УИД 69RS0026-01-2022-000879-81
Производство № 2-473/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 года г. Ржев Тверской области
Ржевский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Андреевой Е.В., при секретаре Садиковой А.М., с участием представителя истца Осташковского межрайонного природоохранного прокурора – исполняющего обязанности Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Навасардян Д.В.,, представителя ответчика МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района Тверской области ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района Тверской области об обязании разработать проект рекультивации, провести рекультивацию нарушенных земель,
у с т а н о в и л :
В суд обратился Осташковский межрайонный природоохранный прокурор с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района Тверской области об обязании разработать проект рекультивации земель на отработанной части месторождения «Коростелевское» в 18 км юго-западнее железнодорожной станции Ржев-1, в 1,5 км к юго-западу от н.п. Коростелево, рекультивацию нарушенных земель на отработанной части месторождения, мотивировав свои требования следующим. Прокурором установлено, что в соответствии с лицензией на право пользования за номером ТВЕ 80467 ТЭ от 08.04.2020, МУП «ЖКХ-сервис» предоставлено право пользования недрами для добычи торфа на месторождении «Коростелевское» в 18 км юго-западнее железнодорожной станции Ржев-1, в 1,5 км к юго-западу от н.п. Коростелево. Согласно пунктам 4.2, 4.5 лицензии ТВЕ 80467 ТЭ, недропользователь должен обеспечить проведение рекультивационных работ на отобранной части лицензионного участка не позднее 60 календарных дней после завершения разработки и сдать в министерство геолого-маркшейдерскую и иную документацию (акты рекультивации, статистическую отчетность и др.), произвести возврат лицензионного бланка. Однако ответчик рекультивационных работ на отобранной части лицензионного участка не произвел. За указанное правонарушение должностное лицо МУП «ЖКХ-сервис» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. По данному факту в адрес руководителя МУП «ЖКХ-сервис» внесено представление, предприятие с доводами согласилось, однако к устранению нарушений не приступило. В качестве правового обоснования завяленных требований истец ссылается на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Определением суда от 19.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 иск не признала. В судебном заседании поддержала возражения на иск, представленные письменно и приобщенные к материалам дела. Суду также пояснила, что обязанность по рекультивации земельного участка лежит на ФИО2, с которым 08.04.2020 заключен договор подряда №, по условиям которого предусмотрена обязанность подрядчика за свой счет произвести работы по рекультивации земельного участка. В июле 2021 ИП ФИО2 направил в МУП «ЖКХ-сервис» гарантийное письмо, в котором обязался провести рекультивацию земель до 01.10.2021.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В развитие данной конституционной нормы Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, устанавливает в целях обеспечения защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с п. 2.1 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в редакции, действующей на дату предоставлении лицензии) недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» в редакции, действовавшей в спорный период, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствие со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра.
Статьей 34 указанного федерального закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством ( п. 1 ст. 77 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Пунктом 2 статьи 78 указанного федерального закона предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на причинившее вред лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, а также в случаях приостановления, либо аннулирования разрешения (лицензии).
В соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство-сервис» Ржевского района Тверской области (сокращенное название – МУП «ЖКХ-сервис») создано на основании постановления Главы Ржевского района № 445 от 20.12.2006, что подтверждается Уставом указанного юридического лица; в своей деятельности предприятие руководствуется действующим законодательством РФ, Тверской области, правовыми актами органов местного самоуправления Ржевского района, Уставом (п. 1.11 Устава).
08.04.2020 Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области ответчику выдана лицензия ТВЕ 80467 ТЭ для добычи торфа на месторождении «Коростелевское» в 18 км юго-западнее железнодорожной станции Ржев-1, в 1,5 км к юго-западу от н.п. Коростелево.
Неотъемлемой частью указанной лицензии являются, в том числе, Условия пользования недрами (приложение №1).
В соответствии с приложением № 1 к лицензии, площадь лицензионного участка составляет 0,23 кв. км (23 га) с эксплуатационными запасами торфа категории А по состоянию на 01.02.2020 – 17,34 тыс. тонн.
Недропользователь имеет право пользования недрами для добычи торфа на лицензионном участке в рамках договора от 01.04.2020 № 99/2020, заключенного между администрацией Ржевского района и недропользователем согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в целях выполнения работ по укреплению автомобильной дороги общего пользования (раздел 3 Условий). Недропользователь имеет право на пользование недрами для целей, указанных в разделе 3, до 29.05.2020. По объемам, основным видам работ и срокам проведения недропользователь должен обеспечить: наличие согласованного и утвержденного технического проекта разработки и рекультивации месторождения в пределах лицензионного участка; наличие оформленного и зарегистрированного горного отвода; наличие оформленного в соответствии с земельным законодательством земельного участка в границах водного отвода; добычу торфа в объеме 3000 куб. м, проведение рекультивационных работ на отработанной части лицензионного участка не позднее 60 календарных дней после завершения разработки (п. 4.2).
В соответствии с п. 4.5 Условий по другим условиям пользования недрами недропользователь обязан: произвести рекультивацию отработанного участка месторождения и привести его в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую среду в установленном законодательством порядке; выполнить полный расчет по платежам и налогам, связанным с использованием недрами; сдать в Министерство геолого-маркшейдерскую и иную документацию (акты рекультивации, статистическую отчетность и др.), произвести возврат лицензионного бланка.
Решением Министерства природных ресурсов и экологи Тверской области от 20.07.2020 исключена из реестра государственной регистрации лицензий на право пользования недрами Тверской области в связи с истечением установленного срока действия лицензия ТВЕ 80467 ТЭ, выданная МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района с целью добычи торфа на месторождении «Коростелевское», расположенное в Ржевском районе Тверской области.
Решением Осташковского межрайонного природоохранного прокурора от 18.03.2021 № 46 в отношении ответчика инициировано проведение проверки на предмет исполнения природоохранного законодательства, в том числе, законодательства о недрах.
Как следует из письменных объяснений директора МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района ФИО3, данных им помощнику Осташковского межрайонного природоохранного прокурора от 19.04.2021, проект разработки и рекультивации месторождения «Коростелевское» в пределах лицензионного участка не разрабатывался. Проведение рекультивационных работ на отработанной части лицензионного участка не проводилось. Указанные работы согласно договору подряда от 08.04.2020 № должен провести ФИО2 Отчет по форме статистической отчетности 2-ТП (рекультивация) МУП «ЖКХ-сервис» в уполномоченный орган не направлялся.
В соответствии с договором подряда № от 08.04.2020 заказчик (МУП «ЖКХ-сервис») сдает, а подрядчик (ФИО2) принимает на себя подряд на выполнение работ по разработке месторождения торфа «Коростелевское» в Ржевском районе Тверской области и добыче торфа в объеме 3000 куб. метров.
Гарантийным письмом в адрес ответчика, ИП ФИО2 обязался произвести работы по рекультивации земельного участка на месторождении «Коростелевское» в 18 км юго-западнее железнодорожной станции Ржев-1, в 1,5 км к юго-западу от н.п. Коростелево в срок до 01.10.2021.
По результатам проведения проверки в адрес директора МУП «ЖКХ-сервис» 19.04.2021 года Осташковским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа МУП «ЖКХ-сервис» на представление следует, что МУП «ЖКХ-сервис» принимает меры к устранению выявленных нарушений (ведутся переговоры по заключению договоров на изготовление необходимых документов).
19.04.2021 Осташковским межрайонным природоохранным прокурором в отношении должностного лица - директора МУП «ЖКХ-сервис» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ по выявленным фактам нарушения федерального законодательства о недрах в деятельности МУП «ЖКХ-сервис», выразившиеся в нарушении условия лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80467 ТЭ. Согласно заключению Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 02.04.2021 № 3098-11 установлены нарушения федерального законодательства, выразившиеся в следующем.
В соответствии с условиями лицензии, недропользователь должен обеспечить добычу торфа в объеме 3000 куб. метров. Однако в соответствии с отчетом 5-ГР за 2020 года МУП «ЖКХ-сервис» осуществило добычу полезных ископаемых в объеме 450 тонн, что соответствует 562 куб. м. полезного ископаемого торф. Таким образом, нарушены требования условий в части обеспечения объема добычи. Кроме того, МУП «ЖКХ-сервис» осуществляло добычу полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения и в отсутствие утвержденного технического проекта разработки и рекультивации месторождения в пределах лицензионного участка. Рекультивационные работы на месторождении «Коростелевское» МУП «ЖКХ-сервис» в срок, установленный условиями лицензии, не производились, отчет по форме статистической отчетности 2-ТП (рекультивация) в уполномоченные органы не направлялся.
Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 № 52 от 16 июня 2021 года директор МУП «ЖКХ-Сервис» Ржевского района Тверской области ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.
Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 № 51 от 16 июня 2021 года юридическое лицо – МУП «ЖКХ-Сервис» Ржевского района Тверской области признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Определением главного государственного инспектора Тверской области ФИО5 от 12.08.2021 отказано в восстановлении срока на обжалование постановления № 52 от 16.06.2021 о назначении административного наказания в отношении директора МУП «ЖКХ-сервис» ФИО3
Решением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 30 июля 2021 года постановление о назначении административного наказания от 16 июня 2021 года № 51, вынесенное старшим государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 в отношении МУП «ЖКХ-Сервис» отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ (в части непроведения работ по рекультивации) и объявлено устное замечание юридическому лицу МУП «ЖКХ-Сервис». В остальной части производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (истечение срока давности привлечения к административной ответственности).
