ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4738/2023 от 22.11.2023 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

22 ноября 2023 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Соловьевой Н.М.,

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Бурятия к Государственному казенному учреждению «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия», Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожному хозяйству Республики Бурятия об обязании произвести капитальный ремонт аварийных искусственных сооружений автомобильной дороги, осуществить финансирование,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Республики Бурятия, обращаясь в суд, просит обязать государственное казенное учреждение «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» в срок до *** произвести капитальный ремонт аварийного искусственного сооружения, мост через реку Акукан на 385 км. автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности государственного казенного учреждения «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (далее - ГКУ «Бурятрегионавтодор»). Проверкой установлено, что вопреки названным требованиям законодательства на автомобильной дороге регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо» имеется аварийное искусственное сооружение, мост через реку Акукан на 385 км. По результатам ранее проведенной проверки в адрес ГКУ «Бурятрегионавтодор» *** внесено представление об устранений нарушений федерального законодательства в сфере дорожной деятельности, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Факт аварийного состояния моста подтверждается информацией ОМВД России по <адрес> и фототаблицей к ней, актами осмотров участков автомобильной дороги, фототаблицей. Таким образом, ГКУ «Бурятрегионавтодор» меры по приведению искусственного сооружение автомобильной дороги в соответствие с стандартами, техническими нормами и другим нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, не приняты. Аварийное состояние искусственного сооружения влечет за собой нарушение прав граждан на безопасность при движении по автомобильной дороге регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо». Указанные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно жителей <адрес>, иных лиц, осуществляющих движение по названной автомобильной дороге.

Определением от *** по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство по развитию транспорта, энергетика и дорожного хозяйства Республики Бурятии.

Истцом *** заявлено об увеличении исковых требований, а именно истец просит обязать Государственное казенное учреждение «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» в срок до *** произвести ремонт искусственного сооружения:

- моста через реку Акукан, 385 км. автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо».

Обязать Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств в срок до *** осуществить финансирование на проведение ремонта искусственного сооружения:

- моста через реку Акукан, 385 км. автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо».

Представитель истца – помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожному хозяйству Республики Бурятия ФИО5 возражала против удовлетворения иска, просила отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от *** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно статье 5 Федерального закона от *** № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 12 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5.2.4. ФИО7 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Судом установлено, что в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Бурятия в разрезе районов, утвержденным Постановлением Правительства РБ от ***... «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в <адрес>» автомобильная дорога Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо участки автомобильных дорог в пределах района, 256,873 км - 420,106 км, протяженностью 163,233 км относится к автомобильной дороге общего пользования регионального значения.

Материалами дела подтверждаются, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> РБ установлено, что вопреки требованиям законодательства на автомобильной дороге регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо» имеется аварийное искусственное сооружение, мост через реку Акукан на 385 км. На протяжении длительного периода времени ГКУ «Бурятрегионавтодор» меры к приведению указанного искусственного сооружения в соответствии с утвержденными требованиями не принимаются.

По результатам ранее проведенной проверки в адрес ГКУ «Бурятрегионавтодор» *** внесено представление об устранений нарушений федерального законодательства в сфере дорожной деятельности, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Проведенным отделением ГИБДД ОМВД России по <адрес> обследованием автомобильной дороги «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо» установлено, что мост через реку Акукан на 385 км. находится в аварийном состоянии, необходимо проведение его капитального ремонта. Факт аварийного состояния моста подтверждается информацией ОМВД России по <адрес> и фототаблицей к ней, актами осмотров участков автомобильной дороги, фототаблицей от ***.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с положениями ст. 57 ГК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В судебном заседании и письменном отзыве, представитель ГКУ «Бурятрегионавтодор» указал, что выступает государственным заказчиком. Самостоятельно работы по содержанию, ремонту, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального значения не выполняет. Общая стоимость работ по ремонту моста через Акукан на 385 км составляет 10559647,20 рублей, им предприняты все исчерпывающие меры для выполнения Уставных целей и задач, в том числе направлено письмо о выделении дополнительных средств на проведение ремонтных работ вышеуказанного моста. В соответствии с пунктом 3.1.5 Положения о транспорте, Минтранс РБ осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

В судебном заседании и письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожному хозяйству Республики Бурятия указал, что ведомственная структура расходов республиканского бюджета на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 г.г. утверждена Законом Республики Бурятия от ***...-VI (ред. От ***) «О республиканском бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (принят Народным Хуралом РБ ***) приложениями ... и 14, выделение отдельно денежных средств именно на ремонт моста через реку Акукан на 385 км автомобильной дороги «Северобайкальск-Новый Уоян-Таксимо» требует изменения проектной документации и ведет к дополнительному расходованию бюджетных средств. Необходимость в капитальном ремонте моста со стороны истца необоснованны, поскольку данный мост не был в установленном порядке признан аварийным. Работы по ремонту моста через реку Анкуан проводятся за счет республиканского бюджета, размере которого на текущий финансовый год и вплоть до конца 2025 г. требования в свою очередь зависит от размера финансирования. В связи с чем считает, что указанный в иске срок исполнения требования до *** является недостаточным для совершения указанного действия. Просит отказать в удовлетворении иска.

Суд считает, что силу пункта 2.1 Устава ГКУ «Бурятрегионавтодор» предметом деятельности учреждения является осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального значения и искусственными сооружениями на них, а также обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по ним, ГКУ «Бурятрегионавтодор» меры по приведению искусственного сооружения автомобильной дороги в соответствие с стандартами, техническими нормами и другим нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, не приняты.

В соответствии с пунктом 3.1.5 Положения о транспорте, Минтранс РБ осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия как главного распорядитель бюджетных средств должен осуществить финансирование на проведение ремонта моста через реку Акукан, 385 км. автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо».

Аварийное состояние искусственного сооружения влечет за собой нарушение прав граждан на безопасность при движении по автомобильной дороге регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо».

Указанные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно жителей <адрес>, иных лиц, осуществляющих движение по названной автомобильной дороге.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» в срок до *** произвести ремонт искусственного сооружения:

- моста через реку Акукан, 385 км. автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо».

Обязать Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств в срок до *** осуществить финансирование на проведение ремонта искусственного сооружения:

- моста через реку Акукан, 385 км. автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ***.

Судья Н.М. Соловьева

УИД 04RS0...-71