таковым решением (о результатах выборов). В соответствии со статьей 63 Закона РБ должно быть опубликование итогов голосования и результатов выборов. Однако, избирательная комиссия МО «<адрес>», проигнорировав закон РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ», в части исполнения императивных норм, таких как вынесение решения на основании подведения итогов выборов, опубликование в течение суток общих данных о результатах выборов, тем самым нарушили конституционное право Быкова А.В. быть избранным главой муниципального образования. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении результатов голосования на выборах главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ» не было опубликовано в средствах массовой информации, не было доведено до избранного главой муниципального образования Быкова А.В. и было ему вручено под роспись только ДД.ММ.ГГГГ Быков А.В. узнал, что он избран главой МО, впервые, из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ При этом, публикация прошла не от имени избирательной комиссии, а от редакции газеты, которая опубликовала таблицу с общими данными результатов выборов, где указаны Ф.И.О. кандидатов на пост «главы МО» и число голосов, поданных за каждого кандидата, в том числе, в процентном соотношении. Внизу таблицы прозвучал вывод об избрании Быкова А.В. новым главой. Таким образом, избирательная комиссия не только не вынесла решения об избрании главы МО, не опубликовала решения, но и не довела до избранного кандидата об его избрании главой.
Срок, установленный пунктом 6 ст. 60 Закона РБ, является пресекательным, не относящимся к избирательным действиям, так как относится уже не к кандидату, а к избранному главе муниципального образования.
Таким образом, если протокол был вручен Быкову А.В. ДД.ММ.ГГГГ г., срок предоставления документа (приказа или заявления об увольнении с прежней должности) начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ г., а последний день предоставления считается день, следующий за днем, в котором истекает указанное количество дней, то есть ДД.ММ.ГГГГ Что и подтверждается протоколом территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ г., со ссылкой на п. 6 ст. 60 Закона РБ № 407-Ш, где говорится о выдаче протокола результата голосования, хотя это протокол об итогах голосования, и дана консультация о предоставлении документов в пятидневный срок в соответствии с п. 6 ст. 60 Закона РБ № 407-111.
О том, что документы должны быть предоставлены в пятидневный срок, подтверждается этим же протоколом и организацией дежурства членами ТИК на период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ, что и соответствует пятидневному сроку предоставления документов.
Даже предполагая начало течения срока с ДД.ММ.ГГГГ г., когда Быков расписался в ведомости о получении протокола о результатах выборов от ДД.ММ.ГГГГ г., он обязан был в пятидневный срок представить в избирательную комиссию муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом главы муниципального образования, который он и предоставил ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов 30 минут в избирательную комиссию. При этом сроки в соответствии со статьей 7.1. «Порядок исчисления сроков» Закона РБ № 417-111 со стороны Быкова А.В. даже если их исчислять с ДД.ММ.ГГГГ нарушены не были.
Также, согласно статьям 190, 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ являлся праздничным нерабочим днем, и переносом выходных дней, окончание пятидневного срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, то есть, на ДД.ММ.ГГГГ г.
Со стороны Быкова А.В. произведены все мероприятия и действия в соответствии с требованиями закона Республики Бурятия № 417- III от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия». Просит удовлетворить требования её доверителя.
Представитель ТИК МО «<адрес>» по доверенности ВЕН с заявлением не согласен, пояснил, что Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Хоринское» в соответствии с ФЗ № 131 от 06 октября 2003, пунктами 1,3,4,5 статьи 7 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах главы муниципального образования в <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>
В соответствии с п. 5 ст. 7 при назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более, чем на одну треть.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден примерный календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов глав муниципальных образований в Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ (с сокращением на одну треть). Указанные документы размещены в Интернете на сайте Избирательной комиссии Республики Бурятия.
Постановлением Избирательной комиссии МО «<адрес>» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ (с сокращением на одну треть), в соответствии с которым сроки, установленные п.6 ст.70 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.6 ст.60 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 г. № 417 «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», также сокращены на одну треть. Таким образом, Быков А.В. был обязан предоставить соответствующие документы в трехдневный срок после соответствующего извещения.
О необходимости предоставления копии заявления об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей было сообщено Быкову А.В. заместителем председателя ТИК МО «<адрес>» ЦОБ ДД.ММ.ГГГГ в 11 час.40 мин. со стационарного телефона № на сотовый телефон №, о чем свидетельствует телефонограмма.
