Дело № 2-570/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.***. 2013 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.
при секретаре Рязаповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Пскова о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы с даты постановки на жилищный учет территориальным органом Федеральной миграционной службы, и внесении изменений в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы с даты постановки на жилищный учет территориальным органом Федеральной миграционной службы – с **.***. 1998 года, и внесении изменений в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС.
В обоснование иска указано, что истец имеет статус вынужденного переселенца и с **.***.1998 года миграционной службой Псковской области была принята на учет для получения жилья.
**.***. 2001 года семья истца составом четыре человека была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет с даты подачи заявления, то есть с **.***. 2001 года.
В настоящее время истец состоит в сводном списке на получение жилищного сертификата на приобретение или строительство жилого помещения.
ФИО1 считает, что очередность на получение жилья должна исчисляться по дате постановки на учет в УФМС по Псковской области.
Поэтому, имея статус вынужденного переселенца, она обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с заявлением об изменении в учетном деле даты постановки на жилищный учет и внесении изменений в списки вынужденных переселенцев, признанных участниками подпрограммы, в чём ей было отказано.
Истец полагает, что при включении в списки граждан – участников подпрограммы с учетом более поздней даты постановки на учет были нарушены её права.
В связи с чемона просит признать за нею право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в категории вынужденные переселенцы с даты постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы с **.***. 1998 года, а также обязать Администрацию города Пскова внести изменения в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2013 году в категории вынужденные переселенцы, в соответствии с датой постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в территориальном органе Федеральной миграционной службы с **.***. 1998 года.
Истец ФИО1 требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Пскова и третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Письменных возражений по существу спора не представил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области в судебное заседание также не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение требований оставил на усмотрение суда.
Представил письменные возражения, согласно которым ФИО1 с **.***.1998 года имеет статус вынужденного переселенца. В связи с этим на основании заявления решением комиссии по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам от **.***.1998 года она была поставлена в очередь на получение жилья в миграционной службе Псковской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «О выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» сводные списки вынужденных переселенцев в 2006 году были переданы в органы местного самоуправления. В сводном списке миграционной службы по состоянию на *** 2013 года ФИО1 значится под номером № **.
Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора ФИО2 разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав истца ФИО1, представителя третьего лица Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора ФИО2, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статус вынужденных переселенцев определен Законом РФ «О вынужденных переселенцах». Названным нормативно-правовым актом также установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В частности, статьей 7 Закона определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья.
Данные социальные выплаты производятся за счёт средств федерального бюджета.
Судом установлено, что ФИО1 с **.***. 1998 года признана вынужденным переселенцем, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями протокола Миграционной службы о признании вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца № ** (л.д. 7)
Согласно копии выписки из протокола № ** решением комиссии по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам миграционной службы Псковской области от **.***.1998 года ФИО1 составом семьи три человека была поставлена на очередь на получение жилья.
**.***.2001 года она обратилась с заявлением в Комитет по жилищным вопросам Администрации г. Пскова о принятии на учёт для получения жилой площади. По утверждению истца, она не знала, что одновременно с принятием на учет в органах миграционной службы ей следовало обратиться и в орган местного самоуправления, полагала, что данное заявление не отразится на дате постановке её семьи на учёт нуждающихся в получении жилых помещений при формировании сводных списков.
Органом местного самоуправления истец была принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий под учетным номером № **.
Как видно из сообщения Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова от **.***.2012 года № ** (л.д. 9) в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желания получить сертификат в 2012 году ФИО1 присвоен номер № **.
Согласно материалам дела, в *** 2012 года истец обратилась с заявлением в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова об изменении даты постановки на учет, исходя из даты постановки на учет в УФМС России по Псковской области с **.***.1998 года (л.д. 8).
Однако в удовлетворении заявления ей было отказано.
Суд, оценив доводы сторон и представленные доказательства, с данной позицией согласиться не может в связи со следующим.
