Заречный районный суд Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заречный районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-473/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года Заречный районный суд Свердловской области
в составе судьи Вахониной С.Н.
при секретаре Яковлевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-473/2010 по иску Рябова Анатолия Геннадьевича к администрации ГО Заречный, третьим лицам ЗМУ ГО «Центр спасения», Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, встречным требованиям администрации ГО Заречный к Рябову А.Г., Центру ГИМС МЧС России о признании не приобретшим права собственности, о признании судового билета недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Рябов А.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации ГО Заречный, Хрущеву С.В. об истребовании принадлежащего ему на праве собственности маломерного судна.
По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ЗМУ ГО «Центра спасения» и Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Администрация ГО Заречный, не согласившись с иском, обратилась в суд со встречными исковыми требованиями о признании Рябова А.Г. не приобретшим права собственности на маломерное судно и признании судового билета недействительным.
Истец в обоснование иска пояснил, что с 1994 года работал на спасательной станции г.Заречный водолазом. В настоящее время спасательная станция является Центром спасения. В его пользовании в период работы был катер «Адмиралтейский» модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель типа , мощностью 60л/с, номер двигателя №. Он принадлежал в то время администрации ГО Заречный. Он договорился с главой администрации и начальником спасательной станции, что будет выкупать катер, на котором работает путем удержания стоимости катера по частям из его заработной платы на спасательной станции. Об этом был составлен какой-то договор или справка-счет. Он сейчас не помнит. За катер у него из заработной платы высчитывали ежемесячно сумму в течение полутора-двух лет, то есть до 1994 года. Затем дали бумагу, которая подтверждала его право собственности. Он продолжал работать на данном катере, когда он находился уже в его собственности. О том, что катер принадлежит ему. Катер приобрел, когда начальником спасательной станции был Логинов. В 2005 году он зарегистрировал катер на свое имя и получил судовой билет в Инспекции по маломерным судам Свердловской области. О том, что катер принадлежит ему, внимание не заострял. По прежнему катер стоял на балансе администрации ГО Заречный, и он получал на него горюче-смазочные материалы. Краску для катера приобретал на свои деньги. Работал в Центре спасения до 2006 года. Затем уволился. Перед увольнением он ремонтировал катер и у него сломался двигатель во время ремонта. Поэтому с 2006 года катер не эксплуатируется. Он находится на территории Центра спасения в г.Заречный. С 2006 года он катер не эксплуатирует, какие-либо работы на нем не осуществляет. Катер постоянно стоит на пирсе Центра спасения. Сейчас он обратился с просьбой передать ему катер, но администрация ГО Заречный отказывается передать ему судно. Он считает, что приобрел право собственности на маломерное судно, так как выплатил за него деньги из заработной платы. А также в 2005 году в Государственной инспекции маломерных судов (далее по тексту ГИМС) зарегистрировал судно на свое имя, как собственник, что подтверждается судовым билетом. Договора купли-продажи, справки-счет, договора аренды судна с правом выкупа либо другого право устанавливающего документа он в настоящее время не имеет. Его право собственности подтверждается судовым билетом. Он просит истребовать судно у администрации ГО Заречный. Исковые требования администрации ГО Заречный не признает, так как его право собственности зарегистрировано в ГИМС на маломерное судно. У администрации ГО Заречный нет документов, которые бы подтверждали их право собственности на катер. Он не отрицает, что ранее судно принадлежало администрации ГО Заречный, но он его выкупил в 1996 году. В инвентарной карточке на судно указаны реквизиты другого судна. Инвентарного номера на его катере в период его работы на спасательной станции не было. Судовой билет он получил в соответствии с законом. Заявление о регистрации маломерного судна писал в ГИМС лично, как заполнять заявление, ему говорил инспектор ГИМС. При выдаче судового билета и регистрации судна он предъявлял документ, подтверждающий его право собственности на судно, но не помнит, какой. С исковыми требованиями о признании его права собственности на истребуемый катер он обращаться в данном гражданском судопроизводстве не будет.
Представитель истца Штирц С.В. доводы истца поддержал. Просил иск удовлетворить. Также просил взыскать в пользу истца судебные расходы. Указал, что не признают встречные требования, так как администрация не представила документов, подтверждающих их право собственности.
