РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации <адрес> 26 июня 2018 года
Ачхой-Мартановский районный суд ЧР в составе: председательствующего исполняющего обязанности судьи ГепаеваМ.М., при секретаре ФИО2, с участием истца ФИО1,
представителя АО «Чеченэнерго» по специальной доверенности ФИО3 Л-А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г. по иску ФИО1 к ОАО «Чеченэнерго» о взыскании уплаченных денежных средств за потребленную электроэнергию, материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании штрафа в пользу потребителя и возложении обязанности заключения договора с включением мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Чеченэнерго» взыскании уплаченных денежных средств за потребленную электроэнергию, материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании штрафа в пользу потребителя и возложении обязанности заключения договора с включением мер социальной поддержки, мотивируя свои требования следующим. Истец полагает, что ему как пенсионеру, проработавшему в сельской школе с 1977 года по 2007 год, положено 100% льгота по оплате электроэнергии, то есть считает, что положено жилье с бесплатным отоплением и освещением. Работники ответчика отключили ему электроэнергию ДД.ММ.ГГГГ и затем ДД.ММ.ГГГГ. После этого он ДД.ММ.ГГГГ заключил с ответчиком договор и обязался по частям выплатить данную сумму по 2500 рублей за каждый месяц. По этому договору он выплатил 10 000 рублей. Просит взыскать уплаченные денежные средства, взыскать материальный ущерб до 200 000 рублей, компенсацию морального вреда в его пользу, взыскать штраф в размере 50 % в пользу потребителя и обязать ОАО «Чеченэнерго» заключить новый договор с включением мер социальной поддержки.
Представитель ответчика по специальной доверенности в судебном заседании иск не признал и пояснил, что льготы, о которых просит истец, ими не представляются. По этому поводу ему нужно обратиться в учреждение образования или в отдел труда и социального развития.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу о том, что требования истца не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7). устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к
совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части П, вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов относится к компетенции законодателя. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В статье 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", определяя правовой статус педагогических работников, федеральный законодатель предусмотрел для них право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и части коммунальных услуг, если они проживают и работают в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8).
Аналогичное правовое регулирование закреплялось в части третьем статьи 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ).
Положениями статьи 21 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 37-рз "Об образовании в Чеченской Республике" закреплено право педагогических работников государственных и муниципальных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также граждан, находящихся на пенсии, имеющих не менее десяти лет стажа педагогической работы в сельской местности на предоставление возмещения (компенсации) расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за счет бюджета Чеченской Республики.
При этом в силу абзаца второго названной статьи размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам, устанавливаются Правительством Чеченской Республики, но не ниже размера ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, установленного Правительством Российской Федерации педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Доводы истца о том, что педагогические работники, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет и вышедшие на пенсию, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, данные льготы должны им предоставляться в натуральном виде без каких-либо ограничений, основан на ошибочном толковании норм материального права и противоречит части 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Действующее законодательство предписывает субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо ранее предусмотренного федеральным законом натурального предоставления льгот установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной компенсации в твердом размере, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.
На момент рассмотрения дела компенсация расходов на услуги ЖКХ педагогическим работникам составляет 1200 рублей в ЧР. Истец не лишен возможности оформить данную льготу через отдел образования своего района.
В удовлетворении ходатайства истца об отложении рассмотрении дела в связи с необходимостью суду дать указание жилищной инспекции в ЧР проверить качество предоставляемой электроэнергии, суд отказал, поскольку истец оспаривает не качество предоставляемой электроэнергии, а меры социальной поддержки педагогическим работникам сельской местности, более того качество поставляемой электроэнергии в частный сектор проверяется ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Чеченской Республике". При этом истец не лишен возможности согласно п. 5 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ поставить вопрос о снижении цены за поставляемую электроэнергию ненадлежащего качества, после установления данного факта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Чеченэнерго», отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в Верховный Суд ЧР через Ачхой- Мартановский районный суд ЧР.
Председательствующий: