ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4740/20 от 29.09.2020 Одинцовского городского суда (Московская область)

№ 2-4740/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2020 г. г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Тарханова А.Г.

при секретаре Дюжеве М.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Одинцовского городского округа, Министерству имущественных отношений Московской области о признании права собственности на земельные участки, исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Министерству имущественных отношений Московской области, уточнив требования в судебном заседании 20 августа 2020 г., просил признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 200 км.м, на земельный участок с кадастровым номером , площадью 300 кв.м, по адресу: АДРЕС; установить границы указанных земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером ; устранить реестровую ошибку, признав частично недействительными и исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ - координатах характерных точек границ земельного з"частка с кадастровым номером расположенного по адресу АДРЕС, в части наложения с земельными участками с кадастровыми номерами: и , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования, для ведения индивидуального жилищного строительства, площадью земельных участков 1200 кв.м, и 300 кв.м., расположенных по адресу: АДРЕС (л.д. 52-55 том 2).

В обоснование заявленных требований указал, что владеет и пользуется спорными земельными участками с кадастровым номером , площадь 1200 кв.м., и кадастровым номером площадь 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения индивидуального жилищного строительства, расположенные но адресу: АДРЕС. Указанные земельные участки находятся в едином землепользовании, расположенные по адресу: АДРЕС Право собственности на указанные земельные участки не зарегистрировано. Данные земельные участки были предоставлены на основании Постановления Главы администрации Крымского сельского Совета от 16 августа 1993 г. № 246, что подтверждается также свидетельством № 492 о праве собственности на землю в пожизненное наследуемое владение, выданное 28 августа 1993 года. С 1993 года истец пользуется указанными земельными участками, добросовестно, непрерывно и открыто владеет данным земельным участком. На земельном участке имеется жилой дом, хозяйственные постройки, плодовые деревья и кустарники. К участку подведена коммуникации. Владение осуществляется истцом непрерывно, имущество из его владения никогда не выбывало. Ни у кого никогда не было никаких притязаний на указанные земельные участки. При обращении в Росреестр для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости был получен отказ от 03 июля 2019 г. , по причине того, что не соблюден порядок подачи запроса, а также требования к формату документов. 31 июля 2019 г. было получено Уведомление об отказе во внесение сведений о раннее учтенном объекте недвижимого имущества . После повторно был направлен запрос в Росреестр о государственной регистрации права на земельные участки 23 июля 2019 г, было получено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права основанием послужило направление межведомственного запроса в архивный отдел Администрации Одинцовского муниципального района Московской области для подтверждения достоверности сведений относительно факта издания Постановления Главы Администрации Крымского сельского Совета № 246 от 16 августа 1993 г. Из Архивного отдела Администрации Одинцовского муниципального района Московской области поступил ответ от 17 июня 2019 г. о том, что Постановления Главы администрации Крымского сельского Совета, за 1992-1993 годы в архив на хранение не поступали, так как были утрачены по причине пожара, произошедшего в здании администрации Крымского сельского округа в ночь с 11 на 12 мая 2000 года. Поэтому предоставить архивную копию Постановления №246 от 16 августа 1993 г. не представляется возможным. После 31 октября 2019 г. из Росреестра поступило Уведомление об отказе в государственной регистрации , согласно которому из архивного отдела Администрации Одинцовского муниципального района Московской области поступил ответ, о том, что запрошенное Постановление на хранение не поступало, так было утрачено. Также были повторно поданы документы на регистрацию права, о чем свидетельствуют уведомления, об отказе от 16 января 2020 г. и от 16 января 2020 г. и повторный ответ из Управления Архива Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 10 февраля 2020 г. о том, что за 1992-1993 годы в архив Постановления на хранение не поступали, так как были утрачены по причине пожара. Таким образом, потвердеть наличие подлинности Постановления Главы администрации Крымского сельского Совета № 246 от 16 августа 1993 года самостоятельно не представляется возможным. Вместе с тем во исполнение законодательства истец обратился к кадастровому инженеру ФИО., которым было подготовлено заключение кадастрового инженера, в котором установлены границы земельных участков. Согласно заключения при проведении геодезических работ было выявлено, что границы земельного участка частично пересекают границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: АДРЕС Границы земельного участка полностью пересекают границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: АДРЕС Таким образом, согласно кадастровому заключению были предложены следующие рекомендации, а именно: для использования земельных участков с кадастровыми номерами и в соответствии с требованиями земельного законодательства нужно привести в соответствие кадастровые и фактические границы земельного участка с кадастровым номером т.к. граница земельного участка с кадастровым номером внесена в ЕГРН без учета наложения на границы земельных участков с кадастровыми номерами и . Для устранения наложения рекомендуется сделать следующее - исключить из ЕГРН координаты поворотных точек границы земельного участка с кадастровым номером согласно приложенным координатам в Заключении кадастрового инженера на странице № 10.

Истец в судебное заседание не явился, направил своего представителя, который заявленные требования в уточненном варианте поддержал и просил их удовлетворить с учетом второго варианта, предложенного экспертом в заключении судебной землеустроительной экспертизы.

Представитель ответчика Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебном заседании требований не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истцом не доказан факт возникновения права собственности в отношении спорных земельных участков, кроме того, указав, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Ответчик Министерство имущественных отношении Московской области своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представило.

Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения Московской области «Мосавтодор» в судебном заседании поддержал отзыв на заявленные требования, указав, что истцом не представлены документы, подтверждающие принадлежность спорных земельных участков, при проведении кадастровых работ, для согласования границ земельных участков не обращался, а также не представлены доказательства несоответствия сведениям ЕГРН фактического местоположения земельного участка в отношении координат характерных точек земельных участков истца. В связи с чем просил отказать в удовлетворении требований, так как изменение границ земельных участков может значительно повлиять на безопасность дорожного движения и развитие автомобильной дороги.

Третьи лица – Управление Росреестра по Московской области, ГУП МО «МОБТИ», Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, извещались надлежащим образом.

Суд в силу положений ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав доводы и возражения представителей сторон и третьего лица, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, а в соответствии с Приказом Госкомзема РФ от 22.11.1999 № 84 (ред. от 03.04.01, с изм. от 06.08.01) "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра", земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

В соответствии с п. 8 ст. 3 ФЗ N 93-ФЗ от 30.06.2006 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления Главы Администрации Крымского сельского совета Одинцовского района Московской области № 246 от 16.08.1993 г. постановлено ФИО1 передать для ведения личного подсобного хозяйства в собственность, бесплатно, земельный участок площадью 0,12 га, и в пожизненное наследуемое владение земельный участок площадью 0,03 га в АДРЕС, закрепленные за домовладением № (л.д. 17 том 1).

На основании указанного постановления ФИО1 выдано свидетельство о праве собственности на землю и в пожизненное наследуемое владение от 28 августа 1993 г., из которого следует, что ФИО1 предоставлен земельный участок за домовладением в АДРЕС, на основании Постановления Главы администрации Крымского с/с от 16 августа 1993 г. № 246, для существующего домовладения и ведения личного подсобного хозяйства площадью 0,15 га, из которых – в собственность 0.12 га., в пожизненное наследуемое владение – 0,03 га. (л.д. 16 том 1).

Спорные объекты недвижимости прошли кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера и (л.д. 41-44).

Однако право собственности на спорные земельные участки в установленном законом порядке зарегистрированы не были.

Из письма архивного отдела Администрации Одинцовского муниципального района Московской области №3220 от 17 июня 2019 г. усматривается, что Постановления Главы администрации Крымского сельского Совета, за 1992-1993 годы в архив на хранение не поступали, так как были утрачены по причине пожара, произошедшего в здании администрации Крымского сельского округа в ночь с 11 на 12 мая 2000 года. Поэтому предоставить архивную копию Постановления №246 от 16 августа 1993 г. не представляется возможным (л.д. 24 том 1).

Управление Архива Администрации Одинцовского городского округа Московской области 10 февраля 2020 г. при обращении истца сообщило о том, что за 1992-1993 годы в архив Постановления на хранение не поступали, так как были утрачены по причине пожара, произошедшего в здании администрации Крымского сельского округа в ночь с 11 на 12 мая 2000 года, в связи с чем, предоставить архивную копию Постановления №246 от 16 августа 1993 г. не представляется возможным (л.д. 40 том 1).

