ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-473/2023 от 21.09.2023 Суровикинского районного суда (Волгоградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суровикинский районный суд Волгоградской области в составе

Председательствующего судьи Божко О.А.,

При секретаре Каревой Г.Б.,

С участием представителя истца-помощника прокурора Суровикинского района Волгоградской области Бахолдина О.И.,

Представителя ответчика Ситникова В.Н.,

21 сентября 2023 года в городе Суровикино Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области об обязании принять установленные действующим законодательством меры к постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия и регистрации на них прав собственности, о понуждении к установке границ зон охраны, границ территорий, оформления охранного обязательства собственника объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суровикинского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области об обязании принять установленные действующим законодательством меры к постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия и регистрации на них прав собственности, о понуждении к установке границ зон охраны, границ территорий, оформления охранного обязательства собственника объектов культурного наследия на том основании, что прокуратурой Суровикинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о собственности в деятельности администрации Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация, администрация сельского поселения). В ходе проверки было установлено, что на территории Лобакинского сельского поселения расположены объекты культурного наследия регионального значения, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее – объекты ОКН) народов Российской Федерации: «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенная на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706); «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1960г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010002:1098 х. Лобакин администрации сельского поселения (№ 2092 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706); «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенная на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706). Проверкой установлено, что Администрация в нарушение требований российского законодательства заявление и иные документы в уполномоченный орган для постановки на учет указанных объектов ОКН в целях постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности не подавались. 04.04.2023 по результатам проведенной проверки в адрес главы Администрации внесено представление. Согласно ответу администрации сельского поселения от 08.06.2023 до настоящего время техническая документация на ОКН отсутствует, правоустанавливающих документов не имеется, в реестре муниципального имущества поселения данные ОКН не значатся, в орган, осуществляющий регистрацию прав собственности на недвижимое имущество с заявлением о постановке данных ОКН на кадастровый учет и регистрацию прав собственности, не обращалась. По сведениям территориального отдела Росреестра от 08.06.2023 № 19/-10681/23 по Волгоградской области, вышеуказанные объекты ОКН народов Российской Федерации в едином государственном реестре недвижимости не числятся, Администрацией заявления и документы в целях постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности не подавались. Информационным письмом администрации Суровикинского муниципального района от 08.06.2023 № 2046 последняя уведомила прокуратуру района о том, что указанные объекты ОКН в реестре муниципального имущества района не значатся, технической документации не имеется. 18.12.2006 главой Суровикинского муниципального района Волгоградской области ФИО5 и главой Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области ФИО9 подписан акт приема-передача муниципального имущества, в том числе о передаче вышеуказанных объектов культурного наследия. Таким образом, администрация Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района в силу п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ имела и имеет основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты культурного наследия, которые ей были переданы 18.12.2006. Кроме того, проверкой установлено отсутствие границ территорий, зон охраны вышеуказанных объектов ОКН. По мнению истца, отсутствие государственной регистрации прав муниципальной собственности, границ территорий, зон охраны памятников истории, являющихся объектами культурного наследия, а также отсутствие оформленных охранных обязательств собственников указанных объектов, устанавливающих особый режим для использования земельных участков, на которых располагаются объекты культуры, а именно запрет на осуществление хозяйственной деятельности и проведение иных строительных работ, которые могут нанести непоправимый вред памятникам культуры, затрагивают права неопределенного круга лиц в том числе жителей Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области, которые имеют права на сохранение объектов культурного наследия. В связи с чем прокурор с учетом уточнения исковых требований просит обязать администрацию Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить техническую документацию на 2объекта культурного наследия:

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706);

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

Обязать администрацию Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области в течении 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные действующим законодательством меры к постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия и регистрации на них прав собственности, а именно в отношении объектов:

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706);

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

Обязать администрацию Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области в течении 1 года со дня государственной регистрации права муниципальной собственности в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территорий, зоны охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно:

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706);

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

В судебном заседании помощник прокурора Суровикинского района Бохолдин О.И. поддержал исковые требования с учетом их уточнения, изложив их вышеуказанным образом.

Представитель ответчика – администрации Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Ситников В.Н. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения признал.

Представитель третьего лица - Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в судебное заседание не явился, в суд представил заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, считает требования прокурора законными и обоснованными.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра Волгоградской области в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, в суд представил заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутсвие представителя, не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Кроме того, пунктом 13 ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

На основании Закона Волгоградской области от 04.12.2006 № 1345-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Суровикинский муниципальный район и вновь образованным в его составе муниципальными образованиями» утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Суровикинского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований, в том числе Лобакинского сельского поселения (приложение 7 к Закону). Статья 2 вышеуказанного Закона Волгоградской области обязывает уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района передать, а уполномоченный орган городского, сельского поселения обязан принять имущество, указанное в приложениях к настоящему Закону, по балансовой стоимости по состоянию на 1 января 2006 года путем подписания передаточного акта в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона. Право собственности на имущество у вновь образованных поселений, указанных в статье 1 настоящего Закона, возникает с момента подписания соответствующего передаточного акта.

Как следует из ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципальных образований.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п. 1 ст. 33 Закона №73-ФЗ).

На основании ст. 219 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Из материалов дела следует, что на территории Лобакинского сельского поселения расположены объекты культурного наследия регионального значения, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее – объекты ОКН) народов Российской Федерации: «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения; «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения.

Указанные захоронения внесены в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденный Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" под номерами: 2089; 2103 соответственно.

В ходе прокурорской проверки установлено, что Администрацией заявление и иные документы в уполномоченный орган для постановки на учет указанных объектов ОКН в целях постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности не подавались.

