Дело № 2 – 473/2023 УИД: 53RS0003-01-2023-000507-19
Решение
Именем Российской Федерации
«17» июля 2023 года г. Валдай
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Галактионовой Ю.П.,
при секретаре Вахтиной В.В.,
с участием представителя истца – представителя Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО1,
ответчицы ФИО2, ее представителя ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к ФИО2 и Администрации Валдайского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к ответчикам об обязании в течение 03 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Дом А.П. ФИО4» XIX в., расположенного по адресу: <...>; в течение года с момента вступления в силу решения суда в соответствии с разработанной проектной документацией провести работы по сохранению указанного выше объекта культурного наследия. Требования мотивированы тем, что объект культурного наследия регионального значения - «Дом А.П. ФИО4», XIX в., расположенный по адресу: <...>, принят на государственную охрану постановлением приказом комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области от 11.03.2009 № 140 «Об утверждении перечня выявленных ОКИ Новгородской области», включен в список выявленных объектов культурного наследия как «Дом жилой», XIX в. После проведения государственной историко-культурной экспертизы по обоснованию включения (либо отказа во включении) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации указанного объекта культурного наследия, согласно которой данный объект обладает историко-культурной ценностью и особенностями (предметом охраны), являющимися основанием для включения его в реестр, и соответствует критериям объекта культурного наследия, установленным Федеральным законом от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), приказом Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 09.11.2022 № 375 выявленный объект культурного наследия - «Дом жилой», XIX в. включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения - «Дом А.П. ФИО4», XIX в. Этим же приказом утверждены границы его территории и предмет охраны. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.03.2023 № 146566-р объекта культурного наследия регионального значения - «Дом А.П. ФИО4», XIX в. зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (регистрационный номер 532211372530005). Собственниками объекта являются ответчики. Объект культурного наследия находится в аварийном состоянии. Собственникам объекта направлялись предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, предложено получить соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Инспекции, разработать проектную документацию по сохранению объекта и провести работы по его сохранению, о чем уведомить Инспекцию. Однако, собственники объекта культурного наследия мер по содержанию и приведению его в надлежащее нормативное состояние не предпринимают, памятник архитектуры и градостроительства продолжает разрушаться.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования Инспекции по основаниям, изложенным в иске. Представила уточненный протокол осмотра от 13 июля 2023 года, в котором описано, что памятник представляет собой двухэтажный кирпичный дом, обоими торцами примыкающий к соседним домам №29 и №33, расположенным на площади Свободы. На лицевом (восточном) фасаде три оконных проема и ниша. На уровне первого этажа оконный и дверной проем с металлическим козырьком. Декор фасадов отсутствует, оконные проемы прямоугольной формы. К дворовому фасаду практически вплотную примыкает кирпичный гараж, ввиду чего осмотр затруднен. В протоколе осмотра от 10.11.2022 № 642 указано, кровля и перекрытия провалились, на фасадах- деструкция кирпичной кладки и штукатурно- красочного слоя, столярное заполнение окон отсутствует. В настоящее время состояние объекта культурного наследия не изменилось. На лицевом фасаде наблюдается повсеместная утрата красочного слоя, с отдельными участками деструкции штукатурки. У цоколя здания прорастает трава. У окон лицевого фасада отсутствует остекление и столярное заполнение, через окна наблюдается обрушение внутренних перекрытий здания. Столярное заполнение окоп дворового фасада отсутствует, окна заколочены досками. На дворовом фасаде наблюдается утрата штукатурно-красочного слоя, разрушение кирпичной кладки стены фасада. Дверной проем со стороны дворового фасада не закрыт, у фундамента здания прорастают деревья и трава. Со стороны дворового фасада отмостка отсутствует, со стороны уличного фасада роль отмостки выполняет асфальтовое покрытие. Объект культурного наследия находится в аварийном состоянии.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ФИО2 была получена выписка из ЕГРН для уточнения наличия обременений в отношении объекта недвижимости, которым она владеет, обременения в выписке отсутствуют. В полученном ответчицей предостережении проводилось выездное обследование по адресу пл. Свободы д. 31, но по тексту описывается соседний дом № 33, собственником которого ФИО2 не является. При этом, в акте экспертизы описано действительно здание, в котором ФИО2 имеет помещения в собственности. Ответчицей предпринимались меры до произошедшего пожара в здании по сохранению объекта культурного наследия, однако после пожара деятельность вести в здании было уже невозможно. Ответчица не желает участвовать финансово в принятии мер по сохранению объекта культурного наследия, поскольку в пожаре не виновата, а является потерпевшей.
Представитель ответчика - Администрации извещался судом о судебном заседании, что в силу положений ст. 167 ГПК РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Установлено и подтверждается материалами дела, что здание, расположенное по адресу: <...> находится в собственности Администрации Валдайского муниципального района и ФИО2, так ФИО2 в указанном здании принадлежат помещения площадью 96,9 и 23,3 кв.м. помещения площадями 28,42,2 и 42 кв.м., расположенные на 2 этаже здания принадлежат Администрации.
Как установлено в судебном заседании объект культурного наследия регионального значения - «Дом А.П. ФИО4», XIX в., расположенный по адресу: <...>, принят на государственную охрану постановлением приказом комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области от 11.03.2009 № 140 «Об утверждении перечня выявленных объектов культурного наследия Новгородской области», включен в список выявленных объектов культурного наследия как «Дом жилой», XIX в.
Была проведена государственная историко-культурная экспертиза по обоснованию включения (либо отказа во включении) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации указанного объекта культурного наследия, согласно которой данный объект обладает историко-культурной ценностью и особенностями (предметом охраны), являющимися основанием для включения его в реестр, и соответствует критериям объекта культурного наследия, установленным Федеральным законом от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).
