ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-472/2014 от 11.03.2014 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-472/2014

РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 11 марта 2014 года г. Юрга Кемеровской области

 Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тимофеевой Е.С.

 при секретаре судебного заседания Гусевой Н.К.

 с участием помощника Юргинского межрайонного прокурора Тарасова В.В.,

 представителей ответчиков: З.Е.Г. и Д.Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора к МБОУ «***» и муниципальному образованию «***» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

 Юргинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Юргинский городской суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «***», Муниципальному образованию «***» о признании бездействия МБОУ «***» по непроведению энергетического обследования незаконным, возложении обязанности на МБОУ «***» провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт в соответствие с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возложении субсидиарной ответственности по финансированию мероприятий на МО «*** ***» в лице Администрации Юргинского муниципального района при недостаточности собственных средств у МБОУ «*** ***» с установлением ответчикам срока для совершения вышеуказанных действий до *** (л.д. 2-3).

 В обосновании заявленных требований прокурор Тарасов В.В. пояснил, что Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами образования Юргинского муниципального района требований законодательства об охране жизни и здоровья детей. Проверкой установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «***» обязано организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ***. В нарушение требований ч. 1, 2, 5 ст. 15 и п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ администрацией школы обладающей в силу Устава правами юридического лица, до настоящего времени энергетическое обследование не проведено и энергетический паспорт не получен. Поскольку целью проведения энергетического обследования является получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, выявление возможностей энергосбережения, определение показателей энергетической эффективности, оно напрямую связано с обеспечением охраны здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников учреждения, также и иных лиц (родителей, законных представителей), созданием благоприятных условий деятельности учреждения, эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на обеспечение деятельности органов образования согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проверкой установлено, что администрация школы имела реальную возможность соблюсти требования закона, но не предпри­няла все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в области энер­госбережения, допустила пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Согласно Уставу учреждения учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» является Муниципальное образование «***» в лице администрации Юргинского муниципального района. В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества. Имущество закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления и находится в муниципальной собственности МО «***», финансирование учреждения осуществляется из местного бюджета. Несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства свидетельствует о нарушении гарантированной государством защиты материнства и детства, общедоступности образования, предусмотренных статьями 38 и 43 Конституции Российской Федерации. Непроведение энергетического обследования администрацией школы, направленное на повышение его энергетической эффективности, как способа эффективного использования бюджетных средств, нарушает права и интересы обучающихся, в интересах которых данное учреждение осуществляет свои задачи функции, предусмотренные законом «Об образовании». Несоблюдение ответчиком законодательства об энергосбережении нарушает и права несовершеннолетних на безопасное получение образования.

 Представитель МБОУ «***» - Д.Е.В., действующая на основании распоряжения от *** № *** о приеме на должность директора (л.д. 9.), не возражала против удовлетворения исковых требований Юргинского межрайонного прокурора, пояснила, что работа по получению энергетического паспорта ведётся и завершится к ***.

 Представитель муниципального образования «***» З.Е.Г., действующая по доверенности от *** г., исковые требования Юргинского межрайонного прокурора признала и пояснила, что срок до *** для выполнения требований иска является разумным, так как работа по получению паспорта ведётся.

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

 Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона) под энергетическим обследованием понимается сбор обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявлении возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

 Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 Основными целями энергетического обследования в силу частей 2, 5 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышение энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности проведение их стоимостной оценки. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом должно быть проведено в обязательном порядке.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона проведение энергетического обследования является обязательным для организации с участием государства или муниципального образования.

 Как следует из ч. 2 статьи 16, лица, указанные в ч. 1 данной статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона до *** г.

 Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона он вступил в силу со дня его официального опубликования (27.11.2009), за исключением статей 34, 36, 37.

 В силу ч. 2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

 Из копии письма начальника Управления образования (л.д. 4) следует, что до конца *** года ООО «***» планирует завершить энергетическое обследование и выдать энергетические паспорта подведомственным управлению образования учебным заведениям.

 В перечне учреждений в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «*** » указано, что отправлены исходные данные для составления энергетического паспорта в ООО «***» (л.д. 5).

 Согласно копии договора *** на проведение энергетического обследования от *** между ООО «***» и МБОУ «*** ***» на выполнение работ по составлению, оформлению энергопаспорта срок выполнения работ составляет 120 суток с дня после получения от заказчика подписанного договора, получения информации (л.д. 14-19). Во исполнение указанного договора разработаны проект отчёта по энергетическому обследованию и энергетический паспорт образовательного учреждения (20-60 и 61-83).

 На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу, что в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с *** по настоящее время муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «***» не проведено обязательное энергетическое обследование и не получен энергетический паспорт, поэтому удовлетворяет исковые требования о признании бездействия муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «***» по непроведению энергетического обследования незаконным, возложении обязанности провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт.

 В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ выполнение возложенных обязанностей может быть совершено только МБОУ «***», поэтому суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд соглашается с предложенным сроком до *** и считает его достаточным для ответчика, позволяющим ему исполнить решение суда.

 Суд отказывает в удовлетворении требования о возложении субсидиарной ответственности по финансированию мероприятий на муниципальное образование «***», так как *** является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, а в согласно ч. 2 ст. 120 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

 В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

 Согласно ст. 50 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов, является налоговым доходом федерального бюджета.

 На основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ и ст. 98 ГПК РФ с учётом того, что исковое заявление подано прокурором в интересах физических лиц суд взыскивает государственную пошлину в сумме *** рублей с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «***» в доход федерального бюджета.

 Руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ, 120 ГК РФ, 333.19 НК РФ,

РЕШИЛ:

 Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «*** ***» и муниципальному образованию «***» удовлетворить частично.

 Признать бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» по непроведению энергетического обследования незаконным.

 Обязать МБОУ «***» провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетический паспорт в соответствие с Федеральным законом от 23.11.09 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предоставив срок для исполнения решения суда до ***.

 Отказать в удовлетворении требования о возложении субсидиарной ответственности по финансированию указанных выше мероприятий на муниципальное образование «***».

 Взыскать государственную пошлину - *** рублей с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «*** ***» в доход федерального бюджета.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 марта 2014 года.

 Председательствующий Е.С. Тимофеева