Представитель ответчика администрации ГО Заречный Гуторова Ю.Ф., действующая на основании доверенности от 25 августа 2009 года № 18 (л.д.24), суду пояснила, что исковые требования об истребовании имущества не признают. Истец был принят на работу водолазом по 9 разряду на спасательную станцию администрации муниципального образования «Город Заречный» в 1994 году. Уволен 29 июля 2002 года в связи с упразднением Заречной спасательной станции. Спасательная станция с 1994 года по 2002 год входила в структуру администрации города. Согласно лицевым счетам заработная плата истцу в период с 1994 года по 2002 год включительно выплачивалась в полном размере. Каких-либо удержаний не производилось. Договоров с истцом о купле-продаже катера в рассрочку не заключалось. В счет оплаты катера из его заработной платы удержаний не производилось. На балансе администрации с 1992 года по настоящее время стоит катер «Адмиралтейский» с инвентарным номером 01320018. Получен администрацией ГО Заречный безвозмездно от Государственной инспекции по маломерным судам в октябре 1990 года. С этого времени стоит на балансе администрации ГО Заречный по настоящее время. На него выделялись денежные средства на горюче-смазочные материалы, на содержание. Катер использовался в целях спасения на воде. С 2006 года катер не эксплуатируется, так как находится не в рабочем состоянии. Истцом не доказано, что он является собственником судна. Поэтому просят признать его не приобретшим права собственности на маломерное судно. Судовой билет, иные документы, подтверждающие право собственности Рябова А.Г. на спорное судно, истец в администрацию ГО Заречный не предъявлял. Истец не оспаривает, что судно принадлежало изначально администрации ГО Заречный. Однако он не представил доказательств, что заплатил за него администрации ГО Заречный покупную цену. Судовой билет является недействительным, так как в регистрационной карточке, заполненной истцом в ГИМС, не указано, каким документом подтверждено право собственности Рябова А.Г. на спорное судно. Следовательно, ГИМС не проверил законность принадлежности судна истцу и произвел без этого регистрацию судна, выдав судовой билет. Кроме того, судовой билет подписан не руководителем ГИМС, Как того требует Правила государственной регистрации маломерных судов, а инспектором. Поэтому судовой билет является недействительным. Просят признать его недействительным.
Представитель Центра ГИМС МЧС РФ по Свердловской области Бережной Н.В., действующий на основании доверенности от 15 ноября 2010 года № 314-2 (л.д.221), суду пояснил, что документов о безвозмездной передаче судна администрации ГО Заречный не оформлялось. Но маломерное судно катер АРК передавалось администрации, так как в конце 80-х начале 90-х годов инспекция по маломерным судам передавалась в другое министерство в связи с чем, происходила передача имущества администрациям, где имелись водоемы и были службы спасения. С 2004 года ГИМС состоит в штате МЧС России. С этого времени у ГИМС гербовая печать МЧС РФ. Не может объяснить, почему на судовом билете истца стоит старая печать государственной инспекции по маломерным судам. Признает, что судовой билет в нарушение приказа от 29 июня 2005 года № 500 не подписан руководителем государственной инспекции, также в нарушение этого приказа в карточке регистрации отсутствует указание на основание регистрации судна - документ, устанавливающий право собственности истца на маломерное судно. Подлинник судовой книги, в которой зарегистрирована выдача судового билета истца, утрачен. В настоящее время имеется только дубликат данной судовой книги, в которой выдача судового билета обозначена. Служебного расследования по поводу утраты или порчи судовой книги не проводилась. Причина не устанавливалась. Когда была восстановлена судовая книга, не известно, скорее всего в 2005 году. Регистрация маломерных судов была всегда, в том числе и в 1990 году.