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ примерно в период с 15-00 до 16.00 часов Быков А.В. лично прибыл в помещение территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>». Быкову А.В. в присутствии председателя, заместителя председателя ТИК МО «<адрес>» ЖЭА, ЦОБ, бухгалтера ТИК МО «<адрес>» ШЛМ, председателя совета ветеранов МО «<адрес>» СНЦ было повторно лично сообщено о необходимости предоставления соответствующих документов для регистрации в качестве избранного главы и подготовки материалов для опубликования официальных результатов выборов главы муниципального образования сельское поселение «Хоринское» в газете «Удинская новь». Ему были разъяснены положения закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах главы муниципального образования в <адрес>» о порядке исчисления сроков избирательных действий. Разъяснено, что сроки проведения избирательных действий в соответствии с действующим законодательством исчисляются в календарных днях. Быков А.В. принял участие в определении сроков дальнейших избирательных действий членами избирательной комиссии. -подачи соответствующих документов для регистрации в качестве избранного главы - регистрации в качестве избранного главы МО СП <данные изъяты> официального опубликования итогов выборов главы МО СП <данные изъяты> - сроков проведения инаугурации в качестве главы МО СП <данные изъяты> в соответствии с Уставом муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>». Быков А.В. пояснил, что заявление об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, подано в филиал <данные изъяты>, но он не гарантирует, что приказ об освобождении от обязанностей будет издан в необходимые сроки. Ему было разъяснено, что он имеет право предоставить копию заявления об освобождении от обязанностей механика участка механизации <данные изъяты> РЭС, удостоверяющую подачу данного документа в филиал <данные изъяты>
Быков А.В. на данное разъяснение заявил, что копия заявления об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, поданного в филиал <данные изъяты> будет предоставлена им в ТИК МО « <адрес>» ДД.ММ.ГГГГг.
Однако ДД.ММ.ГГГГ в помещение ТИК МО «<адрес>», расположенное по адресу <адрес> каб.36 во время работы ТИК с 10-00 час. до 18-00 час. Быков А.В. не явился. О чем свидетельствуют дежурный избирательной комиссии - председатель ТИК МО « <адрес>» ЖЭА, а также сотрудник ЕДДС ГО ЧС, дежуривший ДД.ММ.ГГГГ с 8 час.30 мин. до 8 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ ИАБ Кроме этого, факт неявки Быкова А.В. подтверждаются съемкой видеокамер наружного наблюдения, выемка которых произведена комиссией по запросу ТИК МО «<адрес>». Таким образом, заявление Быкова А.В., о том, что он ДД.ММ.ГГГГ после 17 час. 20 мин. явился в здание администрации МО «<адрес>», в каб.№ 36, где располагается ТИК МО «<адрес>», является недостоверным.
В соответствии с п. 2 ст.63 Закона Республики Бурятия от 17.сентября 2003 г. № 417 избирательная комиссия муниципального образования «<адрес>» направила общие данные о результатах выборов главы муниципального образования в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. Информация о результатах выборов была направлена в газету «Удинская новь» и опубликована ДД.ММ.ГГГГ заверенная подписью главного редактора газеты.
Недостоверным является утверждение Быкова А.В. о том, что ДД.ММ.ГГГГ в его присутствии был составлен и подписан протокол о результатах выборов, датированный ДД.ММ.ГГГГ в 23 час. 30 мин. Во время присутствия Быкова А.В. ДД.ММ.ГГГГ в помещение ТИК рассматривались сроки проведения дальнейших избирательных действий с его участием. Быкову А.В. была выдана копия итогового протокола о результатах выборов, так как члена территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» с правом совещательного голоса, наблюдателей Быков А.В. не назначал, соответственно копии документов не получал.
Протокол о результатах выборов подписан присутствующими членами ТИК МО « <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ в 23 час. 30 мин. Отсутствовал лишь один член ТИК МО «<адрес>» с правом решающего голоса ЗАА по уважительной причине.
Постановление об определении результатов выборов принято членами избирательной комиссии и подписано ДД.ММ.ГГГГ в 0 час. 10 мин. О данном факте, и о количестве проголосовавших, в том числе за каждого кандидата, результаты голосования стали известны всем членам комиссии, а также и кандидату Быкову А.В. Данные о результатах голосования были документированы и были определены дальнейшие действия в соответствии с действующим избирательным правом.
Согласно Регламента ввода данных по выборам в ГАС «Выборы», утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, постановление об определении результатов выборов направлено в Избирательную комиссию Республики Бурятия и Центральную Избирательную Комиссию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в 0 час. 30 мин.32 сек.
Быков А.В. предоставил копию приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), датированного ДД.ММ.ГГГГ, копию заявления о расторжении трудового договора, датированного ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 10 мин.
Утверждение Быкова А.В. о том, что согласно п.6 ст.60 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» избирательная комиссия должна была выдать наряду с протоколом об итогах голосования и непосредственно само решение о результатах выборов является предположительным., не основывается на конкретных требованиях закона.
ДД.ММ.ГГГГ между заместителем председателя ТИК ЦОБ и Быковым А.В. состоялся телефонный разговор. Исходящий вызов был совершен с телефона избирательной комиссии (абонентский №) на сотовый телефон Быкова А.В. № в ходе, которого Быков А.В., был лично извещен об избрании его главой МО СП <данные изъяты> и о необходимости предоставления соответствующих документов для дальнейшей регистрации в качестве избранного главы. Кроме того, в тот же день ДД.ММ.ГГГГ после телефонного разговора- извещения Быков А.В. прибыл в помещение избирательной комиссии, где дополнительно и повторно был разъяснен порядок, механизм и сроки подачи документов. При разъяснении присутствовало 4 свидетеля данного разговора.
Не согласны с тем, что отсчет сроков предоставления необходимых документов начинается с опубликования общих сведений о результатах выборов в средствах массовой информации. Быков А.В. был надлежащим образом извещен о необходимости предоставления копии приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая сокращенные сроки в связи с досрочным проведением выборов главы МО СП <данные изъяты> (сокращение всех сроков на одну треть), Быков А.В. был обязан представить соответствующие документы не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ТИК МО «<адрес>» организовал дежурство членов ТИК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 10-00 часов до 18 час.
Основанием для приказа об увольнении Быкова послужило личное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Быков А.В. просит расторгнуть трудовой договор в порядке пункта 5 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации в связи с переходом на выборную должность. Таким образом, факт известности Быкову А.В. о результатах выборов и избрании его главой МО СП <данные изъяты> очевиден, исходя из заявления о расторжении трудового договора.
В связи с тем, что Быков А.В. извещенный надлежащим образом своевременно не представил необходимые документы, указывающие на обстоятельства на освобождение от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования в соответствии с. п.п. «в» п.1 ст.62 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 г. № 417 «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» избирательная комиссия МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ провела заседание, на котором в присутствии Быкова А.В. рассматривался вопрос о назначении повторных выборов в связи со сложившейся ситуацией. Принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении повторных выборов главы МО СП <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ
При личной встрече Быкову А.В. было разъяснено, что избирательная комиссия работает по календарным дням. Быкову А.В. были известны номера сотовых телефонов членов ТИК, номер стационарного телефона ТИК, по которым он мог созвониться и убедиться в том, что избирательная комиссия работает, ведется работа по формированию архива выборов и т.д.
Просит заявление гражданина Быкова А.В. считать необоснованным, постановление избирательной комиссии о назначении повторных выборов законным.
Представитель ТИК МО «<адрес>» по должности ЖЭА с заявлением не согласен, поддержал пояснения и доводы представителя ВЕН
Прокурор Глотов А.Д. считает, что имеются основания для удовлетворения заявления Быкова А.В. Согласно п. 1 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 1 ст. 65 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» комиссия, наделенная правом определения результатов выборов на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, составляет в двух экземплярах протокол и сводную таблицу. На основании протокола о результатах выборов принимает решение о результатах выборов. Положения п. 1 ст. 65 Закона РБ в части исчисления соответствующего пятидневного срока со дня ознакомления победившего на выборах кандидата с протоколом о результатах выборов следует признать противоречащими положениям п. 1 и 6 ст. 70 Закона РФ, которым предусмотрено исчисление указанного срока с момента ознакомления с решением о результатах выборов. В связи с чем, при разрешении спора подлежит применению ст. 70 Закона РФ. Из системного толкования указанных положений федерального и регионального законодательства следует, что об избрании главой муниципального образования лицо достоверно узнает после принятия итогового решения (в данном случае, решение издано в виде постановления). Порядок исчисления сроков предусмотрен ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Пунктом 4 данной статьи предусмотрено если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Применение истцом при исчислении сроков правил, предусмотренных ст.107 и 108 ГПК РФ, является необоснованным, что подтверждается также позицией Верховного суда РФ, отраженной в п. 26 постановления Пленума от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Таким образом, исчисление сроков избирательных действий должно производиться в календарных днях.
