Дело № 2-4730/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 ноября 2017 года город Челябинск Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе: председательствующего судьи Мещерякова К.Н., при секретаре Малышевой К.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ПАО «Аэрофлот» о взыскании убытков, установил: ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ПАО «Аэрофлот» о взыскании причиненных из-за задержки рейса прямые убытки в размере 43 702 руб., неустойки в размере 31 403 руб. 82 коп., штрафа в размере 13 125 руб. (л.д.4-7). В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 оплатила и приобрела для себя и <данные изъяты>ФИО2 авиабилеты №, №, на рейс SU2145 и SU1424 по маршруту Анталия - Москва Шереметьево - Москва Шереметьево - Челябинск стоимостью 149 542 руб. Истец с ответчиком заключил договор воздушной перевозки пассажиров. ДД.ММ.ГГГГ вылет рейса SU2145 в 19 часов 00 минут по местному времени (Турция г. Анталия), который фактически состоялся в 19 часов 25 минут, плановое прибытие в Шереметьево в 22 часа 35 минут по местному времени (Россия г. Москва), но прибыл в 22 часа 42 минуты. Истцы и другие пассажиры вышли из самолета в 22 часа 55 минут. Истцы являлись трансферными пассажирами. Согласно расписанию между стыковочными рейсами было 1 час 20 минут, которых для осуществления пересадки по объективным причинам истцам не хватило. Таким образом, затраченное время на прохождение всех формальностей в аэропорту у истцов заняло 1 час 10 минут. Истец прибыл на посадку в 00 часов 00 минут, но посадка на рейс SU1424 закончилась в 23 часа 45 минут местного времени, т.е. за 20 минут до вылета. Истцам было отказано в посадке в самолет, не смотря на то, что самолет находился на стоянке и согласно информации о рейсе № SU1424 с официального сайта Шереметьево www.svo.aero., а фактическое время вылета в 00 часов 05 минут. В 00 часов 06 минут истцы находились у окна помощи пассажирам авиакомпании «Аэрофлот» с просьбой посадить их на рейс SU1424 либо переоформить билеты на ближайший рейс до г. Челябинска, на что истцам в устной форме было отказано. Вследствие отказа истцы вынуждены были заплатить штраф и доплату за тариф произвести замену билета на ближайший рейс SU1420 в 7 часов 05 минутДД.ММ.ГГГГ из г. Москва Шереметьево до г. Челябинска, которые составили в размере 43 702 руб. Истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.98). Представитель истца ФИО3 в судебное заседание исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» - ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения (л.д.50-55). Третье лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежаще. Суд, выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, приходит к следующему. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). На основании статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В силу статьи 784 Гражданского кодекса РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. В ходе судебного заседания установлено, что авиабилеты №, № на имя истцов на рейсы SU1423 ДД.ММ.ГГГГ, SU2144 ДД.ММ.ГГГГ, SU2145 ДД.ММ.ГГГГ и SU1424 ДД.ММ.ГГГГ Челябинск – Москва – Анталия –Москва- Челябинск стоимостью 74 771 руб. за каждый были оформлены ДД.ММ.ГГГГ через web-сайт «Аэрофлот». Полная стоимость билетов составляет в размере 149 542 руб. (л.д.8-10,11-13,14,15). Кроме того, истцами приобретены авиабилеты №№ на рейс SU1420 ДД.ММ.ГГГГ Москва - Челябинск на сумму 43 702 руб. (л.д.20-21,24). ДД.ММ.ГГГГ ответчиком получена претензия с требованием возместить причиненные издержки (л.д.25-28,29). ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Аэрофлот» истцам дан ответ на претензию (л.д.32-33). Перевозка пассажиров регулируется Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее ФАП №). Согласно п. 117 ФАП № при выполнении перевозки по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой(ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, грузовой накладной, к которому он(и) оформлен(ы) перевозчик обязан обеспечить минимальное стыковочное время с рейсом, на который у пассажира забронировано место, позволяющее пассажиру пройти все предусмотренные в аэропорту трансфера предполетные формальности и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации и/или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка. Минимальное стыковочное время устанавливается перевозчиком, с учетом особенностей аэропорта в котором происходит пересадка пассажиров, времени необходимого для прохождения предполетных формальностей трансферных пассажиров. Согласно информации на сайте ПАО «Аэрофлот» при прибытии международных рейсом в ПАО «Аэрофлот» в терминал «Шереметьево-F» и вылете внутренним рейсом ПАО «Аэрофлот» из терминала «Шерементьево-D», минимальное время стыковки между рейсами составляет 1 час 20 минут (л.д.74-76). Как следует из авиабилетов, прибытие рейса SU2145 из Анталии в Москву осуществляется в аэропорт Шереметьево (терминал F) в 22 часа 35 минут, и вылет рейса SU1424 в Челябинск осуществляется из аэропорта Шереметьево (терминал D) в 00 часов 05 минут (л.д.8,11). Стыковочное время между рейсами составило 1 час 30 минут, что соответствует минимальному стыковочному времени, установленному ПАО «Аэрофлот» (1 час 20 минут). Согласно справки департамента планирования и координации операционной деятельностью ПАО «Аэрофлот» от ДД.ММ.ГГГГ№, рейс SU2145 от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Анталия – Москва был выполнен по графику. Время отклонения от расписания по прибытию 0 часов 7 минут (л.д.56). Отклонение от расписания произошло по метеоусловиям трасы, что подтверждается выпиской о выполнении рейса из IPG AERO, где проставлена причина задержки М/У (метеоусловия) (л.д.57). В соответствии с п. 4.2. Приказа МГА СССР от 10 января 1990 года № 6 «Об утверждении и введении в действие Руководства по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации» (вместе с Руководством…РРП га-90»), рейс считается выполненным регулярно, если воздушное судно прибыло в конечный аэропорт с опозданием относительно времени прибытия, установленного расписанием (планом) не более 10 минут - для рейсов продолжительностью до 3 часов. Таким образом, воздушное судно прибыло в аэропорт с опозданием на 07 минут, то рейс считается выполненным регулярно. Посадка пассажиров на стыковочный рейс SU1424 от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва-Челябинск был выполнен по расписанию в 23 часа 25 минут, что подтверждается справкой департамента планирования и координации операционной деятельностью ПАО «Аэрофлот». Время отклонения от расписания по прибытию 6 минут (л.д.57). В соответствии с п. 84 ФАП №, при регистрации пассажиров в аэропорту г. Екатеринбурга на рейсы по маршруту Анталия - Москва-Челябинск, истцы были зарегистрированы сразу на оба рейса и им были выданы посадочные талоны. Рейс пассажиров Анталия - Москва был выполнен по графику без задержек. Истцы прибыли в аэропорт Шереметьево в 22 часа 42 минуты. В посадочном талоне на рейс Москва –Челябинск указано время вылета 00 часов 05 минут и время окончания посадки на рейс за 20 минут до вылета в 23 часа 45 минут, а также номер выхода на посадку – 20 (л.д.15). П. 90 ФАП № установлено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс. Кроме того, данная обязанность пассажиров предусмотрена п.6.1.1. Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», размещенных на официальном сайте. В силу п. 91 ФАП-82 Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру. Как усматривается из искового заявления истцы прибыли на посадку рейса Москва-Челябинск в 00 часов 00 минут, т.е. через 15 минут после закрытия посадки на рейс. На основании вышеизложенного, минимальное стыковочное время с учетом отклонения от расписания составило 1 час 23 минуты, что соответствует установленному ПАО «Аэрофлот» минимальному стыковочному времени 1 час 20 минут. В соответствии с п. 229 ФАП № отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки. По просьбе истцом авиабилеты №, № были переоформлены с доплатой по тарифу в размере 17 371 руб. и сбора за изменение условий договора перевозки в сумме 4 480 руб. (эквивалент – 70 евро) за каждый. Авиабилеты №№ на рейс SU1420 ДД.ММ.ГГГГ Москва - Челябинск числятся полностью использованными на указанных рейсах. Как следует из материалов дела и пояснений представителя истцов в заседании суда в силу ст. 68 ГПК РФ, свои убытки истцы обосновывали приобретением новых авиабилетов на рейс «Москва - Челябинск». В силу ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Поскольку авиабилеты были приобретены истцами на сайте ПАО «Аэрофлот», соответственно пассажиры должны были ознакомиться с указанным порядком действий в силу публичного характера договора перевозки. При таких обстоятельствах, учитывая, что перевозчиком соблюдено минимальное стыковочное время между рейсами, оснований полагать, что истцы опоздали на посадку на рейс Москва-Челябинск по вине авиаперевозчика не имеется. На основании вышеизложенного, требования истцов о взыскании убытков удовлетворению не подлежат, в том числе и производные требования о взыскании неустойки и штрафа. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к ПАО «Аэрофлот» о взыскании убытков - отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через Курчатовский районный суд г. Челябинска. Председательствующий: |