Как предусмотрено п. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Приказом Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 09.11.2022 № 375 выявленный объект культурного наследия включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения - «Дом А.П. ФИО4», XIX в.
В рамках контрольных (надзорных) мероприятий – выездных обследований объекта культурного наследия регионального значения по указанному выше адресу, в том числе 13 июля 2023 года установлено, что памятник представляет собой двухэтажный кирпичный дом, обоими торцами примыкающий к соседним домам №29 и №33, расположенным на площади Свободы. На лицевом (восточном) фасаде три оконных проема и ниша. На уровне первого этажа оконный и дверной проем с металлическим козырьком. Декор фасадов отсутствует, оконные проемы прямоугольной формы. К дворовому фасаду практически вплотную примыкает кирпичный гараж, ввиду чего осмотр затруднен. В протоколе осмотра от 10.11.2022 № 642 указано, кровля и перекрытия провалились, на фасадах- деструкция кирпичной кладки и штукатурно- красочного слоя, столярное заполнение окон отсутствует. В настоящее время состояние объекта культурного наследия не изменилось. На лицевом фасаде наблюдается повсеместная утрата красочного слоя, с отдельными участками деструкции штукатурки. У цоколя здания прорастает трава. У окон лицевого фасада отсутствует остекление и столярное заполнение, через окна наблюдается обрушение внутренних перекрытий здания. Столярное заполнение окоп дворового фасада отсутствует, окна заколочены досками. На дворовом фасаде наблюдается утрата штукатурно-красочного слоя, разрушение кирпичной кладки стены фасада. Дверной проем со стороны дворового фасада не закрыт, у фундамента здания прорастают деревья и трава. Со стороны дворового фасада отмостка отсутствует, со стороны уличного фасада роль отмостки выполняет асфальтовое покрытие. Объект культурного наследия находится в аварийном состоянии. Составлены акты, осуществлена фотосъемка.
20.09.2022 собственникам объектов направлены предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, предложено получить соответствующее задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Инспекции, разработать проектную документацию по сохранению объекта и провести работы по его сохранению, о чем уведомить Инспекцию.
17.02.2023 года ФИО2 направлено повторное предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а 12.05.2023 ФИО2 направлено письмо с предложением обратиться к истцу с заявлением об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия.
Однако, работы на объекте не проводились, состояние объекта культурного наследия не изменилось, о чем составлен 13 июля 2023 года акт, осуществлена фотосъемка.
Таким образом, установленные в ходе контрольных мероприятий обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация объектов культурного наследия проводится юридическими или физическими лицами с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации объекта должны быть определены в специальном документе, выдаваемым уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Следуя п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Из вышеуказанного следует, что выполнение работ по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию в надлежащем техническом состоянии объекта является обязанностью владельцев данного объекта, ввиду прямого указания в законе.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Оценивая изложенное выше, учитывая, что имеют место нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых ответчиками является обязательным в силу закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Инспекцией требований.
Доводы представителя ответчика о том, что в документах представленных Инспекцией описывается другой дом и гараж не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ст.15 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подп. 5.2.19 п. 5.2 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 № 590, Министерство культуры Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе, положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 № 954, единый реестр ведется Министерством культуры Российской Федерации на бумажных и электронных носителях.
На официальном сайте Министерством культуры Российской Федерации в разделе «Открытые данные» содержатся сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, где под регистрационным 532211372530005 имеются следующие сведения: объект – «Дом А.П. ФИО4» регион Новгородская область, полный адрес – Новгородская область, Валдайский район, Валдайское городско поселение, <...>. Также в ЕГРОК имеется фотография объекта культурного наследия, что позволяет абсолютно точно его идентифицировать.
Следовательно, ошибочное указание названия объекта культурного наследия регионального значения не влияет на объем прав и обязанностей собственников здания, закрепленных в Федеральном законе от 25 июня 2002 № 73 - ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Совокупность представленных в материалы дела доказательств, в том числе, фотографии, которые приобщены к актам проверок, позволяют с достоверностью сделать вывод о том, что спорным объектом является именно тот объект, собственниками которого являются ответчики.
Довод представителя ответчика о том, что из выписки ЕГРН не следует, что имеются какие- либо обременения на принадлежащие ей помещения в здании судом отклоняется, поскольку ввиду прямого указания закона и вышеизложенных требований отсутствие сведений о спорном объекте в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не освобождает собственников объекта культурного наследия от исполнения возложенных на них обязанностей.
Учитывая, что проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия требует разработки и согласования проектной документации, после чего потребуется время непосредственно для выполнения таких работ, принимая во внимание климатические условия региона, в силу ст. 204, 206 ГПК РФ, суд полагает, что испрашиваемый срок для организации разработки проектной документации – три месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу; срок для проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия – один год с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, является разумным и будет достаточным для исполнения решения суда.
Поскольку истец при обращении в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчицы ФИО2 следует взыскать в доход бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к ФИО2 и Администрации Валдайского муниципального района об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Администрацию Валдайского муниципального района и ФИО2 обязанность в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу организовать разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Дом А.П. ФИО4» XIX в., расположенного по адресу: <...>.
Возложить на Администрацию Валдайского муниципального района и ФИО2 обязанность в течение одного года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу в соответствии с разработанной проектной документацией провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения – «Дом А.П. ФИО4» XIX в., расположенного по адресу: <...>.
Взыскать с ФИО2 в доход Валдайского муниципального района государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023.
Судья Ю.П. Галактионова