Дело № 2-4734/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2016 года г.Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Судьи Ишковой М.Н.,
при секретаре Филимоновой З.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к ООО УК «ЮГ» о возложении обязанности произвести перерасчет платы, к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 предъявил иск к ответчику ООО УК «ЮГ» с требованиями (с учетом окончательного уточнения исковых требований заявлением от ДД.ММ.ГГГГ): о возложении обязанности произвести перерасчет платы за «содержание, текущий ремонт, вывоз мусора» в связи с переплатой по выставленным счетам с января 2013 года по май 2016 года в сумме <данные изъяты> руб. в счет будущих платежей по услугам «содержание жилья» и «текущий ремонт жилья» до полного погашения переплаченной суммы; о возложении обязанности в случае законодательного изменения (увеличения/уменьшения) размера платы за «содержание и ремонт жилья», «сбор и вывоз мусора» вносить об этом информацию в платежных документах с указанием основания изменения.
Истец ФИО1 предъявил иск к ответчику Государственной жилищной инспекции Камчатского края о возложении обязанности осуществить надлежащую проверку выставления ООО УК «ЮГ» платы за «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома» за период с января 2013 года по май 2016 года в размерах, не соответствующих ЖК РФ и условиям договора на организацию содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома от 1 апреля 2010 года, дать заявителю обоснованный ответ по результатам проверки.
Истец в обоснование исковых требований указал следующие обстоятельства.
С 2005 года он является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, который с апреля 2010 года находится под управлением ООО УК «ЮГ». С января 2013 года по декабрь 2015 года услуга «вывоз мусора» необоснованно выделена УК «ЮГ» в счетах на оплату как отдельный вид коммунальной услуги, что противоречит п.4 ст.154 ЖК РФ. Согласно п.2 ст.154 ЖК РФ и п.п. «д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, данный вид услуги до января 2016 года входил в состав платы «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома». На основании тарифов, обозначенных в п.4.2 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№/У-0910, общая переплата за «содержание, текущий ремонт и вывоз мусора» составляет 9 480 руб. В нарушение п.39 Правил, государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, ГЖИ надлежащую проверку по требованиям истца не произвела.
Представитель ответчика ООО УК «ЮГ» ФИО4 в судебном заседании требования не признала, пояснила, что управление многоквартирным домом по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ООО УК «ЮГ» осуществляет на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№/У-0910, согласно которому, в состав общего имущества многоквартирного дома не входит оборудование и имущество для сбора и вывоза мусора, поэтому услуга по «вывозу мусора» не входит в перечень и стоимость работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Тариф на сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых отходов (далее ТБО) на 1 кв.м жилой площади рассчитывается и выставляется на основании заключенных с исполнителем данной услуги МУП «Спецтранс» договора на сбор, вывоз, захоронение ТБО с содержанием контейнерных площадок, в приложении к которому поадресно указан расчет данных, общая плата за месяц, которая подлежит делению на общую площадь дома, данный тариф одинаковый для нанимателей и собственников многоквартирного дома. Считает, что управляющая компания жилищные права собственника ФИО5 не нарушает.
Ответчик ГЖИ представителя в суд не направил, возражений не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно частей 2,3 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Часть 4 ст.154 ЖК РФ (на момент возникновения спорных отношений) действовала в следующей редакции: «Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 417-ФЗ, начало действия редакции с ДД.ММ.ГГГГ)
С ДД.ММ.ГГГГ часть 4 ст.154 ЖК РФ стала действовать в измененной редакции: «Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ, начало действия редакции с ДД.ММ.ГГГГ).
Со ДД.ММ.ГГГГ часть 4 ст.154 ЖК РФ стала действовать в измененной редакции: «Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ).
Согласно, ч.1 ст.162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч.2 ст.162 ЖК РФ).
Согласно ч.3 ст.162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
С 2005 года истец является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, который с апреля 2010 года находится под управлением ООО УК «ЮГ».
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес>, ООО УК «ЮГ» осуществляет на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№/У-0910.
Истец считает, что услуга по «вывозу мусора» до января 2016 года согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ не входила в состав коммунальных услуг, а поэтому, должна включаться в состав платы «за содержание общего имущества» и не может отображаться отдельной строкой в выставляемых платежных квитанциях.
Согласно п.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества (далее Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
Согласно п.2 Правил, в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома;
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома;
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование;
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно п.11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№/У-0910, собственники многоквартирного дома по <адрес> состав общего имущества многоквартирного дома не включили оборудование и имущество для сбора, вывоза мусора, захоронение ТБО (приложение №), поэтому услуга по «вывозу мусора» не может включаться в перечень и стоимость работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что управляющая компания обоснованно выставляет собственникам указанного дома расходы по «вывозу мусора» по их фактическим затратам, рассчитывая тариф на сбор, вывоз, захоронение ТБО на 1 кв.м жилой площади, на основании заключенных с исполнителем данной услуги МУП «Спецтранс» договоров на сбор, вывоз, захоронение ТБО с содержанием контейнерных площадок, в приложении к которому поадресно указан расчет данных, общая плата за месяц, которая подлежит делению на общую площадь дома.
Требование истца о возложении обязанности на управляющую компанию в случае законодательного изменения (увеличения/уменьшения) размера платы за «содержание и ремонт жилья», «сбор и вывоз мусора» вносить об этом информацию в платежных документах с указанием основания изменения.
Согласно ч.13. ст.155 ЖК РФ, наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Указанная норма возлагает такую обязанность на управляющую организацию только при изменении платы за коммунальные услуги (для собственников), размер платы за «содержание и ремонт жилья» определяется на основании договора на управление многоквартирным домом, заключаемым в письменном виде с собственниками дома. Обращение с твердыми коммунальными отходами включено в плату за коммунальную услугу только с ДД.ММ.ГГГГ, которая согласно представленным истцом счетам-квитанциям с января 2016 года составляет 5,71 руб. на 1 кв.м, а поэтому, доказательств, что управляющая компания нарушила права жилищные права истца в указанный период, не проинформировав письменно его об изменении нарифа по данному виду услуги, не представлено.
Согласно п.39 Правил, Государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГЖИ по поводу проведения проверки по выставлению ему управляющей компанией ООО УК «ЮГ» двойной платы отдельной строкой по услуги «вывоз мусора».
Данное обращение было рассмотрено ГЖИ по существу в установленные сроки и в соответствии с действующим законодательством, заявителю ДД.ММ.ГГГГ был дан мотивированный ответ.
То обстоятельство, что заявитель не согласен с данным ответом, не свидетельствует о нарушении его прав со стороны ГЖИ.
На основании изложенного, требования к ГЖИ являются необоснованными, так как в действиях должностных лиц ГЖИ нарушений жилищного законодательства судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО УК «ЮГ» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за «содержание, текущий ремонт, вывоз мусора» в связи с переплатой по выставленным счетам с января 2013 года по май 2016 года в сумме <данные изъяты> руб. в счет будущих платежей по услугам «содержание жилья» и «текущий ремонт жилья» до полного погашения переплаченной суммы; о возложении обязанности в случае законодательного изменения (увеличения/уменьшения) размера платы за «содержание и ремонт жилья», «сбор и вывоз мусора» вносить об этом информацию в платежных документах с указанием основания изменения, отказать за необоснованностью.
В удовлетворении исковых требований к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о возложении обязанности осуществит надлежащую проверку выставления ООО УК «ЮГ» платы за «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с января 2013 года по май 2016 года в размерах, не соответствующих ЖК РФ и условиям договора на организацию содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, дать заявителю обоснованный ответ по результатам проверки, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н.Ишкова