04 апреля 2023 года по результатам проведенной проверки в адрес главы Администрации внесено представление.

Согласно ответу администрации сельского поселения от 08.06.2023 до настоящего время техническая документация на ОКН отсутствует, правоустанавливающих документов не имеется, в реестре муниципального имущества поселения данные ОКН не значатся, в орган, осуществляющий регистрацию прав собственности на недвижимое имущество с заявлением о постановке данных ОКН на кадастровый учет и регистрацию прав собственности, не обращалась.

По сведениям территориального отдела Росреестра от 08.06.2023 № 19/-10681/23 по Волгоградской области, объекты ОКН народов Российской Федерации: «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706); «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706) в Едином государственном реестре недвижимости не числятся, Администрацией заявления и документы в целях постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности не подавались.

Из информационного письма администрации Суровикинского муниципального района от 08.06.2023 № 2046, адресованного прокурору района, указанные объекты ОКН в реестре муниципального имущества района не значатся, технической документации не имеется.

Также по информации ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» технической документации на данные объекты культурного наследия в указанном органе не имеется.

Кроме того, согласно сведениям Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и территориального Управления Росимущества по Волгоградской области вышеуказанные объекты культурного наследия в реестре собственности Росимущества и имущества Волгоградской области не значатся.

04.12.2006 принят Закон Волгоградской области № 1345-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Суровикинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» (далее – Закон № 1345-ОД).

Пунктом 7 ст. 1 Закона № 1345-ОД утверждён перечень безвозмездно передаваемого имущества Лобакинскому сельскому поселению Суровикинского муниципального района области, находящегося в муниципальной собственности Суровикинского муниципального района.

Согласно Приложению 7 к Закону № 1345-ОД в собственность Лобакинского сельского поселения переданы объекты культурного наследия, а именно: памятник, инвентарный номер 01380088 («Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706; памятник, инвентарный номер 01380089 («Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

18.12.2006 главой Суровикинского муниципального района Волгоградской области И.А. Шульц и главой Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области Н.Г. Аникеевой подписан акт приема-передача муниципального имущества, в том числе о передаче вышеуказанных объектов культурного наследия.

Таким образом, администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области передала администрации Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района в силу п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ вышеуказанные объекты культурного наследия.

Согласно материалам дела земельные участки: кадастровый номер 34:30:010001, расположенный по адресу: х. Киселев Суровикинского района Волгоградской области; кадастровый номер 34:30:010003, расположенный по адресу: х. Попов-2, Суровикинского района Волгоградской области предназначены для размещения объектов культуры и искусства (братская могила Советских воинов) в соответствии с видом разрешенного использования, правообладателем является администрация Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области. При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, администрация Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района не оформила своё право на сами объекты культурного наследия, не поставила их на государственный кадастровый учет.

Кроме того, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено отсутствие границ территорий, зон охраны вышеуказанных объектов ОКН.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула Закона № 73-ФЗ).

В соответствии со ст.6 Закона № 73-ФЗ определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии со ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: 1) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; 2) проведение историко-культурной экспертизы; 3) организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; 4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; 6) разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; а также иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из п.п. 3, 6, 7, 12, 14, 16, 16, 17 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 972 от 12.09.2015, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

В целях согласования с Министерством культуры Российской Федерации границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, представляет в Министерство культуры Российской Федерации:

проект правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

проект зон охраны объекта культурного наследия;

сведения о результатах рассмотрения проектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в области государственной охраны объектов культурного наследия;

заключение государственной историко-культурной экспертизы.

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

Далее, согласно ч.1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Частью 2 указанной статьи определено, что охранным обязательством устанавливаются следующие требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; 4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.

Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства границы территории, зоны охраны вышеуказанных памятников истории, являющихся объектами культурного наследия, не установлены, а также не оформлены охранные обязательства собственника или иного законного владельца на объекты ОКН: «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706); «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

Отсутствие государственной регистрации прав муниципальной собственности, границ территорий, зон охраны памятников истории, являющихся объектами культурного наследия, а также отсутствие оформленных охранных обязательств собственников указанных объектов, устанавливающих особый режим для использования земельных участков, на которых располагаются объекты культуры, а именно запрет на осуществление хозяйственной деятельности и проведение иных строительных работ, которые могут нанести непоправимый вред памятникам культуры, затрагивают права неопределенного круга лиц в том числе жителей Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области, которые имеют права на сохранение объектов культурного наследия, что само по себе содержит изначально публичный интерес.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области об обязании принять установленные действующим законодательством меры к постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия и регистрации на них прав собственности, о понуждении к установке границ зон охраны, границ территорий, оформления охранного обязательства собственника объектов культурного наследия является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Суровикинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области об обязании принять установленные действующим законодательством меры к постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия и регистрации на них прав собственности, о понуждении к установке границ зон охраны, границ территорий, оформления охранного обязательства собственника объектов культурного наследия удовлетворить.

Обязать администрацию Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить техническую документацию на 2объекта культурного наследия:

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706);

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

Обязать администрацию Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области в течении 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять установленные действующим законодательством меры к постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия и регистрации на них прав собственности, а именно в отношении объектов:

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706);

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

Обязать администрацию Лобакинского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области в течении 1 года со дня государственной регистрации права муниципальной собственности в соответствии с Законом № 73-ФЗ разработать границы территорий, зоны охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, а именно:

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1962г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010001 х. Киселев администрации сельского поселения (№ 2089 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706);

«Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, 1942-1943гг., 1952г.», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:30:010003 х. Попов-2 администрации сельского поселения (№ 2103 Списка, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706).

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд.

Мотивированное решение по делу изготовлено 26 сентября 2023 года.

Судья О.А. Божко