Достоверных сведений о доведении до сведения Быкова итогов голосования в виде постановления главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № суду не представлено. Согласно публикации в газете «Удинская новь» от ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО СП <данные изъяты> избран Быков А.В.
По правилам п. 4 ст.11.1. Федерального закона срок для предоставления Быковым копии документа об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от указанных обязанностей, исчисляется со дня размещения информации об итогах голосования в средствах массовой информации. Доводы ответчика о применении сокращенных сроков в связи с проведением досрочных выборов не являются обоснованными. В качестве основания сокращения пятидневного срока предоставления документов об освобождения от должности избранного кандидата до трех дней ТИК указывает постановление Примерный календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов глав муниципальных образований в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ(утв. Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 24.04.2014), Но указанный документ не содержит в себе императивных норм о сокращении каких-либо сроков и носит рекомендательный характер. О результатах выборов Быков был впервые информирован из СМИ (газета «Удинская новь» ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, ТИК постановление от ДД.ММ.ГГГГ об определении результатов выборов в СМИ не размещалось.
Основания для применения сокращенного трехдневного срока отсутствуют. По правилам п. 4 ст. 11.1 Закона РФ срок начинает исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и оканчивается ДД.ММ.ГГГГ. Истец предоставил в ТИК соответствующие документы ДД.ММ.ГГГГ что свидетельствует о соблюдении им требований п. 6 ст. 70 Закона РФ. Таким образом, заявление Быкова А.С. подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
1) Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> в соответствии с Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах главы муниципального образования в <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы главы МО СП «<данные изъяты> На данных выборах Быков А.В., среди еще трех кандидатов, участвовал как кандидат в порядке самовыдвижения. По итогам голосования получил большинство голосов.
ДД.ММ.ГГГГ в период с 15-00 до 16.00 часов Быков А.В. лично прибыл в помещение территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>», где ему лично была вручена копия Протокола о результатах выборов.
ДД.ММ.ГГГГ в 9.30 час. Быков А.В. предоставил в ТИК «МО «<адрес>» копию своего заявления о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и копию приказа о прекращении (расторжении) трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание ТИК «МО «<адрес>», где было принято решение об отмене постановления ТИК МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГг. и назначения повторных выборов на ДД.ММ.ГГГГг. ТИК МО «<адрес>» издано также Постановление № от 17.06.2014г. «О назначении повторных выборов» по причине нарушения Быковым А.В. трехдневного срока предоставления документов о прекращении статуса, несовместимого со статусом главы муниципального образования.
Данные обстоятельства стороны не оспаривают.
2) Оспаривая решения ТИК МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ г., Быков А.В. утверждает, что ТИК неверно применил трехдневный срок вместо 5-дневного, установленного ст. 65 Закона РБ «О выборах главы муниципального образования в РБ»; неверно применил порядок исчисления сроков; неверно определил юридически значимое обстоятельство для начала отсчета срока.
Таким образом, установлению и доказыванию по данному делу подлежат следующие юридически значимые обстоятельства:
- какое действие и/или акт ТИК является началом для исчисления срока предоставления кандидатом, избранным главой муниципального образования, документов о прекращении статуса, несовместимого со статусом главы муниципального образования;
- был ли извещен кандидат о результатах выборов, когда и каким образом;
- порядок исчисления срока;
- применим ли сокращенный трехдневный срок в данном случае.
3) Порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования в Республике Бурятия определен Законом Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия".
Согласно ст. 60 ч.5 данного закона, «кандидат считается избранным, если он получил большинство по отношению к другим кандидатам голосов избирателей, принявших участие в голосовании».
Согласно ч.1 ст. 65 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия", «избирательная комиссия муниципального образования после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного главой муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в избирательную комиссию муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей».
