ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-473/2017 от 24.04.2017 Ступинского городского суда (Московская область)

№ 2-473/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ступино Московская область 24 апреля 2017 года

Ступинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Середенко С.И., при секретаре Сорокиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондрашиной ФИО9, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 к ГБУ города Москвы ПНИ №13 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Кондрашина О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 обратилась в суд с иском к ГБУ города Москвы ПНИ №13 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании права общей долевой собственности, по <данные изъяты> доле за каждым, в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, пояснив, что занимает квартиру на основании договора социального найма, ранее право на приватизацию не использовала.

Истец Кондрашина О.Н. и представитель истца по доверенности Шеремет Л.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск поддержали, просили удовлетворить, представили письменные пояснения по иску.

Представитель ответчика ГБУ г. Москвы ПНИ № 13 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, предоставил ответ, что квартира <адрес> в специализированный жилищный фонд не принималась.

Ответчик Департамент городского имущества города Москвы в судебное заседание представителя не направил, предоставили письменные пояснения, о рассмотрении дела извещены, не просили об отложении рассмотрения дела.

Представитель третьего лица администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

С учетом согласия истца, в соответствии с ч.4 ст.167, 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.

Суд, проверив материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии с п. 5. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Статьей 6 Закона от 04.07. 1991 « о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 316-О разъясняется, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 года N 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам указано: «согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Из материалов дела следует, что в квартире, по адресу: <адрес> проживают и зарегистрированы по месту жительства Кондрашина О.Н., несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. Истцы ранее право на приватизацию жилого помещения не использовали.

Спорная квартира находится в оперативном управлении ГБУ «ПНИ №13», согласно распоряжения Правительства г.Москвы Департамента городского имущества г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), в муниципальную собственность в установленном порядке не передана, руководство предприятия не возражает против приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ с Кондрашиной О.Н. был заключен договор найма указанного жилого помещения на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Представленный в дело договор найма не содержит условий о временном характере пользования жилым помещением в связи с трудовыми отношениями (л.д. <данные изъяты>).

Выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при ГБУ ПНИ №13 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении вопроса о распределении свободных жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, работникам ГБУ ПНИ №13, состоящим на очереди нуждающихся в жилых помещениях, либо в улучшении жилищных условий согласно списка, было принято решение о предоставлении спорной квартиры работнику Кондрашиной О.Н. в бессрочное пользование со снятием с учета и исключением из списка в связи с обеспечением благоустроенным жилым помещением.

Письмом ответчика ГБУ города Москвы ПНИ №13 истцу было отказано в приватизации жилого помещения, так как занимаемое жилое помещение является служебным (л.д. <данные изъяты>).

Из пояснений Департамента городского имущества города Москвы подтверждается, что спорное жилое помещение отнесено к собственности города Москвы. На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения многоквартирного дома закреплены на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Психоневрологический интернат № 13 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы». Право оперативного управления ГБУ зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. <данные изъяты>).

По запросу суда сведения об отнесении жилых помещений в многоквартирном доме к специализированному жилому фонду не представлены.

В силу ст.431 ГК РФ, При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Согласно ч.З ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, решение органа управления об отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда подлежит регистрации в органе, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, выписка из ЕГРП не содержит сведений регистрации спорной квартиры в качестве служебной.

В соответствии с пунктом 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в результате судебного разбирательства ответчиком не представлены доказательства заключения с истцом договора найма именно специализированного жилого помещения, в связи с чем, суд приходит к выводу о заключении с истцом договора социального найма, что влечет за собой реализацию права истца, предусмотренного Законом «о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Ссылка Департамента городского имущества г. Москвы на отсутствие информации о заключении договора социального найма с истцом и отсутствие согласие собственника на распоряжение имуществом лицом, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления на распоряжение этим имуществом судом не принимается, поскольку собственник имел возможность оспорить заключенный договор социального найма, но не сделал этого. Спорная квартира не является общежитием, не состоит в реестре специализированного жилого фонда; многоквартирый дом, в котором расположена данная квартира, не признан ветхим и аварийным.

Согласно техпаспорту ГУП МО «МОБТИ», в спорное жилое помещение самовольному переустройству не подвергалось.

Оценив приведенные доказательства в их совокупности, учитывая, что истцу не может быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 198, 233-238 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Кондрашиной ФИО10, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности, по <данные изъяты> доле за каждым, в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером .

Ответчик вправе подать в Ступинский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Середенко С.И.