Представитель ЗМУ ГО «Центра Спасения» Хрущев С.В. суду пояснил, что является руководителем центра спасения с 2002 года, с того момента, как спасательная станция была выведена из структуры администрации ГО Заречный и было создано муниципальное учреждение. Когда он заступил на должность, то принял по акту имущество спасательной станции, среди которого спорного катера не было. Он всегда стоял на балансе администрации ГО Заречный и в пользование спасательной станции не передавался. Истец работал водолазом и пользовался в спасательных работах спорным катером. Он же за ним и осуществлял уход. Но никогда не говорил о том, что судно принадлежит ему, как собственнику. Администрация ГО Заречный выделяла горюче-смазочные материалы для катера. Данный катер и до настоящего времени находится на балансе администрации. С 2006 года катер находится в неисправном состоянии, так как истец повредил при ремонте ему двигатель. Истец уволился в 2006 году, с того времени к катеру не подходил, его не ремонтировал, не обслуживал, не пользовался. О том, что у него имеется судовой билет на катер, он узнал только в 2010 году, когда истец обратился с иском об истребовании имущества. Иск Рябова А.Г. не признает. Встречные требования администрации ГО Заречный поддерживает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец обратился в суд с иском об истребовании судна из неправомерного владения администрацией ГО Заречный, считая себя собственником маломерного судна модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель №.
В соответствии со ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Таким образом, истец должен был доказать, что маломерное судно модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель № принадлежит ему на праве собственности; факт владения его имуществом ответчиком; незаконность этого владения.
При подготовке дела к судебному заседанию истцу определением от 2 сентября 2010 года разъяснена обязанность представить доказательства выше указанным обстоятельствам, что подтверждается распиской истца в получении определения о подготовке от 2 сентября 2010 года (л.д.2, 12).
Истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих его право собственности на спорное маломерное судно, а также доказательств незаконного владения судном ответчиком администрацией ГО Заречный.
В соответствии со ст.218 п.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Так, истец в судебном заседании не отрицал, что маломерное судно модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель № находилось на балансе администрации муниципального образования «Город Заречный», а он его приобрел у администрации путем купли-продажи в рассрочку, так как выплатил покупную цену судна путем удержания денежных средств из своей заработной платы.
Таким образом, истец должен был представить в подтверждение своего права собственности на судно право устанавливающий документ - договор, справку-счет, или представить доказательства об уплате им денежных средств в счет стоимости маломерного судна.
Указанных доказательств истцом не представлено.
Более того, истец не может пояснить, на основании какого именно документа право собственности на маломерное судно перешло от администрации ГО Заречный к нему.
Из копии распоряжения главы администрации города Заречный от 13 апреля 1994 года № 69-к «О приеме на работу» усматривается, что истец был принят на работу на спасательную станцию водолазом с совмещением ставки моториста (л.д.7).
Согласно распоряжению главы МО «Город Заречный» от 29 июля 2002 года № 206-к истец был уволен со спасательной станции в связи с упразднением Заречной спасательной станции (л.д.45).
Таким образом, доводы истца об удержании из его заработной платы стоимости маломерного судна должно подтверждаться первичными бухгалтерскими документами администрации ГО Заречный.
Из представленных ответчиком архивных документов о выплате истцу заработной платы за период с 1994 года по 2002 год (лицевых счетов, квитков о выплате заработной платы, карточек справок) не усматривается, что из заработной платы истца удерживались денежные средства в счет оплаты стоимости маломерного судна (л.д.27-43).
Представленный истцом судовой билет ЗАА № 007819, выданный 21 июля 2005 года, принять во внимание, как документ, удостоверяющий принадлежность судна его владельцу (истцу) нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий» ГИМС входит в систему МЧС РФ (л.д.148).
Таким образом, с июля 2004 года ГИМС исключен из состава Министерства природных ресурсов РФ и находится в составе МЧС РФ.
В соответствии с п.4 Положения о ГИМС МЧС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года № 835 основными задачами ГИМС являются осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море РФ.
В соответствии с п.п.4, п.п.14 п.5 указанного Положения ГИМС осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных бортовых номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированное маломерное судно. Представляет сведения в налоговые органы о зарегистрированных, снятых с учета и состоящих на учете маломерных судах и лицах, на которых зарегистрированы эти суда.
Из судового билета усматривается, что выдан он на имя Рябова А.Г. 21 июля 2005 года на маломерное судно модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель №, ему присвоен бортовой номер № (л.д.7).