При этом, пунктом 6 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что «соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей».
Исходя из принципов международного права, механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся во взаимосвязи нормативных положений. Но не исключаются случаи, когда необходимая степень определенности правового регулирования может быть достигнута путем выявления более сложной взаимосвязи правовых предписаний, в том числе на основе обобщения судебной практики применительно к конкретной сфере общественных отношений и с учетом особенностей реализуемых прав и законных интересов граждан.
В силу ч.1 ст. 60 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия", результаты выборов определяются членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса лично на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных от участковых комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных избирательная комиссия муниципального образования определяет результаты выборов.
О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов избирательная комиссия муниципального образования принимает решение о результатах выборов.
Из системного толкования выше указанных норм следует, что решение о результатах выборов может быть принято не только о признании выборов состоявшимися и избрании кандидата на пост главы муниципального образования, но о признании выборов недействительными в силу допущенных нарушений при проведении выборов, или о признании выборов несостоявшимися.
Ссылки ТИК «МО «<адрес>» на ч.1 ст. 65 Закона РБ от 17.09.2003 N 417-III, судом не принимаются, т.к. данная норма противоречит ст. 60 этого же закона и ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пункт 6.1 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает следующее: «В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным».
Из чего опять же следует, что основанием для выполнения кандидатом требования, предусмотренного пунктом 6 ст. 70 ФЗ № 67-ФЗ, является решение о признании кандидата избранным.
Таким образом, само по себе подписание и вручение копии Протокола о результатах выборов ещё не свидетельствует о том, что выборы состоялись, признаны действительными и один из кандидатов избран главой муниципального образования.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством, порождающим правовые последствия, в том числе обязанность кандидата, избранного главой муниципального образования, представить документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, является принятие ТИК решения о результатах выборов и извещение о принятом решении избранного кандидата.
4) В материалах дела имеется Постановление ТИК МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выборов.
Данное Постановление вручено под роспись Быкову А.В. ДД.ММ.ГГГГ
ТИК МО «<адрес>» утверждает, что с данным решением Быков А.В. был ознакомлен лично, когда в 15.00-15.30 час. прибыл в помещение ТИК ДД.ММ.ГГГГ г., а также путем телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ в 11.40 час.
Быков А.В. данный факт оспаривает, утверждая, что с Постановлением его никто не знакомил, под роспись вручили ДД.ММ.ГГГГ По телефону его известили только о необходимости явки в ТИК ДД.ММ.ГГГГ В помещении ТИК ДД.ММ.ГГГГ ему вручили копию Протокола о результатах выборов и разъяснили, что документы об увольнении он должен представить не позднее ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходными и праздничными днями.
Ни в ст. 65 Закона РБ, ни в ст. 70 ФЗ № 67-ФЗ не регламентирован порядок извещения кандидата, избранного главой МО, о результатах выборов.
Исходя из основ законодательства и сложившейся практики, надлежащим может быть признано такое извещение, которое объективно обеспечивает фиксирование извещения и вручение адресату.
Наличие телефонограммы, в данном случае, хотя и позволяет зафиксировать факт звонка, но при оспаривании другой стороной, не позволяет достоверно установить содержание переданного сообщения.
Кроме того, дословно телефонограмма звучит следующим образом: «ТИК МО «<адрес>» сообщила кандидату на должность главы МО СП <данные изъяты> Быкову А.В. пот номеру тел. № ДД.ММ.ГГГГ г. в «11» час. «40» мин., о том, что протокол о результатах выборов подписан и Вами набрано наибольшее количество голосов, в связи с чем Вам необходимо представить копию приказа об освобождении от обязанностей, либо документов, удостоверяющих подачу в установл. срок заявления. Сообщение принял кандидат Быков АВ. Сообщил: член ТИК МО «<адрес>» ЦОБ».
То есть из содержания данной телефонограммы не следует, что Быков А.В. извещался о принятом ТИК МО «<адрес>» Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выборов.
