РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 ноября 2021 года город Самара Кировский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Сизовой С.К., при секретаре Коршуновой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4736/21 по иску ФИО1, ФИО4 к Правительству Самарской области, Администрации г.о.Самара о компенсации ущерба, УСТАНОВИЛ: Истцы первоначально обратились в суд с иском к Администрации г.о.Самара о компенсации ущерба, мотивируя требования тем, что истцы на основании договора купли-продажи от 06.08.2008 года являются собственниками земельного участка площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов, с кадастровым номером №:0117 и на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ собственниками земельного участка площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов с кадастровым номером №:0116, расположенных по адресу: <адрес>. Ранее земельный участок общей площадью 2 000 кв.м., принадлежал гражданину ФИО2 на основании решения Кировского районного суда г. Самары от 30.12.2004 года и был зарегистрирован за ним в установленном законом порядке. Затем ФИО2 земельный участок общей площадью 2000 кв.м, разделил на два земельных участка по 1000 кв.м. каждый, при этом назначение земельных участков не изменилось и согласно выписке из ЕГРН они также остались предназначены под индивидуальное жилищное строительство. В дальнейшем ФИО2 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продал земельные участки ООО «Магистр» (ИНН <***>). ООО «Магистр» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продало земельные участки ФИО3. Назначение земельных участков при переходе права собственности от одного собственника к другому не менялось, оно не изменилось и в настоящее время. Для приобретения земельного участка истцы в банке брали ипотеку и их участок до погашения ими ипотеки имел единственное обременение которое связано только с ипотекой. После погашения ипотеки обременение ипотекой было снято, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 17 мая 2012 года 63-АЖ №. Истцами земельные участки были приобретены только с одной целью их использования - для строительства индивидуального жилого дома. Перед приобретением земельных участков истцы в отношении приобретаемых земельных участков запрашивали в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области сведения об ограничениях и обременениях. Земельные участки каких-либо ограничений и обременений не имели. Для использования земельного участка по назначению - для строительства индивидуального жилого дома 24.02.2009 года Комитетом градостроительства и архитектуры Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара истцам выдано разрешение на получение технических условий за № на водоснабжение, канализацию, газоснабжение, отопление. 24.03.2017г. за №-ТУ истцам были выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям. 21.04.2017г. распоряжением Департамента строительства городского округа Самара за РД-1052 на земельный участок с кадастровым № истцам был утвержден градостроительный план земельного участка за № RU63301000-3440. 21.04.2017г. также распоряжением Департамента строительства городского округа Самара за № РД-1053 на земельный участок с кадастровым № был утвержден градостроительный план земельного участка за № RU63301000-3441. 20.03.2019 года с заявлением под входящим № истцы обратились в Департамент градостроительства городского округа Самара о выдаче нам разрешения на строительство. Однако 02.07.2019 года №-<адрес> Департамент градостроительства городского округа Самара в ответ на заявление от 20.03.2019 года за № сообщил, что согласно карте правового зонирования городского округа Самара, Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила) - вышеуказанный земельный участок находится в правовой зоне Р-4 (зона особо охраняемых, природных территорий) и запрашиваемый в заявлении вид разрешенного использования земельного участка (под индивидуальное жилищное строительство) согласно статье 30 Правил не соответствует территориальной зоне Р-4, в связи с чем, дальнейшее рассмотрение нашего заявления не предоставляется возможным. Для устранения препятствий в получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома истцы обратились в Администрацию городского округа Самара с просьбой изменить у принадлежащих им на праве собственности земельных участков зону Р-4 на Ж-2. Письмом от 27 мая 2020 года за №-МУ-38-<адрес> Департамент градостроительства городского округа Самара уведомил об отказе в запрашиваемом внесении изменений. К письму Департамента градостроительства городского округа Самара от 27 мая 2020 года за №-МУ-38-<адрес> было приложено постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ из которого следовало, что истцам отказано в рассмотрении их обращения на публичных слушаниях (общественных обсуждениях) в связи с несоответствием Генеральному плану городского округа Самара, после чего истцы обратились в Самарский областной суд с требованием о признании установленных ограничений в виде зон особо охраняемых природных территорий в отношении принадлежащих истцам земельных участков с кадастровым номером №:0116 и с кадастровым номером №:0117 не действующими. В процессе рассмотрения Административного иска в Самарском областном суде было установлено, что принадлежащие истцам земельные участки расположены в зоне существующего ценного природного ландшафта и в зоне с особыми условиями использования территории - Охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения», расположены в территориальной зоне: зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4). Охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» установлена на основании распоряжения Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р. Ссылаясь на ст.57 ЗК РФ, ст.