ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-473/17 от 11.12.2017 Прокопьевского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-473/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2017 года

Мотивированное решение составлено 15.12.2017 года

г. Прокопьевск 11 декабря 2017 года

Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Пальцев Д.А.,

при секретаре Верлан О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе к администрации Калачевского сельского поселения о понуждении к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием о понуждении администрации Калачевского сельского поселения к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства.

Требования мотивированы тем, что при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Калачевского сельского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, установлено, что в соответствии с договорами безвозмездного пользования земельными участками от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственном ведении администрации Калачевского сельского поселения находятся кладбища, расположенные в <адрес>. Эксплуатация данных кладбищ осуществляется без установления размеров санитарно-защитной зоны, документация по согласованию установленных размеров СЗЗ не представлена (отсутствует), что нарушает требования: ст. 11, ч.3 ст.39, ч.4 ч.5 ст.18, ч.2 ст.21, ч.2 ст.24, ч.1 ч.2 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», ч.5 ст. 35, ч.8. ст.35 Градостроительного кодекса РФ, п.3 ст. 87, п. 2 ст. 88 ЗК РФ, п. 1.2., п. 1.5., п. 2.1., п. 2.2., п. 3.1., п. 4.1., 4.3. СанПиН 2.1.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.1.6., п.3.1.7., разделом 3.3., п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.п. 2.1, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». За выявленные нарушения юридическое лицо администрация Калачевского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе от ДД.ММ.ГГГГ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Предписанием должностного лица об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ администрации Калачевского сельского поселения предписывалось в срок до 05.05.2017г. по кладбищам, расположенным по адресу: <адрес>, установить размеры санитарно-защитной зоны. По исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калачевского сельского поселения не представлены документы по установлению размеров санитарно-защитной зоны кладбищ. Просит обязать администрацию Калачевского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ по кладбищам, расположенным по адресу: <адрес>, установить размеры санитарно-защитной зоны, оформить документы по согласованию размеров санитарно - защитной зоны в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель истца – <данные изъяты> Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе ФИО1, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленные исковые требования, дал объяснения, аналогичные исковому заявлению, просит обязать администрацию Калачевского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ по кладбищам, расположенным по адресу: <адрес>, установить размеры санитарно-защитной зоны, оформить документы по согласованию размеров санитарно - защитной зоны в установленном законом порядке.

Представитель ответчика администрации Калачевского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4 ст. 7 указанного Закона).

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Пунктом 3.1 правил установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

Согласно п. 1.5 указанных правил, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Классификация объектов по классам опасности приведена в разделе «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», в соответствии с которой кладбища площадью до 40 га отнесены ко 2 классу опасности.

Судом установлено, что на территории <адрес> и <адрес> Калачевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района Кемеровской области расположены кладбища. Земельные участки, на которых расположены кладбища, в соответствии с договорами от ДД.ММ.ГГГГ переданы администрацией Калачевского сельского поселения в безвозмездное пользование ИП А. для организации захоронений.

Доводы истца о том, что эксплуатация кладбищ осуществляется с нарушением санитарного законодательства, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Так, в соответствии с Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе плановой выездной проверки в отношении администрации Калачевского сельского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: эксплуатация кладбищ <адрес> и <адрес> осуществляется без установления санитарно-защитной зоны, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по установленной СЗЗ (л.д. 6-7).

По результатам проведенной проверки администрации Калачевского сельского поселения дано Предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры СЗЗ кладбищ, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).

Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе от ДД.ММ.ГГГГ администрация Калачевского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 4-5).

Сведений о том, что акт проверки, предписание и постановление о назначении административного наказания были оспорены ответчиком, суду не представлено и в материалах дела не содержится. Кроме того, обоснованность доводов о наличии нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации кладбищ подтверждается сообщением главы Калачевского сельского поселения Б., согласно которому на территории поселения расположены три кладбища: <адрес>, основаны в 1867 году, санитарные нормы по строительству жилых домов были нарушены, лимиты на содержание и благоустройство кладбищ разрабатываются и будут заложены в бюджет на 2018 год (л.д. 16).

Таким образом, установлено, что до настоящего времени предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации кладбищ <адрес> не выполнено, что свидетельствует о нарушении ответчиком прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, право на жизнь и охрану здоровья. В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе о понуждении администрации Калачевского сельского поселения к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая объем возлагаемых обязанностей, а также письмо главы Калачевского сельского поселения Б. о планировании бюджета на 2018 год, суд полагает возможным установить ответчику заявленный истцом срок – до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пп. 13, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе Киселевске, городе Прокопьевске и <адрес> и администрация Калачевского сельского поселения освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе удовлетворить.

Обязать администрацию Калачевского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры санитарно-защитной зоны кладбищ, расположенных в <адрес> и <адрес> Калачевского сельского поселения Прокопьевского муниципального района Кемеровской области, оформить документы по согласованию размеров санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.

Председательствующий: Д.А.Пальцев (На момент опубликования решение в законную силу не вступило).