Дело № 2-574/2022
22RS0066-01-2021-007551-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2022 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рише Т.В.,
при секретаре Лариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солтонского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес>, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление», в котором просит обязать ответчика предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по своему месту жительства, общей площадью не менее 33 кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв. м.
В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, жилых помещений на праве собственности не имеет и имеет право на жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник прокурора Изотова Ю.В., ФИО1 заявленные требования поддержали, прокурор уточнила исковые требования в части указания муниципального образования, просила предоставить истцу жилое помещение по месту ее проживания в <адрес>.
Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке.
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание представителя не направило, представили отзыв, согласно которого просят рассмотреть дело в их отсутствие, указали, что истец ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории <адрес>, в связи с изменением места жительства истец с заявлением не обращалась.
Суд, считает возможным рассмотреть дело по существу.
Исследовав и оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ (введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона).
В соответствии с ч.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства через уполномоченное краевое учреждение в порядке, установленном Правительством Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании (ч.5 ст. 17-1 Закона Алтайского края № 136-3C).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Алтайского края №136-3C, норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Частью 1.1. статьи 8 Закона Алтайского края № 136-3C установлено, что для одиноко проживающего гражданина может быть предоставлено жилое помещение общей площадью менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением Правительства Алтайского края от 10.04.2020 N 157.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО6 и отец ФИО7 умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека.
Наследственных дел после смерти родителей не заводились, обратного суду не предоставлено.
Сведения о ФИО1 включены в список детей из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на основании приказа КГКУ «Региональное жилищное управление» №/Пр/212 от ДД.ММ.ГГГГ по дате поступления заявления – ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в браке не состоит, детей не имеет.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ФИО1 строений и помещений в собственности не имеет.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> края, указанное жилое помещение ей не принадлежит.
Однако, как указано истцом и следует из материалов дела, что с 2020 года истец проживает в общежитии в <адрес> по адресу: <адрес> комната 612, зарегистрирована по указанному месту пребывания.
Указанные обстоятельства также подтверждаются договором найма специализированного жилого помещения для обучающихся, договором об оказании дополнительных услуг проживающим в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ.
При определении, в каких границах муниципального образования следует предоставить истцу жилое помещение, с учетом уточнения прокурором требований в части предоставления жилого помещения в <адрес>, суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин подтверждает свое волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Учитывая, что местом жительства ФИО1 в настоящее время является наемное жилое помещение в <адрес>, истец имеет регистрацию по месту пребывания, следовательно, она имеет право на предоставление специализированного жилого помещения в границах муниципального образования <адрес> края.
Сведениями о том, что ФИО1 обеспечена жилыми помещениями на условиях социального найма в настоящее время суд не располагает
В соответствии с абз.2 ст.8 ФЗ-159 жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме до достижения ими возраста 18 лет (норма введена ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, предоставление жилых помещений осуществляется только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, которые включены в Список и обратились в уполномоченное учреждение с заявлением в письменной форме о предоставлении им жилых помещений.
ФИО2 обратилась в КГКУ «Региональное жилищное управление» с таким заявлением.
Доводы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о том, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории <адрес>, при этом внесение изменений в список, в том числе изменение места жительства, носит заявительный характер, судом не принимаются во внимание ввиду следующего.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Территории муниципального образования <адрес> и <адрес> входят в один субъект Российской Федерации – <адрес>. Тем самым, смена места жительства ФИО1 произошла в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по достижению совершеннолетия жильем не обеспечена и в собственности жилья, в соответствии с нормам предоставления жилого помещения не имеет, своевременно в установленном порядке обратилась с заявлением в уполномоченные органы за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, была включена в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент не исключена из списка, приобрела право на обеспечение жильем, которое до настоящего времени ей не реализовано.
Наличие у истца права на получение мер социальной поддержки, в том числе жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривается.
На основании изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв. м. в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Рише