Как пояснил в судебном заседании представитель Центра ГИМС МЧС РФ, регистрация судна производилась в соответствии с приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов поднадзорных ГИМС МЧС РФ» (далее по тексту Правила).
В соответствии с п.2, п.3 Правил государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам маломерные суда. Судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него подлежат государственной регистрации в судовой книге.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, маломерное судно и права на него истца должны быть надлежаще зарегистрированы в судовой книге.
По запросу суда Центром ГИМС МЧС РФ по Свердловской области представлена в суд судовая книга № 1 государственной регистрации моторных и парусно-моторных судов, гребных, парусных и других безмоторных судов, которая начата 18 июля 2002 года и окончена 27 декабря 2005 года (л.д.192-220).
Из указанной судовой книги №1 усматривается, что это дубликат судовой книги.
При этом в дубликате судовой книги не указано, взамен какой судовой книги этот дубликат составлен, не стоит дата составления дубликата судовой книги.
Кроме этого, представитель Центра ГИМС МЧС России по Свердловской области в судебном заседании пояснил, что служебная проверка по факту утраты или порчи подлинника судовой книги, где было зарегистрировано права собственности истца на маломерное судно и само судно, не проводилась. Это следует и из представленной справки Центра ГИМС МЧС РФ (л.д.136).
Поэтому признать дубликат судовой книги надлежащим доказательством, подтверждающим регистрацию права собственности истца на спорное маломерное судно, нельзя.
Кроме того, в дубликате судовой книги в строке, где имеется запись о регистрации судна на имя Рябова А.Г., не указан документ, на основании которого возникло у Рябова А.Г. право собственности на судно (л.д.214).
Сам дубликат судовой книги не отвечает требованиям пункта 26 Правил государственной регистрации маломерных судов, так как не содержит данных об основаниях возникновения прав собственности судовладельцев, записи в нем не имеют порядковых номеров, отсутствуют подписи судовладельцев в выдаче судовых билетов.
В соответствии с п.18 Правил государственной регистрации маломерных судов государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем заполненной регистрационной карточкой, подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей к нему.
Как усматривается из регистрационной карточки, заполненной истцом при регистрации судна и права собственности на него - в ней не указан документ, на основании которого судно принадлежит истцу на праве собственности (л.д.80).
Следовательно, при выдаче судового билета, который истец представил как доказательство своего права собственности на спорное маломерное судно, Центром ГИМС МЧС России по Свердловской области в нарушение п.п.5 п.17 Правил государственной регистрации маломерных судов, проверка юридической силы правоустанавливающего документа, представленных на государственную регистрацию истцом прав на судно, не проводилась.
Поэтому судовой билет выдан истцу без законных оснований.
Кроме того, в судовом билете стоит печать старого образца, когда ГИМС входило в состав Министерства природных ресурсов РФ.
Между тем, судовой билет выдан 21 июля 2005 года, то есть в период, когда ГИМС входило уже в состав МЧС РФ и имело соответствующую гербовую печать, что подтверждается и пояснениями представился ГИМС, и выданными 28 июня 2005 года истцу удостоверением на право управления маломерным судном и талоном к нему (л.д.87), на которых стоит гербовая печать МЧС РФ.
Сам бланк судового билета не отвечает требованиям приложения № 3 к Правилам о государственной регистрации маломерных судов.
В судовом билете отсутствует подпись руководителя Центра ГИМС МЧС РФ по Свердловской области.
Об отсутствии регистрации права собственности истца на маломерное судно свидетельствует и справка Межрайонной ИФНС № 18 по Свердловской области, согласно которой транспортный налог Рябовым А.Г. на маломерное судно не уплачивается (л.д.133).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что судовой билет выдан истцу без законных оснований, в нарушение п.2, п.3, п.15, п.18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поэтому встречные требования о признании его недействительным надлежит удовлетворить.
При этом суд также принимает во внимание, что Центром ГИМС МЧС РФ по Свердловской области не представлено доказательств, подтверждающих правомерность выдачи судового билета истцу.
Представителем Центра ГИМС МЧС РФ по Свердловской области не отрицался факт выдачи судового билета в нарушение требования приказа МЧС РФ № 500, которым утверждены Правила государственной регистрации права собственности на маломерные суда.
