ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-472/2022 от 29.09.2022 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

дело № 2-472/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2022 года г.Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Родионовой А.С.,

с участием истца - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь»» о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился с указанным исковым заявлением к мировому судье судебного участка № 32 судебного района «Центральный округ г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края».

Определением мирового судьи судебного участка № 30 (с учётом постановления председателя Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 16 мая 2022 года) гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Определением Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 20 июля 2022 года удовлетворён самоотвод, заявленный судьёй.

Определением Хабаровского краевого суда от 5 августа 2022 года дело направлено для разрешения по существу в Комсомольский районный суд Хабаровского края.

В обоснование исковых требований истец ФИО1 указал, что 16 сентября 2021 года им были приобретены авиабилеты по маршруту <адрес> 7 апреля 2022 года на рейс , <адрес> 22 апреля 2022 года на рейс авиакомпании S7 АО «Авиакомпания «Сибирь»», пассажиры ФИО1 и ФИО4. Дата вылета 7 апреля 2022 года в 13 часов 55 минут по местному времени <адрес> возвращение 22 апреля 2022 года в 18 часов 40 минут по местному времени <адрес>. Билеты были оплачены картой на официальном сайте перевозчика. Также в состав заказа были включены услуги по выбору места, услуги по полному возврату при отказе от перевозки, сервисный сбор. Общая сумма оплаты составила <данные изъяты>. Полагает, что на отношения, возникшие между ним и АО «Авиакомпания «Сибирь»», распространяются нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей). 10 марта 2022 года ответчик посредством SMS-рассылки и писем по электронной почте проинформировал истца об отмене рейсов. Ориентировочные сроки обработки заявки 30 рабочих дней, которые истекли 21 апреля 2022 года. На момент подачи иска ответчик отказывается добровольно возвратить уплаченные ему денежные средства. 28 апреля 2022 года служба поддержки сообщила, что сроки возврата сдвигаются. До настоящего времени ответчик уклоняется от возврата денежных средств за неиспользованный по его вине билет. Кроме того, из-за изменения авиакомпании он приобрел билеты на рейс другой авиакомпании, затраты составили <данные изъяты>, тем самым незапланированные расходы составляют <данные изъяты>. Кроме того, из-за невозможности вылета запланированным рейсом наступили неблагоприятные последствия в виде вынужденного длительного ожидания заказанного на определённое время транспортного средства; доплаты за раннее размещение в отеле, что отрицательно повлияло на настроение и самочувствие; истец неоднократно был вынужден выяснять причины отказа и какие действия он должен предпринять, чтобы вернуть понесённые расходы. Считает, что ненадлежащим исполнением договора о воздушной перевозке, а также отказом от добровольного возврата удерживаемых им денежных средств ему причинён моральный вред. Просит взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь»» в его пользу денежную сумму в размере <данные изъяты>, из которой: <данные изъяты> - стоимость приобретённых авиабилетов на отменённые рейсы, <данные изъяты> - проценты за пользование чужими денежными средствами, <данные изъяты> - неустойка за период с 21 апреля 2022 года по 20 мая 2022 года, <данные изъяты> - разница в стоимости билетов на ближайший рейс другой авиакомпании; <данные изъяты> - компенсация морального вреда, а также в федеральный бюджет штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в его пользу.