Не доказано, что с данным решением Быков А.В. был ознакомлен лично, когда в 15.00-15.30 час. прибыл в помещение ТИК ДД.ММ.ГГГГ К показаниям свидетелей СНЦ и КАМ об ознакомлении Быкова с Постановлением ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснении ему, что он до ДД.ММ.ГГГГ должен представить необходимые документы, суд относится критически, т.к. они опровергаются показаниями свидетеля – зам. председателя ТИК МО «<адрес>» ЦОБ, которая пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она вручила Быкову копию Протокола от ДД.ММ.ГГГГ и всё. Она была допрошена первой, без подготовки, тогда как о допросе других свидетелей было заявлено через несколько дней после первого судебного заседания. Кроме того, указанные свидетели являются заинтересованными лицами.
Суд ставит под сомнение и содержание Постановления ТИК № по состоянию на 15 часов ДД.ММ.ГГГГ Так, стороной заявителя представлена копия Постановления ТИК № 28, которая поступила по электронной почте с электронного адреса «Председатель ТИК» в муниципальную газету «Удинская новь» ДД.ММ.ГГГГ в 16.35. Данное постановление датировано ДД.ММ.ГГГГ и имеет иное содержание, отличное от содержания Постановления ТИК под этим же номером № от ДД.ММ.ГГГГ г., а именно: в нем не имеется пункта «Признать по итогам голосования избранным главой муниципального образования сельское поседение <данные изъяты> получившего большинство голосов Быкова АВ». Таким образом, нет достоверных и объективных данных о том, что на момент личной явки Быкова в ТИК, там имелось Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ с содержанием, представленным на обозрение суду.
Как уже было указано, Постановление № от 09.2014 г. вручено под роспись Быкову А.В. ДД.ММ.ГГГГ
Суд считает, что надлежащим извещением можно считать только то извещение, которое не вызывает сомнений ни в его содержании, ни в способе доведения до адресата, каковым могло бы являться вручение копии документа с отобранием соответствующей расписки о получении.
Но, поскольку заявитель сам указывает, что ДД.ММ.ГГГГ из публикации в муниципальной газете «Удинская новь» ему стало известно, что он избран главой МО, как набравший большинство голосов, суд принимает во внимание именно эту дату для отсчета срока представления необходимых документов. Опубликование результатов выборов в средствах массовой информации может быть признано одним из способов извещения, т.к. оно является не чем иным, как доведением результатов выборов до всеобщего сведения, включая избранного кандидата.
Доводы ТИК о том, что уже ДД.ММ.ГГГГ Быков знал о результатах выборов, т.к. ДД.ММ.ГГГГ написал заявление об увольнение по тому основанию, что избран главой сельского поселения, а ДД.ММ.ГГГГ все его поздравляли с избранием, судом не принимаются. Из формулировки ст. 65 Закона РБ и ст. 70 ФЗ следует, что юридически значимым обстоятельством является не знание кандидата об итогах голосования, а его извещение надлежащим образом о результатах выборов, что они признаны состоявшимися и что он избран главой МО.
5) Суд соглашается с позицией прокурора о том, что документы об освобождении Быкова А.В. от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, должны были быть представлены не в трехдневный, а пятидневный срок.
Действительно, на ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона РБ при назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более, чем на одну треть. Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Примерный календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов глав муниципальных образований в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (с сокращением на одну треть). Указанные документы размещены в Интернете на сайте Избирательной комиссии Республики Бурятия.
Постановлением Избирательной комиссии МО «<адрес>» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов главы муниципального образования сельское поселение « Хоринское» Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ (с сокращением на одну треть), в соответствии с которым сроки, установленные п.6 ст.70 ФЗ № 67 от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.6 ст.60 Закона Республики Бурятия от 17 сентября 2003 г. № 417 «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия», также сокращены на одну треть. Однако, суд ставит под сомнение, что данное Постановление было доведено в установленные сроки до сведения неопределенного круга лица и конкретно до кандидата Быкова, т.к. в Протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ при решении вопроса о назначении повторных выборов на ДД.ММ.ГГГГ вообще нет ссылок на календарный план, утв. Постановлением Избирательной комиссии МО «<адрес>» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 3, имеется ссылка только на примерный календарный план, утв. Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № 139/1767-5. В телефонограмме также не указан срок предоставления документов (указано: «в установл. срок).
Также, суд считает необходимым отметить, что действиями ТИК Быков был введен в заблуждение относительно сроков предоставления документов. Так, в апреле 2014 г. от него отобрано заявление о том, что он, в случае избрания его главой МО, обязан представить такие документы в течение 5 дней. Нет объективных и достоверных доказательств тому, что Быкова уведомили о сокращенном сроке предоставления документов.
