ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-473/2016 от 04.02.2016 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-473/2016 (2-5132/2015)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2016 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Хардиной В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Н. к АО «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Барнаульская сетевая компания» о возложении обязанности по совершению действий

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в интересах Н. обратился с иском к ПАО "Барнаульская горэлектросеть", ООО "Барнаульская сетевая компания" о признании незаконными действий ООО "Барнаульская сетевая компания" по монтажу приборов учета электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, расположенном по <адрес>; возложении на ООО "Барнаульская сетевая компания" обязанности демонтировать общедомовые приборы учета электроснабжения, установленные в указанном доме; возложении на АО "Барнаульская горэлектросеть" обязанности прекратить начисление Н. платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета; возложении на АО "Барнаульская горэлектросеть" обязанности произвести Н. перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленных общедомовых приборов учета с момента установки общедомовых приборов учета.

В обоснование исковых требований указал, что многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным, однако в нарушение требований законодательства в доме смонтированы и введены в эксплуатацию два общедомовых прибора учета потребленной электроэнергии. Расчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды производится АО "Барнаульская горэлектросеть" с учетом показаний установленных общедомовых приборов учета, что повлекло для Н. увеличение платы за электроснабжение на общедомовые нужды. Расходы на общедомовые нужды по оплате электроэнергии значительно превышают расходы по оплате электроэнергии в квартире истца.

В судебном заседании Прокурор и Н. требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчиков АО «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Барнаульская сетевая компания» Б. в судебном заседании полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.

На основании положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, энергоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, осуществляется АО "Барнаульская горэлектросеть" - исполнитель указанной коммунальной услуги, сетевой организацией является ООО "Барнаульская сетевая компания".

Согласно заключению межведомственной комиссии Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным.

Проведенной проверкой правильности начисления платы за коммунальные услуги установлено, что в жилом доме, расположенном по <адрес>, установлены два общедомовых прибора учета электрической энергии. Начисление платы за электроэнергию производится исходя из показаний общедомового прибора учета.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела актами проверки и учета электроэнергии.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) вступившие в силу с 01 сентября 2012 года (пп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258).

Согласно абз. 8 п. 2 Правил коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

В соответствии с пп. "г" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать, в том числе, коллективные (общедомовые) приборы учета.

В силу п. п. 44, 48 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется, по общему правилу, в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.

Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. 1 указанного Закона).

При этом в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетической эффективностью являются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенных в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Данным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия.

Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до 01 июля 2012 года коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Вместе с тем, законодателем предусмотрено исключение из указанного правила, в соответствии с которым в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, требование об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов не распространяется (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, перечисляя все способы организации учета энергоресурсов, законодатель ограничил их распространение на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту объекты. Поэтому в ветхом, аварийном, непригодном для проживания жилье общедомовые приборы учета установке не подлежат.

Права граждан, проживающих в таких домах и признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу или капитальному ремонту, не могут быть поставлены в зависимость от исполнения соответствующим органом обязанности по своевременному исполнению решения о сносе.

При этом из буквального толкования ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не следует, что указание на нераспространение требования об обязательном учете с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов в отношении, аварийных объектов, поставлено в зависимость от периода (даты) признания дома аварийным.

Производство монтажа коллективных приборов учета по инициативе сетевой или ресурсоснабжающей организации за счет собственных средств в аварийных многоквартирных жилах домах с последующим начислением платы за электроэнергию по их показаниям положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не предусмотрено.

Поскольку многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес>, на момент установки приборов учета был признан аварийным, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика ООО "Барнаульская сетевая компания" по монтажу в доме приборов учета электроэнергии на общедомовые нужды, а также действий АО "Барнаульская горэлектросеть" по начислению платы за электроснабжение на общедомовые нужды по приборам учета и наличии оснований для возложения на ООО "Барнаульская сетевая компания" обязанности по демонтажу установленных общедомовых приборов учета.

Ссылка представителя ответчиков на то, что нормой ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не установлен запрет на установку приборов учета, не может свидетельствовать о правомерности действий ответчиков, поскольку названной нормой установлены права и обязанности для потребителя, и именно для него не устанавливается обязательности установки приборов учета в аварийных домах на ОДН. Между тем, поскольку приборы учета устанавливаются на общее имущество собственников многоквартирного дома, при отсутствии у них обязанности по установке приборов учета на ОДН в аварийном доме, такие приборы могут быть установлены ответчиками только при наличии согласия собственников многоквартирного дома, поскольку распоряжение общим имуществом находится только в их компетенции.

Применительно к домам, признанным аварийными и подлежащими сносу выполнение данных требований закона является невозможным ввиду ветхости и изношенности инженерных систем и оборудования. Из чего следует, что действия ответчика по установке коллективного счетчика на аварийном доме и организация учета по его показаниям противоречат положениям вышеуказанного федерального закона, так и в целом не отвечают целям и задачам повышения эффективности энергоснабжения.

Сами по себе приобретение и установка прибора за счет ответчика в разрешенной судом первой инстанции ситуации, на права истцов не повлияли. Технические устройства в установленном порядке ни в собственность, ни в пользование истцам не передавались.

В числе доводов жалобы указано на то, что специального порядка расчетов за потребленную электроэнергию применительно к аварийным, подлежащим сносу объектам не предусмотрено. В то время как Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 (действовали до 01.09.2012), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (действуют с 01.09.2012) урегулирован общий порядок расчетов, который во взаимосвязи со ст. 157 ЖК РФ, позволяет сделать вывод о том, что учет потребленных энергетических ресурсов может быть осуществлен с применением общедомовых и индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - по нормативу потребления коммунальной услуги - электроснабжение. И, исключений для аварийных, подлежащих сносу объектов в рассматриваемой связи не предусмотрено.

Не свидетельствуют о незаконности решения и доводы жалобы ответчика ПАО "Барнаульская горэлектросеть", указывающие на то, что начислением платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета права Н. не нарушаются.

Положениями п. п. 31, 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на исполнителя возложены обязанности, производить в установленном указанными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, предоставлять потребителю платежные документы, содержащие, в том числе, сведения об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг. Данной обязанности исполнителя корреспондирует обязанность потребителя услуг по их оплате.

Исходя из положений ст. ст. 153 - 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Учитывая, что Н. является собственником квартиры по <адрес>, то она несет ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением. А потому выставление Н. счета на оплату ОДН по электроэнергии на основании приборов учета нарушает её права, и в случае неоплаты выставляется ей долг, который учитывается как задолженность.

При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на АО «Барнаульская горэлектросеть» прекратить начисление Н. платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом доме по <адрес>.; на «Барнаульская горэлектросеть» произвести перерасчет платы Н. за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленных общедомовых приборов учета с момента их установки в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

В соответствии с положениями ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета городского округа <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, то есть по <данные изъяты> рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Барнаульская сетевая компания» по монтажу приборов учета электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме по <адрес>.

Обязать ООО «Барнаульская сетевая компания» демонтировать общедомовые приборов учета электроснабжения, установленные в многоквартирном жилом доме по <адрес>.

Обязать АО «Барнаульская горэлектросеть» прекратить начисление Н. платы за электроснабжение на общедомовые нужды с использованием общедомовых приборов учета в многоквартирном жилом доме по <адрес>.

Обязать АО «Барнаульская горэлектросеть» произвести перерасчет платы Н. за электроснабжение на общедомовые нужды, начисленной по показаниям установленных общедомовых приборов учета с момента их установки в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с АО «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Барнаульская сетевая компания» в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, то есть по <данные изъяты> рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева