ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4732/2015 от 29.06.2015 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е КОПИЯ

Именем Российской Федерации

29 июня 2015 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.

при секретаре Менжинской О.В.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга Слободяник Т.В., представителя третьего лица ООО «Лабиринт» - Марковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

... обратился в суд с заявлением указав, что ... в ходе проведения проверки в сети «Интернет» выявлен сайт ..., на страницах указанного сайта предлагается приобретение алкоголя, присутствует изображение алкоголя и осуществляется реклама алкогольной продукции.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.

Предоставление неопределенному кругу лиц возможности приобретения алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч сети интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя, т.е распространением запрещенной информации и подпадает под запрет под угрозой административного наказания.

Истец просит суд признать информацию, размещенную на интернет-сайте ... информацией, распространение которой в РФ запрещено.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен владелец интернет-сайта ...

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ... - Слободяник Т.В., заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Лабиринт» действующая на основании доверенности Маркова Л.А., возражала против удовлетворения заявленных требований, представила мотивированный отзыв на заявление.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ... в настоящее судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания согласно гл. 10 ГПК РФ. В письменном заявлении представитель третьего лица в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от ...N- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от ... № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральным законодательством требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ... № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно- телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от ...N- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Судом установлено, что ... в ходе проведения проверки в сети «Интернет» выявлен сайт ... на страницах указанного сайта указывается на наличие в торговой сети магазинов «..., присутствует изображение алкогольных напитков указаны их объемы и стоимость.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от ...N-Ф3 «О рекламе» (далее- Закон о рекламе) реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем, согласно исключений перечисленных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 2 данного Закона, настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Таким образом, не является рекламной информацией о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Соответственно, не подпадает под понятие рекламы сайт производи теля или продавца алкогольной продукции или его страница в социальной сети, на которых в том числе будет приведен ассортимент производимых или реализуемых им товаров.

Из представленных в материалы дела скриншотов интернет-сайта ... усматривается лишь указание на виды товаров, в том числе наименование алкогольной продукции с указанием объема тары, крепости спиртосодержания и средней стоимости в розничной сети магазинов «Красное и Белое». При указании на конкретный вид продукции происходит увеличение фотоиллюстрации товара. Таким образом, суд соглашается с доводами третьего лица, что данные сведения носят целью исключительно доведение до потребителя информации о товаре. Каких либо доказательств того что таковая имеет своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке со стороны заявителя не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает не состоятельными доводы заявителя в части размещения в открытой сети Интернет рекламы алкогольной продукции владельцем интернет-сайта.

Постановлением Правительства РФ от ... N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее Правила)

Согласно п.2 Правил, «продажа товаров дистанционным способом» - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Пунктом 3 Правил установлена обязанность продавца при продаже товаров дистанционным способом предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Пунктом 5 Правил установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции.

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором.

В соответствии с положениями ст. 493 ГК РФ по общим правилам договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Согласно информации размещенной иа сайте: раздел услуги, покупатель имеет возможность воспользоваться услугой- «Предварительный заказ», т.е. забронировать любой товар перейдя на сайт ... который будет готов к передаче покупателю к согласованной дате.

В разделе «Каталог товаров» размещена закладка «Как оформить предварительный заказ?». Покупателю дана подробная инструкция о том, как следует действовать если он хочет что бы выбранный им товар был отложен в выбранном им магазине. Из данной инструкции следует, что покупатель выбирает магазин из которого ему удобно будет забрать товар, т.е. товар покупателю не пересылается и не доставляется, а покупатель сам приходит за товаром в магазин. Так же инструкция не предусматривает необходимости и возможности в какой либо форме оплаты товара.

Договор розничной купли-продажи заключается с покупателем в помещении магазина, где сотрудники магазина могут удостоверяются о достижении покупателем соответствующего возраста, после чего он может осмотреть товар, заменить его или исключить из покупки, оплатить и получить товар.

Оформление предварительного заказа освобождает покупателя от поиска в розничной сети магазинов сети «...» какого-либо конкретного вида товара и исключает возможность того, что к моменту явки его в избранный им магазин таковой закончится.

При таких обстоятельствах, учитывая что при оформлении заказа посредством интернет-сайта ... фактически не происходит заключения договора купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, суд так же полагает доводы заявителя в этой части не состоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований заявления прокурора ... о признании информации, размещенной в сети на интернет-сайте ... распространение которой в Российской Федерации запрещено – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд ... в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись Месяц О.К.

Мотивированное решение составлено: 06.07.2015г.

Судья: подпись Месяц О.К.

Копия верна, судья:

секретарь: