Дело № 2-473/2022 УИД 32RS0031-01-2022-000505-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 года г. Трубчевск Брянской области
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Прибыльновой Т.П.,
при секретаре Крюковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе Пенсионного фонда Российской Федерации в Трубчевском районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей более <данные изъяты> лет ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Клиентскую службу ПФР в Трубчевском муниципальном районе за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ОПФР по Брянской области отказано в назначении досрочной пенсии сославшись на отсутствие стажа педагогической деятельности, при этом не засчитав в стаж педагогической деятельности период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы №<адрес>. С решением ответчика истец не согласна, поскольку ею выработано <данные изъяты> стажа требуемого для назначения пенсии, просит суд признать данное решение незаконным засчитать в стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей период работы старшей пионервожатой и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, уведомлена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области ФИО2 просила дела рассмотреть в её отсутствие.
В отзыве на иск требования посчитала не обоснованными по тем основаниям, что на момент обращения ФИО1 в ОПФР с заявлением о назначении пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ у заявителя отсутствовал <данные изъяты> летний стаж педагогической деятельности. При исчислении стажа для назначения пенсии ранее достижения возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ руководителем кружка <данные изъяты> районного Дома пионеров и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком до з-х лет не могут быть засчитаны в специальный стаж дающий право на назначение пенсии.
Представитель ответчика Клиентской службы ПФР в Трубчевском районе в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате и времени рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся истца и представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Клиентскую службу ПФР в Трубчевском муниципальном районе за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей более <данные изъяты> лет.
Решением ОПФР по Брянской области в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на ДД.ММ.ГГГГ засчитаны периоды её педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяцев) в должности преподавателя, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности преподавателя, по совместительству заведующей дневным отделением в Трубчевским политехническом техникуме, всего <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) работы ФИО1 старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы №<адрес> не засчитан в стаж педагогической деятельности, так как наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений ч.1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1. Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8. пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, Предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 2,3,4 ст. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно действующему в спорный период Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и Здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право, на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего Постановления, - применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как следует из решения ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области истцу засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня засчитаны периоды её педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по совместительству заведующей дневным отделением в Трубчевским политехническом техникуме, что составляет не менее <данные изъяты> стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Согласно записям трудовой книжки и справок отдела образования администрации Трубчевского муниципального района ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> средней школе № в должности старшей пионервожатой, но при обращении истца в Клиентскую службу ПФР в Трубчевском районе Брянской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО3 было отказано включить в специальный стаж периоды работы: <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней старшей пионервожатой поскольку указанная должность не предусмотрена Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Указанное Постановление утратило силу только с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В спорный период работы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего в спорный период до 01 октября 1993 года, предусматривалось, что работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности пионервожатой засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатой".
С учетом данного обстоятельства, а также исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, период работы ФИО1 в качестве старшей пионервожатой в средней школе №<данные изъяты> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее <данные изъяты> стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
При этом, по мнению суда, <данные изъяты> стажа такой работы (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня) должно приходиться на дату обращения лица за пенсией, а не на дату действия указанного Положения. Указанная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года.
Других условий для включения периода работы в должности пионервожатой данная правовая позиция не содержит. Причем, с ДД.ММ.ГГГГ было введено в действие Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", которым включение в специальный стаж периода работы пионервожатой не предусмотрено.
Поскольку истцом на момент обращения в пенсионный орган выработано более 2/3 стажа в учреждениях, должностях, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приходится до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно указанный период работы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Решение пенсионного органа не основано на нормах вышеприведенного законодательства в связи с чем не является законным.
Доводы возражений на исковой заявление изложенные в отзыве ОПФР по Брянской области о том, что при исчислении стажа для назначения пенсии ранее достижения возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях образования период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ руководителем кружка <данные изъяты> Дома пионеров и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком до з-х лет не могут быть засчитаны в специальный стаж дающий право на назначение пенсии, судом не принимаются, поскольку решение пенсионного органа в данной части истец не оспаривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом спорных периодов на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составил более требуемых 25 лет, в связи с чем требования истца о понуждении ответчика к назначению пенсии с указанной даты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе Пенсионного фонда Российской Федерации в Трубчевском районе о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста выхода на пенсию в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию - с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы старшей пионервожатой в <данные изъяты> средней школе №<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 25 июля 2022 года.
Председательствующий Т.П. Прибыльнова