В ходе рассмотрения дела в связи с произведённым 27 июля 2022 года возвратом части денежных средств по заявке истец изменил исковые требования, просил взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь»» в его пользу денежную сумму в размере <данные изъяты>, из которой: <данные изъяты> - разница между стоимостью билета и возвращёнными средствами; <данные изъяты> - проценты за пользование чужими денежными средствами; <данные изъяты> - неустойка за период с 21 апреля 2022 года по 12 сентября 2022 года; <данные изъяты> - разница в стоимости билетов на рейс другой авиакомпании; <данные изъяты> - компенсация морального вреда, а также штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в иске, пояснив, что ответчиком частично произведен возврат стоимости билетов. Вместе с тем, <данные изъяты> добровольно не возвращены. Также ответчиком не возмещены расходы по приобретению новых билетов, поскольку выезд в <адрес> был запланирован за полгода и с этой целью приобретены путевки. Считает, что срок исполнения претензии истек 21 апреля 2022 года, так как в срок до 10 марта 2022 года деньги должны были быть возвращены, также 10 дней для добровольного исполнения претензии в порядке Закона о защите прав потребителя истекли 20 апреля 2022 года. Ответчик обосновывает отмену рейсов по маршруту <адрес> (07.04.2022) , <адрес> (22.04.2022) получением 05.03.2022 официального сообщения Росавиации. Однако считает, что указанный документ носит рекомендательный характер, выбранная бизнес-модель авиакомпании S7 не должна негативно сказываться на правах пассажиров, риски ведения бизнеса не должны перекладываться на потребителей и причинять им ущерб; в документе прямо указываются страны (в том числе <адрес>), не ограничившие авиасообщений с Россией, гражданам России рекомендовано перемещение через них рейсами, в том числе российских авиакомпаний. Доводы истца о действии моратория на взыскание неустойки и штраф, также не основаны на законе, так как отношения между истцом и ответчиком возникли после введения Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 года № 497 указанного моратория. Действиями ответчика причинен моральный вред в связи с отменой рейса и длительным невозвратом денежных средств, вызванный нравственными переживаниями.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь»» в судебное заседание не явилась. В заявлении просила рассмотреть дело без участия ответчика.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика, действующая на основании доверенности от 9 сентября 2022 года, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Указала, что между истцом и ответчиком был заключён договор воздушной перевозки пассажиров рейсами от 7 апреля 2022 года и от 22 апреля 2022 года по маршруту <адрес>-<адрес>-<адрес>. В связи с этим, данные правоотношения регулируются Гражданским кодексом РФ и специальным законом - Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ. Других договорных обязательств между Ответчиком и Истцом нет.

В результате служебного расследования было установлено, что на официальном сайте компании 16 сентября 2021 года на рейсы на 7 апреля 2022 года и на 22 апреля 2022 года по маршруту <адрес>-<адрес>-<адрес> были оформлены авиабилеты на имя ФИО6 - и на имя И.Дюжий - . Стоимость билетов составила 5880 миль + <данные изъяты>, а также сервисный сбор за оформление - <данные изъяты>. Дополнительно оформлена услуга <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, оплачена услуга «Полный возврат» на сумму в размере <данные изъяты>. Услугу по оформлению и бронированию авиабилетов на официальном сайте АО «Авиакомпания «Сибирь» оказывает агент ФИО7 который получает вознаграждение (в виде сервисного сбора) за процедуру оформления/бронирования авиабилетов. Так как авиабилеты и были оформлены на официальном сайте ответчика, истцом был оплачен сервисный сбор в размере <данные изъяты> агенту ФИО7 за оформление и бронирование авиабилетов. Заказ на сумму 5880 миль оплачен с карты участника <данные изъяты>/И.Дюжий. Денежные средства в размере <данные изъяты> оплачены с банковской карты оформленной на имя И.Дюжий. 9 марта 2022 года в личном кабинете истцом была создана заявка на возврат стоимости авибаилета. 3 апреля 2022 года было возвращено 5 880 миль на карту участника <данные изъяты>, а 27 июля 2022 года на банковскую карту, с которой производилась оплата, была возвращена сумма в размере <данные изъяты>. Поскольку операция по возврату денежных средств проводилась в ручном режиме, была допущена техническая ошибка в виде недоплаты <данные изъяты>, которые будут возвращены в ближайшее время. Стоимость сервисного сбора в размере <данные изъяты> возврату не подлежит, поскольку агент оказал услуги по оформлению/бронированию авиабилетов. На официальном сайте ответчика имеется информация о том, что все вопросы, связанные с возвратом денег, рассматривает претензионная комиссия авиакомпании. Обращения по электронной почте не принимаются. Письменно в претензионную комиссию АО «Авиакомпания «Сибирь»» с вопросом возмещения убытков ФИО1 не обращался и не предоставлял документы, которые подтверждают убытки в связи с отменой рейса.

В настоящее время сотрудники не успевают отрабатывать объём поступивших заявок на возврат денежных средств, поскольку с 24 февраля 2022 года ФИО14 была вынуждена отменить значительное количество рейсов и в связи с этим от пассажиров поступает много обращений по возврату денежных средств за отменные рейсы. Именно поэтому денежные средства возвращаются с задержкой.

Истец самостоятельно принял приобрести новые авиабилеты, в связи с чем требование о выплате разницы в стоимости авиабилетов в размере <данные изъяты> также не может быть удовлетворено.

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 года № 497 введён моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, который действует с 1 апреля 2022 года. В связи с этим вопрос о взыскании процентов в размере <данные изъяты>, неустойки 21 апреля 2022 года по 12 сентября 2022 года в размере <данные изъяты>, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, штрафа в размере 50% от суммы, присуждённой судом, не подлежат удовлетворению.

Кромке того, 05.03.2022 поступило официальное сообщение Федерального агентства воздушного транспорта, которым рекомендовано российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, следующее: с 00:00 часов по московскому времени 06 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств; с 00:00 часов по московскому времени 08 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и багажа из пунктов на территории иностранных государств в пункты на территории России.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом о защите прав потребителей.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актам (ч. 1 ст. 310 ГК РФ).

В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. сли иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (части 1, 3 ст. 401 ГК РФ).

Положениями ст.784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Аналогичные нормы содержаться и в п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, на основании которого по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу. Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

К перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта (ч. 1 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Из представленных в материалах дела маршрутных квитанций, квитанций об оплате сервисного сбора следует, что 16 сентября 2021 года на официальном сайте авиаперевозчика АО «Авиакомпания «Сибирь»» истец на своё имя и на имя ФИО4 приобрёл авиабилеты по маршруту 7 апреля 2022 года 13 часов 55 минут <адрес>-<адрес> рейс , 22 апреля 2022 года 18 часов 40 минут <адрес>-<адрес> рейс . Заказ оплачен. 16 сентября 2021 года карта И.Дюжий. В состав заказа включены услуги по выбору места, услуги по полному возврату при отказе от перевозки, сервисный сбор. Общая сумма оплаты составляет <данные изъяты>, в том числе 5880 миль (л.д.5-12).

Таким образом, между истцом ФИО1 и ответчиком АО «Авиакомпания «Сибирь»» заключён договор о воздушной перевозке, согласно условиям которого ответчик, являясь перевозчиком, обязался перевезти пассажиров в пункт назначения, а пассажир, обязался внести установленную плату за проезд. Заплатив за перелёт, истец исполнил все обязательства со своей стороны.

10 марта 2022 года посредством SMS-рассылки и писем по электронной почте проинформировал истца об отмене вышеуказанных рейсов.

10 марта 2022 года истцом оформлена заявка (претензия) на возврат денежных средств.

Согласно сообщению ответчика ориентировочная дата обработки заявки составляет 30 дней.

Срок исполнения претензии истёк 21 апреля 2022 года (с 10 марта по 10 апреля 2022 года срок для возврата, установленный для перевозчика, и с 10 апреля по 20 апреля 2022 года - срок для на добровольного исполнения требований потребителя).

Сторонами не оспаривалось, что 27 июля 2022 года на банковскую карту истца ответчиком возвращена сумма <данные изъяты>.

Тем самым с ответчика в пользу истца подлежит взысканию <данные изъяты>.

Требования о взыскании с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу истца <данные изъяты> за оформление и бронирование авиабилетов не подлежит удовлетворению, так как оплачена истцом в ФИО16

ДД.ММ.ГГГГ истец на своё имя и на имя ФИО4 приобрёл авиабилеты по маршруту <адрес>-<адрес> 7 апреля 2022 года в 2 часа 05 минут рейс , <адрес>-<адрес> 22 апреля 2022 года в 21 час 00 минут рейс . Заказ (тариф + таксы) в сумме <данные изъяты> оплачен (л.д.26-30).

В период с 7 по 22 апреля 2022 года указанным авиабилетами ФИО1 и ФИО4 воспользовались, что подтверждается регистрационными формами въезда в <адрес>, ваучером на аренду автомобиля от 7 апреля 2022 года , ваучером на аренду апартаментов и подтверждением бронирования , посадочными талонами, оттисками штампов в паспортах от указанных дат.