Приказом Федеральной миграционной службы от 26 мая 1994 года № 21 была утверждена временная инструкция о порядке предоставления в пользование вынужденным переселенцам и беженцам жилья, постоянного или приобретенного за счет средств федерального бюджета РФ.
Данным приказом создана и комиссия по распределению жилья вынужденным переселенцам и беженцам.
Приказом Федеральной миграционной службы от 19 января 1995 года № 18 Комиссия ФМС России по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам реорганизована в Рабочую группу ФМС России, а также утверждено Положение о Рабочей группе и временное типовое Положение.
Приведенным Положением было предусмотрено ведение книги учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья. Кроме того, на территориальный орган миграционной службы возложена обязанность направлять в ФМС России сведения о фактическом наличии вынужденных переселенцев, состоящих на учете для предоставления жилья, а также данные о наличии жилья и его заселения (п. 2.1, п. 4).
Анализ приведенных нормативно-правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что на момент постановки на жилищный учёт истца в подразделении ФМС, законодательство не содержало обязательных указаний о постановке вынужденных переселенцев на жилищный учёт и в органах местного самоуправления.
Согласно абзацу 15 второго раздела подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011- 2015 годы», право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В соответствии с подпунктом «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Список должен быть сформирован по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений).
Согласно п. 26 Правил сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» п. 5 названных Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе разбирательства по делу установлено, что в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2013 году, ФИО1 была включена с учетом даты постановки на учет **.***.2001 года на основании заявления от **.***.2001 года.
В сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» на 2013 год по Псковской области истец включена в раздел граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, также с учетом даты постановки на учет Администрацией города Пскова.
Из сообщения УФМС России по Псковской области от **.***.2011 № ** усматривается, что в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО1 была включена с **.***.1998 года, то есть с даты постановки на учет в миграционной службы. По состоянию на 2013 год истец значится в списке под номером № **.
Оценивая фактические обстоятельства рассматриваемого спора, суд исходит из того, что учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья, миграционная службы вела до принятия Постановления, утвердившего Правила предоставления жилищных сертификатов, на основании Приказа № 18 от 19.01.1995 года ФМС РФ и приказа Министерства по делам Федерации, национальной политике и миграционной политике РФ № 66 от 16.06.2001 года.
Сводные списки территориальным органом Федеральной миграционной службы являлись основанием для органов местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев. Иного порядка признания вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье, не было предусмотрено.
В тоже время миграционная служба, устанавливая ежегодно статус вынужденного переселенца, проверяла и вопрос нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Вынужденные переселенцы в свою очередь могли, но не были обязаны в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 845 от 08.11.2000 года «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» состоять в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании поданного личного заявления.
Таким образом, списки, составленные ранее миграционной службой, органами местного самоуправления при включении истцов в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС не были учтены, в то время как они по своему смыслу должны учитываться в первую очередь, так как относятся только к вынужденным переселенцам.
При этом само участие данных лиц в программе получения жилищных сертификатов возможно только при наличии статуса вынужденного переселенца и в случае принятия на учет в миграционной службе в качестве нуждающихся в получении жилья.
Кроме того суд полагает, что п.п. «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» не отменяет действие приказа Минфедерации РФ от 10.04.2001 № 31, определяющего специальные правила исчисления даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для вынужденных переселенцев.
Поскольку ФИО1 состояла на учёте нуждающихся в предоставлении жилья в территориальном органе Федеральной миграционной службе с **.***. 1998 года, по мнению суда, её право на получение жилья возникло именно с этой даты. Поэтому суд приходит к выводу, что истец обоснованно обратилась в суд с данным иском и её требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении ФМС России по Псковской области с **.***. 1998 года.
Обязать Администрацию города Пскова внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2013 году в категории вынужденные переселенцы, в соответствии с датой постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в Управлении ФМС России по Псковской области с **.***. 1998 года.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.***. 2013 года.
Судья С.М. Тесёлкина
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.