Также обоснованны и встречные требования администрации о признании истца не приобретшим права собственности на спорное маломерное судно, поскольку отсутствуют право устанавливающие документы, истцом не представлено доказательств в подтверждение оплаты покупной цены судна.
Представленный истцом судовой билет выдан незаконно, что подтверждено в судебном заседании исследованными доказательствами.
При этом истец не отрицал в судебном заседании, что маломерное судно принадлежало администрации ГО Заречный.
Этот факт не отрицал в судебном заседании и представитель Центра ГИМС РФ по Свердловской области, так как подтвердил в суде, что судно передавалась безвозмездно при реорганизации ГИМС администрации г.Заречный, имеющего в своей структуре спасательную станцию.
Кроме того, о принадлежности судна администрации ГО Заречный свидетельствуют и следующие обстоятельства.
Согласно постановлению главы МО «Город Заречный» от 27 мая 2002 года № 406-П в структуру администрации МО «город Заречный» входила спасательная станция (л.д.79), где и работал истец водолазом.
Из инвентарной карточки № 14 усматривается, что по учету основных средств администрации города Заречный значится катер «Адмиралтейский» КМ-69-М2, с инвентарным номером 01320018 с октября 1990 года (л.д.44).
В судебном заседании 20 сентября 2010 года спорное маломерное судно было осмотрено судом с участием сторон по месту его нахождения на пирсе ЗМУ ГО «Центра спасения» (л.д.119-126).
Согласно осмотру установлено, что маломерное судно имеет инвентарный номер, соответствующий инвентарной карточке, реквизиты «КМ-69-М2», указанные в инвентарной карточке, так же обнаружены на судне - на рубке управления установлен держатель компаса, на котором и указаны эти обозначения.
Данные обстоятельства подтверждаются и представленными сторонами фотографиями (л.д.47-58).
Таким образом, в инвентарной карточке, заведенной в октябре 1990 года, указано именно то судно, которое находится на пирсе ЗМУ ГО «Центра спасения» и является в настоящее время спорным.
Инвентарной карточкой также подтверждается, что производилась инвентаризация судна в 1992, 1995, 1996, 1998 годах.
В настоящее время судно также находится на балансе администрации ГО Заречный, как основное средство, что подтверждается описью инвентарных карточек по учету основных средств, ведомостью по основным средствам и инвентарной карточкой (л.д.169-190).
Факт нахождения на балансе администрации ГО Заречный с 1990 года по настоящее время подтверждается и пояснениями представителя ЗМУ ГО «Центра спасения» Хрущева С.В., который пояснил, что маломерное судно (катер) всегда находилось на балансе администрации ГО Заречный, на нем работал до 2006 года истец.
Истец также не отрицал, что спорное судно находится на балансе администрации, кроме этого, пояснил, что о своих правах на него никогда не заявлял, с 2006 года (с момента увольнения из ЗМУ ГО «Центр спасения») маломерным судном не пользуется, его не эксплуатирует. Обратился в суд только в 2010 году.
Таким образом, истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих его право собственности на спорное судно, доказательств, свидетельствующих о неправомерном владении судном ответчиком.
Вместе с этим, встречные требования администрации ГО Заречный полностью нашли подтверждение в судебном заседании.
Поэтому суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Рябова А.Г. об истребовании имущества надлежит отказать, а встречные исковые требования администрации ГО Заречный о признании истца не приобретшим права собственности на маломерное судно и признании судового билета недействительным удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований об истребовании у администрации ГО Заречный маломерного судна модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель №, Рябову Анатолию Геннадьевичу отказать.
Исковые требования администрации ГО Заречный удовлетворить.
Признать Рябова Анатолия Геннадьевича не приобретшим права собственности на маломерное судно модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель №.
Признать недействительным судовой билет ЗАА № 007819, выданный 21 июля 2005 года на имя Рябова Анатолия Геннадьевича на маломерное судно модель АРК, бортовой номер №, заводской номер №, 1988 года выпуска, двигатель №.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года.
Судья С.Н.Вахонина