ст.15, 16.1 ГК РФ, ст.236 ГК РФ, указывая, что Охранной зоной памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» установленной на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 20.06.2017 года №-р, расположением принадлежащих истцам земельных участков в зоне существующего ценного природного ландшафта и в зоне с особыми условиями использования территории - Охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения», расположением в территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4), истцы, как собственники, ограничены в использовании принадлежащих земельных участков с той целью с которой они приобретались, а именно - не могут построить индивидуальный жилой дом и считают, что принадлежащие им земельные участки должны быть возвращены в состав памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Просят суд взыскать с Администрации городского округа Самара в пользу ФИО1, ФИО4 за два земельных участка площадью по 1000 кв.м. каждый, земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами №:0117 и №:0116, расположенных по адресу: <адрес>, в счет возмещения их стоимости - 4 783 020 рублей, по 2 391 510 рублей в пользу каждого. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ФИО1 на земельный участок площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов, с кадастровым номером №:0117, расположенный по адресу: <адрес>. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ФИО4 на земельный участок площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов, с кадастровым номером №:0116, расположенный по адресу: <адрес>. Взыскать с Администрации городского округа Самара в пользу ФИО1, ФИО4 расходы по оплате госпошлины в размере 32115 рублей, по 16 057 рублей 50 копеек в пользу каждого. В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечено Правительство Самарской области, в качестве третьего лица, в порядке ст. 43 ГПК РФ, привлечен Департамент Градостроительства г.о.Самара В ходе судебного разбирательства стороной истца уточнены исковые требования, просит суд: взыскать солидарно с Администрации городского округа Самара, Правительства Самарской области за счет соответствующей казны в пользу ФИО1, ФИО4 за два земельных участка площадью по 1000 кв.м. каждый, земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами №:0117 и №:0116, расположенных по адресу: <адрес>, в счет возмещения их стоимости – 15 172 000 рублей, по 7 586 000 рублей в пользу каждого. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ФИО1 на земельный участок площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов, с кадастровым номером №:0117, расположенный по адресу: <адрес>. Прекратить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ФИО4 на земельный участок площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов, с кадастровым номером №:0116, расположенный по адресу: <адрес>. Взыскать солидарно с ответчиков в пользу ФИО1, ФИО4 расходы по оценке земельных участков в общей сумме с комиссией банка 26 780 рублей – по 13 390 рублей в пользу каждого, за выписки из ЕГРН в общей сумме 1 560 рублей – по 780 рублей в пользу каждого, расходы по оплате госпошлины в размере 60 000 рублей, по 30 000 рублей в пользу каждого. Истцы в судебное заседание не явились. О дне судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО5 поддержал уточненные исковые требования, просил уточненные исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика Администрации г.о.Самара по доверенности ФИО6 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала. Поддержала ранее данные пояснения. Дополнила, что еще при покупке земельных участков истцами, у земельных участков была зона Р-4, истцы не могли использовать этот земельный участок под ИЖС. Ранее поясняла, что сведения о разрешенном использовании земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объект недвижимости, до 2017 года был предусмотрен уведомительный порядок внесения в кадастр недвижимости этих сведений. До настоящего времени земельные участки не использовались, никакого ущерба истцам причинено не было. Выдача технических условий не означает, что заявителям выдадут разрешение на строительство. Это разные и не связанные друг с другом процедуры. Правительство Самарской области своего представителя в суд не направило, о дне судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлено возражение на иск, просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать (л.д.92-97 том2). Третьи лица Управление Росреестра Самарской области, Департамент Градостроительства г.о.Самара (представлено объяснение по иску, просили в иске отказать в полном объеме (л.д.100-103 том2)) своих представителей в суд не направили. О дне судебного заседания извещены надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны. Заявлений и ходатайств в суд не поступало. Выслушав представителя истцов, представителя Администрации г.о.