Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» августа 2016 года
Октябрьский районный суд г.Ростова-на-=Дону
В составе: председательствующего судьи Величко Е.В.
С участием прокурора Айдиновой Л.П.
При секретаре Талышевой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в интересах
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании поставить на учет
У с т а н о в и л :
Прокурор Октябрьского района в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратился с иском к Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании поставить на учет. В обоснование исковых требований прокурор указывает, что распоряжением Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону от 15.109.2015 г №ФИО1 отказано в постановке на учет граждан, имеющих троих и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального строительства, в связи с отсутствием у заявителя на момент подачи заявления регистрации по месту жительства на территории Ростовской области в течение не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. Данное распоряжение нарушает права истца и ее несовершеннолетних детей, т.к. понятие «регистрация по месту жительства» не тождественно понятию «места жительства» и отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. ФИО1 с несовершеннолетними детьми постоянно проживает <...> за пределы Ростовской области на постоянное место жительства либо временно не выезжала, что подтверждается документами. Поэтому прокурор просит признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону от 15.10,2015 года в постановке ФИО1 на учет граждан, имеющих троих и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального строительства и обязать поставить ФИО1 на учет с момента подачи заявления.
В судебном заседании пом. Прокурора Айдинова Л.П., ФИО5 поддержали исковые требования и просили иск удовлетворить.
Представитель Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону по доверенности в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, дал пояснения, аналогичные письменным возражениям.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условии и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов.
собственности, в собственность граждан и юридических лиц, осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На территории Ростовской области основания и порядок предоставления земельных участков указанной категории граждан установлен ст. ст. 8.2, 8.3 Областного Закона Ростовской области № 19-ЗС от 22.07.2003 г. «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».
Так, в силу п. 1 ст. 8.2 названного Закона право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними.
Согласно п. 1, 5 ст. 8.3 данного закона находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом При этом, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона граждане, изъявившие желание приобрести бесплатно в собственность земельный участок, направляют в уполномоченный на предоставление земельного участка орган местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений (далее -орган местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений (далее - уполномоченный орган) по месту их проживания заявление о бесплатном предоставлении земельного участка собственность. Форма заявления устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений. К указанному заявлению прилагаются копии следующих документов с предъявлением их подлинников или только заверенные в установленном порядке копии следующих документов: документа, удостоверяющего личность; свидетельства о рождении ребенка, свидетельства об усыновлении ребенка (по желанию), правового акта об установлении над ребенком опеки или попечительства, свидетельства об установлении отцовства (на каждого ребенка); свидетельства о браке (расторжении брака) в случае несоответствия фамилий родителя и ребенка детей); справки с места жительства гражданина о составе семьи, подтверждающей совместное проживание со всеми детьми, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам лестного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Нарушение этих требования является одним из оснований для отказа в постановке на учет многодетных граждан в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального строительства, в соответствии с настоящим Областным законом.
В соответствии с п. 14.2 Постановления Мэра г.Ростова-на-Дону от 08.08.2008 N 801 «Об утверждении Регламента предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства», предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2011 N 1000, осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является матерью троих детей: ФИО2... г. рождения, ФИО3... г. рождения, ФИО4... г. рождения
ФИО1... г. с членами своей семьи обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о постановке на учет в качестве граждан, имеющих трех и более детей в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, с приложением необходимых документов (л.д. 10).
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону № 713 от 15 октября 2015 года в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального строительства ФИО1 было отказано на основании того, что срок регистрации заявителя по месту жительства на территории Ростовской области, составляет менее пяти лет. (л.д. 8)
Суд полагает, что распоряжение основано на неверном толковании норм материального права, а также принято без учета установленных по делу обстоятельств.
Исходя из положений ст. 20 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "места жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.1998 N 4-П о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не может служить основанием ограничения или условием регистрации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, понятие "регистрация по месту жительства" не тождественно понятию "место жительства" и отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что
10.02 2004 года у ФИО1 в г.Ростове-на-Дону родился сын Я., о чем выдано свидетельство о рождении (л.д. 14), 25.02.2007 года ФИО1 выдано свидетельство обязательного пенсионного страхования (л.д. 18). С11.01 2008 года заявитель была зарегистрирована в Ростовской области до 28.03.2013 г, 23.04.2013 года по договору купли-продажи приобрела земельный участок № в СНТ «Восход « в г.Ростове-на-Дону, на котором построила жилой дом, где и зарегистрирована с 17.12.2013 года
Таким образом, с 2008 года ФИО1 проживает постоянно в Ростовкой области.
Довод возражений Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону о том, что ФИО1 отказано в постановке на учет,, поскольку на момент подачи заявления у нее отсутствовала регистрация по месту жительства на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, подлежит отклонению, поскольку, отсутствие формальной регистрации о месту жительства не тождественно отсутствию факта проживания в определенном месте. В свою очередь, областной закон требует факт проживания, а не регистрации. Поэтому отказ ФИО1 в постановке на учет в качестве граждан, имеющих трех и более детей в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства является незаконным.
ФИО1 должна быть поставлена на учете с даты подачи заявления, т.е. с 18 сентября 2015 года, что соответствует положениям Постановления Администрации г.Ростова-на-Дону N 1000 от 30.12.2011 "О порядке ведения учета граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства"( в ред. постановлений Администрации г. Ростова-на-Донуот 18.09.2012 N 798, от 08.05.2013 N 490, от 11.06.2014 N 661, от 16.03.2016 N 243), пунктом 2.8 которого установлено, что в случае принятия положительного решения о постановке заявителя на учет в электронном реестре учета граждан заявителю присваивается порядковый номер в соответствии и временем подачи заявления и вносится номер распоряжения администрации района города Ростова-на-Дону.
Исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании поставить на учет удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района от 18 октября 2015 года в постановке ФИО1 на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального строительства.
Обязать ФИО1 и членов ее семьи на учет в качестве граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними, в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, с 18 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня
изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2016 года.
Судья :