6) Порядок исчисления сроков при выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия, указан в ст. 7.1 Закона РБ от 17.09.2003 г. № 417-III. Данная норма соответствует положениям ст.11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотрено, что копия документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, должна быть представлена кандидатом в избирательную комиссию в пятидневный срок после его извещения о результатах выборов.
Следовательно, для правильного разрешения вопроса о соблюдении заявителем срока представления копии документа подлежит применению пункт 4 ст. 11 Федерального закона, в соответствии с которым если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним – день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Суд не принимает во внимание доводы ТИК о том, что при исчислении сроков они неукоснительно руководствовались п. 4.6.3 Методических рекомендаций, утв. ЦИК РФ Постановлением от 02.04.2014 г. № 224/1444-6. Суд считает, что данный пункт противоречит действующему закону – ч.4 ст.11 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя об исчислении сроков в соответствии с ГК РФ. Порядок исчисления сроков при выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия предусмотрен специальными нормами - ст. 7.1 Закона РБ от 17.09.2003 г. № 417-III и ст.11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющими приоритет по отношению к общим нормам.
Изложенное означает, что копии документов должны были быть представлены Быковым не позднее ДД.ММ.ГГГГ г., а при применении сокращенного срока – не позднее ДД.ММ.ГГГГ Фактически документы представлены ДД.ММ.ГГГГ
7) Требования как федерального закона, так и республиканского закона о предоставлении избранным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, вытекают из законоположения ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым, глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Данное требование законодателя направлено на обеспечение эффективной деятельности по исполнению полномочий главы муниципального образования и для установления препятствий возможному злоупотреблению его своими полномочиями, а также исключения конфликта интересов.
Условием для отмены решения о признании кандидата избранным и назначении повторных выборов (ч.2 ст. 65 и п. «в» ч.1 ст. 62 Закона РБ от 17.09.2003 г. № 417-III) является тот факт, что «кандидат, набравший необходимое число голосов избирателей, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом главы муниципального образования».
Из материалов дела следует, что Быков А.В. ДД.ММ.ГГГГ написал заявление о расторжении с ним трудового договора, т.е. исполнил требования закона. Его воля была направлена на сложение с себя полномочий, несовместимых с новым статусом. По факту, уже ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был с ним расторгнут, и препятствий для исполнения полномочий главы муниципального образования не имелось. Данные документы были представлены в ТИК ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.
Основанием учреждения местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти в городских, сельских поселениях и на других территориях (статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) является воля населения этих территорий, выраженная непосредственно или через образованные им выборные (представительные) органы местного самоуправления.
Воля населения муниципального образования сельского поселения <данные изъяты> об избрании главой МО СП <данные изъяты> Быкова А.В. была выражена путем участия граждан, проживающих на территории <адрес>, в голосовании ДД.ММ.ГГГГ Данные выборы были признаны состоявшимися, установлены итоги голосования: за Быкова проголосовал 1371 избиратель, или 48,79%.
Конституционный Суд РФ неоднократно разъяснял о недопустимости возникновения ситуаций, при которых результаты состоявшихся выборов на должность главы муниципального образования ставились бы под сомнение и могли бы быть пересмотрены путем признания выборов недействительными по одному только формальному основанию.
Кроме того, суд считает, что и формальных оснований не имелось - нарушений срока предоставления документов со стороны заявителя Быкова А.В. допущено не было по указанным выше доводам.
Таким образом, решение Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>», содержащееся в Протоколе заседания Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и назначении повторных выборов главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> и постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении повторных выборов главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявление Быкова АВ удовлетворить.
Признать незаконным и подлежащим отмене решение Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>», содержащееся в Протоколе заседания Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и назначении повторных выборов главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>
Признать незаконным и подлежащим отмене постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении повторных выборов главы муниципального образования сельское поселение <данные изъяты>
Обязать территориальную избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>», в установленный ч.3 ст. 65 Закона Республики Бурятия "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" от 17 сентября 2003 года № 417-III, срок зарегистрировать избранного главу муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Быкова АВ и выдать ему удостоверение об избрании.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Н.Л. Гармаева