Самара, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 57 ЗК РФ предусмотрено, что в полном объеме подлежат возмещению убытки при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости, в том числе в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, режим которых не допускает размещение данных объектов и изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка. Согласно подпункту 1 пункта 2 ст. 57 ЗК РФ убытки возмещаются гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков. В соответствии с пунктом 3 ст. 57 ЗК РФ возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 ЗК РФ. В соответствии со статьей 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Судом установлено, что ФИО1, ФИО4 являются собственниками земельного участка площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №:0117, земельного участка площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №:0116, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.128-135 том1). Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №:0080 первоначально было признано за ФИО2 на основании решения Кировского районного суда <адрес> от 30.12.2004 года, вступившего в законную силу 12.01.2005 года (л.д.63-64 том1). Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 24.06.2005г. Вышеуказанные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером №:0080, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 27.12.2006 года.Из материалов дела прослеживается переход права собственности от первоначального собственника ФИО2 к истцам (л.д.31-85 том2). По сведениям Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.07.2021г. земельные участки площадью 1000кв.м., 1000 кв.м. КН- №:0116, №:0117по адресу: <адрес> расположен в соответствии с решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил застройки и землепользования в г.Самаре» в зоне природных ландшафтов (Р-3). Установлены ст.13 Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с решением Думы г.о.Самара от 29.12.2020г. №.Наличие ограничений в использовании объекта – охранная зона транспорта (63.00.2.137). В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют сведения о планировочных ограничениях существующих в районе местоположения испрашиваемых земельных участков. В соответствии с п.3 ст.43 Гр.К РФ красные линии входят в основную часть проекта планировки территории. В связи с эти, предоставить запрашиваемую информацию возможно после разработки и утверждения проекта планировки данной территории, в соответствии с Постановлением Администрации г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории г.о.Самара и порядка принятия решения об утверждении документации по планировки территории г.о.Самара. В соответствии с Картой функциональных зон г.о.Самара Генерального плана г.о.Самара, утвержденного решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ№) испрашиваемые земельные участки расположены в зоне существующего природного ландшафта (л.д.146-148 том1). В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда Решением Самарского областного суда от 24.12.2020 г. по административному делу по иску ФИО1. ФИО4 об оспаривании в части Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 года № в редакции Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года №, об оспаривании в части Правил застройки и землепользования в г.Самара. утвержденных постановлением Самарской городской Думы 26.04.2001 года № установлено, что согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, указанные земельные участки расположены в зоне существующего ценного природного ландшафта и в зоне с особыми условиями использования территории - Охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» (учетный №.ДД.ММ.ГГГГ). По карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, земельные участки расположены в территориальной зоне: зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4). Охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» установлена на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 20.06.2017 года №-р. Установлено, что территория, занятая земельными участками с кадастровыми номерами №:0117, №:0116, не была отнесена к зонам жилой застройки, входила в границы одной из ландшафтно-рекреационных зон (предположительно зеленые насаждения общего пользования»). Решением Самарского областного суда от 24.12.2020 установлено, что земельные участки свободны от каких-либо строений, на них расположены деревья и произрастает растительность. Из сообщения Департамента градостроительства городского округа Самара следует что в соответствии с Генеральным планом г.Куйбышева, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№, нельзя достоверно определить, к какой функциональной зоне были отнесены территории, ныне занимаемые земельными участками с кадастровыми номерами №:0116, №:0117. однако из экспликации к чертежу ясно, что данная территория не была отнесена к зонам жилой застройки и входила в границы одной из ландшафтно-рекреационных зон (предположительно «зеленые насаждения общего пользования»). Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 21.04.2017 № РД-1052 в отношении земельного участка №:1117 утвержден градостроительный план земельного участка, положенного по адресу: <адрес> согласно которому он расположен в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4). Распоряжением Департамента от 21.04.2017 № РД-1053 в отношении земельного участка с кадастровым номером №:116 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому он положен в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4). Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: земельные участки (территории) общего пользования; - условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: коммунальное обслуживание, деятельность по особой охране и изучению природы; охрана природных территорий; историко-культурная деятельность; специальное пользование водными объектами. Схемой № основной чертеж. Проектное решение генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№, земельные участки расположены в зоне существующего ценного природного ландшафта. Более того, в силу статьи 11 Закона Самарской области от 06.04.2009 №-ГД об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» решения о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются Губернатором Самарской области. Распоряжением Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждено Положение об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Пунктом 3 Распоряжения № контроль за его выполнением возложен на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ 904 истцам было отказано во внесении изменений в Правила застройки и «пользования в г. Самара в части изменений территориальной зоны с Р-4 на Ж-2. Таким образом, градостроительные планы обозначенных земельных участков утверждались в соответствии с действовавшей редакцией Правил застройки и землепользования, которая не предусматривала в данной территориальной зоне возведение индивидуального жилого дома, в том числе на момент приобретения истцами данных земельных участков. Таким образом, на момент возникновения права собственности ФИО1, ФИО4 и до 29.12.2020 территориальная зона Р-4 не менялась, в связи, с чем убытки, предусмотренные статьей 57 ЗК РФ у собственников обозначенных земельных участков, не возникли. Решением Думы городского округа Самара № внесены изменения в постановление Самарской городской Думы от 26.04.2001 № путем утверждения Правил застройки и землепользования в городе Самаре в новой акции. На основании пункта 3 статьи 57.1 ЗК РФ при расчетах размеров возмещения лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных с особыми условиями территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями пользования земельных участков, иных убытков, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Истцами данные земельные участки, с момента возникновения права собственности, не использовались, разрешение на строительство индивидуального жилого дома до 2015 года не выдавалось, уведомление о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не направлялось, в связи с чем, убытки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 10 статьи 57.1 ЗК РФ, не возникли. Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает одним из способов защиты гражданских прав право требования возмещения убытков. В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). На основании пункта 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. В статье 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Для наступления гражданско-правовой ответственности по возмещению ущерба необходимо наличие состава правонарушения, включившего в себя: -наступление вреда; -противоправность поведения причинителя вреда; -причинно-следственную связь между двумя первыми элементами; -вину причинителя вреда. При этом наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков должно доказать лицо, требующее возмещения убытков. Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда. Заявленные исковые требования истцы мотивируют тем, что изначально спорные земельные участки были предоставлены первому правообладателю на основании статьи 17 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Однако данный довод не опровергается представленными в дело документами - решение Кировского суда г. Самары. Органами местного самоуправления не принимался распорядительный акт о предоставлении спорных земельных участков первому правообладателю, в связи с чем, отсутствует причинно-следственная связь между возникшими у истцов убытками и действиями ответчиков. Учитывая изложенное, истцами не доказано, что Администрацией и Правительством Самарской области причинен материальный ущерб истцам. Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). На основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Основанием для привлечения публично-правового образования к ответственности по статье 1069 ГК РФ могут быть только неправомерные действия (бездействие) государственных оргщюв или их должностных лиц. Ответственность за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований, В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06,2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ), По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Для наступления ответственности, предусмотренной статьями 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда. Учитывая изложенное, истцами не доказано, что ответчиками причинен материальный ущерб истцам, объем прав истцов после приобретения ими земельных участков не уменьшился, соответственно, исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО4 к Правительству Самарской области, Администрации г.о.Самара о компенсации ущерба – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: С.К.Сизова Мотивированное решение составлено18.11.2021г. |