Не согласившись с указанным решением, Осташковским межрайонным природоохранным прокурором Лихачевым М.С. был принесен в Ржевский городской суд Тверской области протест.
Определением Ржевского городского суда Тверской области от 28.09.2021 протест Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Лихачева М.С. на решение заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении юридического лица МУП «ЖКХ-Сервис» направлен на рассмотрение по подведомственности в Заволжский районный суд г. Твери.
Решением Заволжского районного суда г. Твери от 19.11.2021 протест Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен частично. Решение заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО6 от 30 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении МУП «ЖКХ-сервис» отменено; дело направлено на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Решением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО6 от 20.12.2021 года постановление о назначении административного наказания от 16 июня 2021 года № 51, вынесенное старшим государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 в отношении МУП «ЖКХ-Сервис» отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ (в части непроведения работ по рекультивации) и объявлено устное замечание юридическому лицу МУП «ЖКХ-Сервис». Кроме того, прекращено производство по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (в части нарушения условий пп. «в» п. 4.5 лицензии ТВЕ 80467 ТЭ, выразившегося в непредставлении в Министерство статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация)). В остальной части производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (истечение срока давности привлечения к административной ответственности).
В соответствии с актом осмотра от 23.03.2022, проведенного помощником Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Озеровой Н.Д., в месторождении «Коростелевское» на момент осмотра добыча торфа не велась, техника на участках отсутствовала.
В соответствии со ст. ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств надлежащего исполнения требований закона, обязывающего МУП «ЖКХ-сервис» после прекращения работ произвести рекультивацию нарушенных земель, а равно доказательств отсутствия такой обязанности либо освобождения от нее, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено.
Ссылка стороны ответчика на то, что работы по рекультивации земельных участков должен был провести ИП ФИО2, осуществивший работы на земельных участках, является несостоятельной, поскольку лицензия ТВЕ 80467 ТЭ от 08.04.2020 выдана именно МУП «ЖКХ-сервис» для добычи торфа на месторождении «Коростелевское» в 18 км юго-западнее железнодорожной станции Ржев-1, в 1,5 км к юго-западу от н.п. Коростелево. В силу части 2 статьи 22 Закона о недрах (в редакции, действовшей в период действия рассматриваемой лицензии) пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Следовательно, установленную обязанность должен нести исключительно ответчик.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Определенные лицензионным соглашением обязательства могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, имеющееся в материалах дела гарантийное письмо ИП ФИО2 о проведении рекультивационных работ является односторонним документом, не порождает для ответчика правовых последствий в виде освобождения от обязанности по проведению рекультивации земель.
Доводы ответчика МУП «ЖКХ-сервис» о том, что пунктом 4.1.25 договора подряда № от 08.04.2020 предусмотрена обязанность подрядчика за свой счет произвести работы по рекультивации земельного участка, отклоняются судом как несостоятельные ввиду следующего.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Действия МУП «ЖКХ-сервис» по самостоятельному заключению договора подряда от 08.04.2020, предусматривающего обязанность ИП ФИО2 за свой счет произвести работы по рекультивации земельного участка, суд признает односторонним изменением Условий пользования недрами, заключенным между Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области и МУП «ЖКХ-сервис», нарушающим условия в части обязания МУП «ЖКХ-сервис» проведения рекультивационных работ на отработанной части лицензионного участка. Кроме того, как указывалось выше, изменения условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии, допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Факт проведения ответчиком МУП «ЖКХ-сервис» работ по добыче торфа нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Вместе с тем, в связи с непроведением работ по рекультивации ответчиком не обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также нарушены требования законодательства о недрах, земельного законодательства при использовании земельного участка.
В связи с установленными при рассмотрении дела обстоятельствами, суд считает требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Предложенный прокурором срок для исполнения решения является достаточным и разумным.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей.
Поскольку прокурор подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данному исковому заявлению, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика МУП «ЖКХ-сервис» надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района Тверской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель на отработанной части месторождения «Коростелевское» в 18 км юго-западнее железнодорожной станции Ржев-1, в 1,5 км к юго-западу от н.п. Коростелево.
Обязать МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района Тверской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с проектом рекультивации провести рекультивацию нарушенных земель на отработанной части месторождения «Коростелевское» в 18 км юго-западнее железнодорожной станции Ржев-1, в 1,5 км к юго-западу от н.п. Коростелево.
Взыскать с МУП «ЖКХ-сервис» Ржевского района Тверской области в доход бюджета муниципального образования «Город Ржев Тверской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Андреева
Мотивированное решение составлено 31 мая 2022
УИД 69RS0026-01-2022-000879-81
Производство № 2-473/2022