Дело №2-780/2024
УИД - 09RS0001-01-2023-006235-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: судьи Байтоковой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,
с участием: представителя истцов Сатучиевой М.С. и Сатучиева Ш.И. – Болатчиевой А.А., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сатучиевой Мадины Султановны, Сатучиева Шамиля Ибрагимовича действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО11 к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о признании права на социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сынаобратились в Черкесский городской суд КЧР с иском к Министерству по делам молодежи КЧР и КЧР КП «Дирекция Капитального строительства» о признании права на социальную выплату. В обоснование доводов указано, что в соответствии с действующим законодательством, подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Правительством КЧР N 364 от 31.10.2013 семья истцов, состоящая из трех человек: супруг Сатучиев Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ.р., супруга Сатучиева М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ребенок - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., была включена, как молодая семья в список участников Подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2016-2020 годы", утвержденную постановлением правительства КЧР. В соответствии с условиями Подпрограммы 2 семье истцов 17.12.2018 выдано Свидетельство № о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства 736 387,20 руб.. 06.11.2018 Сатучиева М.С. заключила договор паенакопления № с ЖСК «Парковый-2». По данному договору пайщик вступает в кооператив с целью строительства многоэтажного жилого дома, расположенного <адрес> и получения в дальнейшем в собственность квартиры в этом доме, при условии исполнения в полном объеме обязательств по внесению размера пая. Паем по Договору № от 06.11.2018 являлась 1 - комнатная квартира: условный номер квартиры - 117, ориентировочная площадь с учетом лоджии - 58,17 кв.м., подъезд - 4, этаж - 3. Член кооператива Сатучиева М.С., являющаяся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы» в КЧР (справка с КЧР КП «Дирекция капитального строительства» Отдел жилищных программ) оставшуюся часть паевого взноса в размере 736387,20 руб. оплачивает субсидией, полученной по программе«Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2016-2020 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы». 23.08.2023 Сатучиева М.С. написала заявление на расторжение договора паенакопления. ЖСК «Парковый-2» исключил Сатучиеву М.С. из членов ЖСК. Она приобрела другое помещение 09.10.2023, заключив Договор купли-продажи недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона). В соответствии с п.1 Договора продавец обязуется передать право собственности, а Покупатель обязуется принять право собственности на жилой дом, общей площадью 90,2 кв.м., кадастровый № на земельном участке площадью 300+/- 6 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес>, СНТ «Импульс», <адрес>. В соответствии с п.п.1.2 отчуждаемая недвижимость оценена соглашением сторон за 6 150000,00 руб., из которых: 2 000 000,00 руб. - стоимость земельного участка; 4 150000,00 руб. - стоимость жилого дома. Оплата кредитными средствами осуществляется после государственной регистрации перехода права собственности на Недвижимость к Покупателю и ипотеки в силу закона и в пользу Банка. Недвижимость находится в залоге у Банка с момента государственной регистрации ипотеки в ЕГРН и сделок с ним. В соответствии с п.18 Кредитного договора № от 09.10.2023 порядок предоставления кредита определяется общими условиями кредитования с учетом следующего: выдача кредита производится путем зачисления на счет № в день подписания Индивидуальных условий кредитования после выполнения условий, изложенных в п.2.1 Общих условий кредитования. До настоящего времени социальная выплата семье Сатучиевым не предоставлена. 11.12.2019 в семье истца родился второй ребенок - ФИО13. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит: Признать за Сатучиевой М.С. право на замену свидетельства № от 17.12.2018 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС и обязать Соисполнителя Программы КЧР КП «Дирекция капитального строительства» выдать на семью истца из 4-х человек (Сатучиева М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сатучиев Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить Сатучиеву М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сатучиева Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2023 год. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в течение 2х месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) Сатучиевой М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сатучиеву Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС.
Неоднократно пользуясь своим процессуальным правом, действуя через представителя, истцы уточняли исковое заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ. В окончательной редакции от 29.01.2024, со ссылкой на ст.39 ГПК РФ просят: Признать за Сатучиевой М.С. право на замену свидетельства № от 17.12.2018 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и обязать Соисполнителя Программы КЧР КП «Дирекция капитального строительства» выдать на семью истца из четырех человек (Сатучиева М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сатучиев Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Обязать Министерство по делам молодежи КЧР включить Сатучиеву М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сатучиева Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сатучиева М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2023 год. Обязать Министерство по делам молодежи КЧР в течение 2х месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) Сатучиевой М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Сатучиеву Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС.
В судебное заседание истцы, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, со слов представителя истца о времени и месте рассмотрения дела им известно, непосредственно принимать участие в судебном заседание они не могут, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Иные лица участвующие в деле, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель ответчика Министерства по делам молодежи КЧР представила письменные возражения от 26.01.2024 исх. №58, согласно которых просит в иске отказать в полном объеме, по основаниям, в них изложенных и рассмотреть дело в ее отсутствие.
С учетом мнения представителя истца, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08.07.2014 №21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 №1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства КЧР от 31.10.2013 №371 (в редакции от 03.06.2015) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных КЧР для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление КЧР по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР).
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития РФ.
Сводный список предоставляется с 2015 года Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР, на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете КЧР и (или) местных бюджетах на соответствующий год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 25.08.2015) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Правительством Карачаево-Черкесской республики N 364 от 31.10.2013 семья истцов, состоящая из трех человек: супруг Сатучиев Шамиль Ибрагимович, ДД.ММ.ГГГГ.р., супруга Сатучиева Мадина Султановна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ребенок - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГр., была включена как молодая семья в список участников Подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2016 - 2020 годы", утвержденную вышеназванным постановлением правительства КЧР.
В соответствии с условиями Подпрограммы 2 семье истцов 17.12.2018 выдано Свидетельство № 515 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 736 387,20 руб..
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Правительства РФ №1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
С 01 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», согласно которой молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается приложением №1 - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно пункту 3 названных Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).
Согласно п. 25 Правил, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
06.11.2018 Сатучиева М.С. заключила договор паенакопления № с жилищно-строительным кооперативом «Парковый-2».
По данному договору пайщик вступает в кооператив с целью строительства многоэтажного жилого дома, расположенного по <адрес> 2 в <адрес> и получения в дальнейшем в собственность квартиры в этом доме, при условии исполнения в полном объеме обязательств по внесению размера пая.
Паем по Договору № 003 от 06.11.2018 являлась 1 - комнатная квартира со следующими идентификационными и техническими данными: условный номер квартиры - 117, ориентировочная площадь с учетом лоджии- 58,17 кв. м, подъезд - 4, этаж - 3. Член кооператива Сатучиева Мадина Султановна, являющаяся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы» в Карачаево- Черкесской республике (справка с КЧР КП «Дирекция капитального строительства» Отдел жилищных программ) оставшуюся часть паевого взноса в размере 736387,20 руб. оплачивает субсидией, полученной им по ГП «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2016-2020 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы».
23.08.2023 Сатучиева М.С. написала заявление на расторжение договора паенакопления. ЖСК «Парковый-2» исключил Сатучиеву М.С. из членов ЖСК. Данное заявление подано в связи с тем, что ЖСК «Парковый-2» до сих пор не закончил строительство многоквартирного дома и не называет конкретные сроки его окончания, то есть до настоящего времени не исполнил свои обязательства, по строительству и сдаче объекта в эксплуатацию.
Сатучиева М.С. полностью погасила свои обязательства перед ЖСК, выплатив всю сумму паевых взносов. И собирается приобрести другое жилое помещение. 09.10.2023 между ИП ИНН: № ОГРНИП: №ФИО5, именуемым в дальнейшем «Продавец», с одной стороны, и ФИО3, именуемой в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны был заключен Договор купли-продажи недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона). В соответствии с п.1 Договора продавец обязуется передать право собственности, а Покупатель обязуется принять право собственности на жилой дом, общей площадью 90,2 кв.м., кадастровый № на земельном участке площадью 300 +/-6 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, СНТ «<адрес>.
В соответствии с п.п.1.2 отчуждаемая недвижимость оценена соглашением сторон за 6 150 000 (Шесть миллионов сто пятьдесят тысяч) рублей, из которых: 2000000,00 руб. - стоимость земельного участка; 4 150000,00 руб.- стоимость жилого дома.
Согласно п.п. 2.2. Стороны устанавливают следующий порядок оплаты стоимости Недвижимости: авансовый платеж 1 240000,00 руб., передается покупателем продавцу в счет оплаты покупки недвижимости в день подписания основного договора купли-продажи; часть стоимости 4 910000,00 руб. оплачивается за счет целевых кредитных денежных средств, предоставленных Сатучиевой М.С. ПАО «Сбербанк России», условия предоставления кредита предусмотрены Кредитным договором № от 09.10.2023 оплата кредитными средствами осуществляется после государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость к покупателю и ипотеки в силу закона в пользу банка.
Недвижимость находится в залоге у Банка с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре недвижимости и сделок с ним. Залогодержателем по данному залогу является банк.
В соответствии с п.18 Кредитного договора № от 09.10.2023 порядок предоставления кредита определяется общими условиями кредитования с учетом следующего: выдача кредита производится путем зачисления на счет № в день подписания настоящих Индивидуальных условий кредитования после выполнения условий, изложенных в п.2.1 Общих условий кредитования.
Согласно п. 19 Кредитного договора № от 09.10.2023 Заемщик поручает Кредитору ежемесячно в платежную дату, начиная с месяца, следующего за месяцем получения кредита, перечислять денежные средства в размере, необходимом для осуществления всех платежей для погашения задолженности по Договору, а также при наличии заявления о досрочном погашении кредита или его части - в размере, необходимом для досрочного погашения кредита или его части, со счета (ов) вкла- да(ов)/счета(ов) дебетовой(ых) банковской(их) карт(ы)/текущего(их) счета(ов):
1. Счет №.
2. Счет №.
Истец ссылается, что до настоящего времени социальная выплата семье Сатучиевым не предоставлена. Свидетельство, выданное ранее, утратило свою силу. Изложенное выше послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. ДД.ММ.ГГГГ в их семье родился второй ребенок - ФИО1на.
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.
Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в банк по истечении месячного срока со дня его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты вправе обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 34 настоящих Правил, в орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство, с заявлением о его замене.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению распорядителя счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета (если на указанный счет не были зачислены средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты) банк выдает распорядителю счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.
Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в банк, после заключения договора банковского счета владельцу не возвращается.
В настоящее время на территории КЧР действует Постановление Правительства КЧР № 34 от 31.01.2019, которым была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР».
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата используется, в том числе для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семье (если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного кооператива).
В период возникновения права семьи Сатучиевых в 2018 году, государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее- Подпрограмма).
Исходя из содержания паспорта Подпрограммы, на 2015-2020 годы, основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, в том числе ипотечные; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2019 №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики» с 01.04.2019 были утверждены основные показатели подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 4 (соисполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики.
Целью подпрограммы 4 «Обеспечение жильем молодых семей» была названа Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а задачей - предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса.
При этом согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы 4 количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно было составить: в 2019 году - 145, в 2020 году - 55, в 2021 году - 58. Сроки реализации подпрограммы 4 определены с 01.01.2019 года по 31.12.2023 года.
До 01.04.2019 на территории КЧР действовало и подлежало применению Постановление Правительства КЧР от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР на 2016-2020 годы», которое содержало аналогичные положения и схожие показатели.
Как установлено судом, и следует из пояснений сторон, а также в соответствии с установленными вышеназванными нормативными правовыми актами, семья из 3-х человек в составе Сатучиева Ш.И., ДД.ММ.ГГГГ/р, Сатучиевой М.С., ДД.ММ.ГГГГ/р и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ/р стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 №515. Указанное свидетельство, действительное до 17.07.2019 было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 736387,20 руб. Однако до настоящего времени эта социальная выплата не предоставлена.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением №4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункт 36 Правил).
Согласно пункту 46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (пункт 50 Правил).
Подпунктом "а" пункта 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами "а" и "б" пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
06.11.2018 года между ЖСК «Парковый» и Сатучиевой М.С. заключен договор об участии в ЖСК «Парковый-2»№ 003на 1-комнатную квартиру с номером№, общей площадью 58,17 кв.м. по адресу:КЧР, <адрес>№.
Ориентировочный срок вводы жилого дома в эксплуатацию 1-й квартал 2021 года (не позднее 31.03.2021) (п.1.6. договора).
Истцы обратились в ПАО АКБ «Связь-Банк» г. Черкесска для открытия банковского «Текущего счета» физического лица, для осуществления операций в райках подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2015-2020 годы.
01.05.2020 г. ПАО АКБ «Связь-Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк». В соответствии со ст.23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» начата процедура реорганизации ПАО «Промсвязьбанк» и Межрегионального коммерческого банка развития связи информатики (ПАО АКБ «Связь-Банк») в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк». Решение о реорганизации ПАО «Промсвязьбанк» было принято единственным акционером ПАО «Промсвязьбанк» 26.03.2020, решение о реорганизации ПАО АКБ «Связь-Банк» было принято единственным акционером ПАО АКБ «Связь-Банк» 26.03.2020.
01.05.2020 ФНС России внесена запись в ЕГРЮЛ о реорганизации в форме присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк».
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Семья Сатучиевых направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил).
В соответствии с пунктом 44 Правил в случае направления социальной выплатит на цель, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк: а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование; б) копию устава кооператива; в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе; г) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах кооператива па жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы; д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива. (Договор об участии в ЖСК «Парковый-2» № 003 от 06.11.2018).
Между тем, материалами дела подтверждается, что в соответствии с заявлением от 23.08.2023 о добровольном выходе из членов жилищно-строительного кооператива «Парковый-2» Сатучиева М.С. добровольно расторгла договор об участии в ЖСК «Парковый-2» № 003 от 06.11.2018.
Впоследствии Сатучиева М.С. заключила договор купли-продажи недвижимости с условием рассрочки платежа и с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона) от 09.10.2023, в котором в соответствии с п.п.2.1, пункта 2 «Порядок оплаты стоимости недвижимости» не указаны средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства согласно выданному свидетельству от 17.12.2018 № 515 в размере 736387,20 руб..
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Сатучиева М.С. приобрела указанный объект недвижимости за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 38 Правил приобретаемое жилое помещение (в том числе являющееся объектом долевого строительства) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта РФ орган исполнительной власти, который включил молодую семью - участницу мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты.
Однако приобретенный Сатучиевой М.С. объект недвижимости находится, как указано в п.п. 1.1, п.1 Договора купли-продажи недвижимости с условием рассрочки платежа и с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона) от 09.10.2023 по адресу: РФ, <адрес>., что противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 34 при возникновении у молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства о праве на получение социальной выплаты, молодая семья представляет в орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства.
Заявление о замене выданного свидетельства о праве на получение социальной выплаты представляется в орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство, в письменной форме или в электронной форме посредством Единого портала. В течение 30 дней со дня получения заявления о замене свидетельства о праве на получение социальной выплаты орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство, выдает новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты, в котором указываются размер социальной выплаты, предусмотренный в замененном свидетельстве, и срок действия, соответствующий оставшемуся сроку действия. В соответствии с пунктом 17 размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия.
Таким образом, исковое заявление, а также материалы, приложенные к нему, не содержат информации о выполнении выше указанных условий, предусмотренных законодательством, следовательно, основания для перечисления на счет семьи Сатучиевых социальной выплаты предусмотренной свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 17.12.2018 № 515 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства не имеются.
Таким образом, исковые требования являются не исполнимыми для Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.
Статьей 29 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что одним из основных принципов бюджетной системы является принцип единства бюджетной системы РФ, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока действия Правилами не предусмотрено. В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), являющихся Приложением № 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.
Из содержания пункта 36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подпункту "а" пункта 49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Пунктом 42 названных Правил в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписка (выписки) из ЕГРН о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, не содержится прямого запрета на предоставление кредитного договора заключенного с целью рефинансирования долга по кредиту.
В рассматриваемом случае судом учитывается то обстоятельство, что семья Сатучиевых с 2018 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2018 году на семью3-х человек выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии АА№от 17.12.2018, тем самым подтверждено их право на участие в программе по обеспечению жильем молодых семей в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020, но и, по существу, было фактически реализовано посредством выдачи этого свидетельства.
Вместе с тем, истцом расторгнут (вышла (исключена) в добровольном порядке) договор об участии в ЖСК «Парковый-2»№ 003от 06.11.2018.
На момент включения в подпрограмму, в 2018 года, истцы заемщиками по кредитному договору не являлись, включены были в список участников, как претенденты на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР,КЧР КП «Дирекция Капитального строительства» сторонами кредитного договора, заключенногоСатучиевой М.С. и ПАО Сбербанк № от 09.10.2023, не являлись, их согласия на его заключение, не требовалось. Участие или неучастие семьив подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на обязательства по уплате долга и процентов по кредитному договору, предусмотренные ст. ст. 809, 810, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, не влияло.
Данные обязательства, вытекающие из условий кредитного договора,истец Сатучиева М.С. приняла на себя добровольно и самостоятельно.
Руководствуясь нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, суд исходит из того, что одним из предусмотренных Правил требований при приобретении объекта недвижимости является обязанность по открытию в банке банковского счета, владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты перечисляется в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств, по оформлению приобретаемого жилого помещения в общую собственность всех членов молодой семьи. Вместе с тем, данная обязанность со стороны истцов исполнена не была.
По смыслу вышеуказанных норм закона, возможность перечисления денежных средств на основании свидетельства в счет исполнения обязательств по договорам приобретения недвижимости ограничивается сроком действия данного свидетельства. Принимая во внимание, что истцам выдано свидетельство 17.12.2018 сроком действия по 17.07.2019 (не более 7 месяцев), имелась обязанность, после предоставления требуемых законом документов в банк, перечисления социальной выплаты.
Однако в срок данная выплата на приобретение (строительство) жилья на территории КЧР не произведена. Как следует из материалов дела, в настоящее время в банке счет на перечисление социальной выплаты не открыт, из договора купли-продажи не следует, каким образом, на какой счет, необходимо перечисление бюджетных средств. Кроме того, договор купли-продажи, кредитный договор оформлены 09.10.2023, за пределами срока действия свидетельства.
При таких обстоятельствах, законодательство не предусматривает оснований для перечисления денежных средств в соответствии со свидетельством в счет оплаты стоимости приобретенного истцами жилого помещения. Использование для реализации права на улучшение жилищных условий с нарушением установленного нормативного правового регулирования, является препятствием в предоставлении участнику Подпрограммы социальной выплаты.
Реализация приоритетных федеральных программ предоставляет органу государственной власти право устанавливать не только круг получателей социальной выплаты на приобретение жилья, ее размер, условия предоставления и использования, но и основания для отказа в предоставлении. Социальная выплата носит строго целевой характер и направлена на создание условий для осуществления права на жилище определенной категории лиц.
Действующее законодательство, регулирующие правоотношения сторон, не предусматривает процедуру и саму возможность восстановления срока действия ранее выданного свидетельства.
Механизм устранения недостатков после совершения сделки по приобретению жилья и предъявлению документов в уполномоченный банк для получения социальной выплаты за пределами срока свидетельства в нормативных правовых актах не предусмотрен.
Наличие свидетельства на право получения социальной выплаты, не влечет в безусловном порядке обязанность по перечислению денежных средств.
Таким образом, исходя из вышеизложенного исковые требованияне подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сатучиевой Мадины Султановны, Сатучиева Шамиля Ибрагимовича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО4ДД.ММ.ГГГГ/р, к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о признании за Сатучиевой Мадиной Султановной право на замену свидетельства № от 17.12.2018 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и обязании Соисполнителя Программы КЧР КП «Дирекция капитального строительства» выдать на семью из 4-х человек (Сатучиева Мадина Султановна, ДД.ММ.ГГГГ/р, Сатучиев Шамиль Ибрагимович, ДД.ММ.ГГГГ/р, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ/р) свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства; обязании Министерства по делам молодежи КЧР включить: Сатучиеву Мадину Султановну, ДД.ММ.ГГГГ/р, Сатучиева Шамиля Ибрагимовича, ДД.ММ.ГГГГ/р, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ/р, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты и приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2023 год; обязании Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики предоставить в течение 2-х месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) Сатучиевой Мадине Султановне, ДД.ММ.ГГГГ/р, Сатучиеву Шамилю Ибрагимовичу, ДД.ММ.ГГГГ/р, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ/р, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ/р - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2024.