Ответчик в своем отзыве ссылается на то, что отмена рейсов произведена на основании поступившего 5 марта 2022 года официального сообщения Федерального агентства воздушного транспорта, которым рекомендовано российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, следующее: с 00:00 часов по московскому времени 06 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств; с 00:00 часов по московскому времени 08 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и багажа из пунктов на территории иностранных государств в пункты на территории России.

Основания для расторжения перевозчиком в одностороннем порядке договора воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза указаны в ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Также в силу ч. 1 ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу п. 7 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждённых Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее Правила № 82) перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п. 76 Правил № 82).

Учитывая, что вышеуказанное официальное сообщение от 5 марта 2022 года носит рекомендательный характер, оснований, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации, для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке ответчиком не представлено, материалы дела этого не содержат, обстоятельств непреодолимой силы вследствие которых перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при рассмотрении дела не установлено, то требования о взыскании стоимости переплаты за вынужденно приобретенные авиабилеты в размере <данные изъяты> обоснованы и подлежат удовлетворению.

За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором (ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Согласно ч. 3 ст. 120 Воздушного кодекса российской Федерации до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.

Из материалов дела следует, что 10 марта 2022 года истец предъявил ответчику претензию о возврате стоимости приобретенных билетов.

Фактически требования о возврате выполнены ответчиком 27 июля 2022 года.

Тем самым, в установленный срок до 21 апреля 2022 года ответчиком не выполнены требования потребителя о возврате уплаченных сумм.

Доводы ответчика об отсутствии претензии истца суд находит несостоятельными на основании вышеизложенного.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями, указанными в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

В силу ст. 31 Закона о защите прав потребителя за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги) (п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителя).

Таким образом, размер неустойки, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>Х3%Х97дн.= <данные изъяты>), то есть в сумме, не превышающей стоимость проезда.

Учитывая, что денежные средства не возвращены истцу в срок 10 дней с момента обращения, то с 21 апреля 2022 года и до момента фактического возврата подлежат взысканию проценты в соответствии с п. 1 ст. 395 п ГК РФ предусматривающей, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга; размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды; эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Размер подлежащих взысканию процентов составляет <данные изъяты>, из следующего расчета:

за период с 21.04.2022 по 26.05.20922 - (<данные изъяты>Х36дн.х14%)/36 000= <данные изъяты>

за период с 27.05.2022 по 13.06.20922 - (<данные изъяты>Х18дн.х11%)/36 000= <данные изъяты>

за период с 14.06.2022 по 24.07.20922 - (<данные изъяты>Х41дн.х9,5%)/36 000= <данные изъяты>

за период с 25.07.2022 по 26.07.20922 - (<данные изъяты>Х2дн.х8%)/36 000= <данные изъяты>

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Поскольку права ФИО1 как потребителя, ответчиком были нарушены, при этом он испытывала нравственные страдания по поводу неудовлетворения её требований, с учетом степени вины ответчика, суд считает подлежащим удовлетворению требование о денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.

Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями, указанными в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Поскольку в судебном заседании установлено, что в добровольном порядке в установленный срок требования потребителя, заявленные в рамках действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей АО «Авиакомпания «Сибирь» удовлетворены не были, в соответствии с частью 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию штраф в размер 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, который составляет <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>+ <данные изъяты>+ <данные изъяты>):2).

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины, с ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>) - <данные изъяты>)Х2%+<данные изъяты>), по требованиям имущественного характера и <данные изъяты> по требованиям о взыскании морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Авиакомпания «Сибирь»» о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь», <данные изъяты> в пользу ФИО1, <данные изъяты> сумму приобретенных билетов <данные изъяты>, разницу в стоимости билетов в размере <данные изъяты>, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>, неустойку за неисполнение требований потребителя в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, и штраф за неисполнение требований потребителя в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь», <данные изъяты>, в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере <данные изъяты> зачислением на реквизиты <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме 6 октября 2022 года.

Судья Н.Ю. Богатырева