В связи с указанными обстоятельствами Управлением Росреестра истцу было отказано в государственной регистрации права на земельные участки.

В п. 2 ст. 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случае, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

В силу пунктов 9 и 9.1 ст. 3 Федерального закона от «25 октября 2001 г. №137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 8 ст. 14 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учёта, кроме актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Исходя из содержания ст. 15 ЗК РФ следует, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Поскольку права на спорные земельные участки возникли в 1993 году, до введения в действие ЗК РФ, то истец имеет право оформить право собственности на указанные земельные участки бесплатно.

Таким образом, истцу принадлежит исключительное право на приватизацию спорных земельных участков.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу принципа состязательности сторон (ст. 12 ГПК Российской Федерации) и требований ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ, представителями ответчика и третьего лица не представлено доказательств, опровергающих достоверность сведении в постановлении Главы Администрации Крымского сельского совета Одинцовского района Московской области № 246 от 16.08.1993 г. и свидетельстве о праве собственности на землю, выданном, на основание указанного постановления.

При этом обстоятельства, что указанное постановление не издавалось или отсутствие его существование в судебном заседании не оспаривалось.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В свою очередь суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства.

В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, принцип допустимости доказательств состоит в том, что суд может использовать только предусмотренные законом виды доказательств и не может допускать по отдельным категориям гражданских дел определенные средства доказывания.

Согласно части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Принцип состязательности в процессе доказывания в исковом производстве состоит в том, что суд сам не собирает доказательства, а создает условия для участия сторон в состязательном процессе и представления ими доказательств, решает вопросы об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, относимости и допустимости доказательств, исследует доказательства в судебном заседании, оценивает их в предусмотренном ГПК порядке и устанавливает на их основе обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу положений статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В нарушение указанных положений действующего законодательства Российской Федерации не представлено суду каких-либо достаточных доказательств, опровергающих основания возникновения прав истца относительно спорных земельных участков, при условии, что стороной ответчика и третьего лица не приведены обстоятельства и не представлены доказательства того, что спорные земельные участки истцу не предоставлялись на указанном в постановлении виде права.

Таким образом, доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что истцом не доказано возникновение право собственности в отношении спорных земельных участков, как и то, что в архив Постановления № 246 от 16.08.1993 г. на хранение не поступало, так как возможно было утрачено по причине пожара, по мнению суда не может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку не опровергается какими-либо иными доказательствами наличия прав в отношении спорных земельных участков.

В соответствии со ст. 36 ч. 7 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Спорный земельные участки сформированы как объекты земельных правоотношений, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 1 200 кв.м., а земельный участок с кадастровым номером , площадь 300 кв.м, предназначены для индивидуального жилищного строительства, расположенный на землях населенных пунктов.

Границы земельного участка установлены на местности исходя из фактического землепользования. Сведений о спорах по границам у суда не имеется.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с п. 10 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ч. 1, 2 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Частью 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

В силу п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 45 Постановления от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ, иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Как установлено судом, истец владеет и пользуется спорными земельными участками с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м, и кадастровым номером , площадью 300 кв.м, которые принадлежат истцу на праве собственности и пожизненном наследуемом владении. Границы участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Московской области, и передан в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ МО «Мосавтодор». Границы указанного земельного участка состоят из 3 (трех) контуров и внесены ЕГРН без учета наложения на границы земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером

В связи с тем, что граница спорного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО с целью проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно заключению кадастрового инженера при проведении геодезических работ было выявлено, что границы земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером расположенных по адресу: АДРЕС, ранее установлены не были, в документах, подтверждающих право на земельные участки, сведения о местоположении границ земельного участка отсутствуют. При проведении геодезических работ установлено, что границы земельного участка частично пересекают границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: АДРЕС Границы земельного участка полностью пересекают границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: АДРЕС Согласно кадастровому заключению были предложены следующие рекомендации, а именно: для использования земельных участков с кадастровыми номерами и в соответствии с требованиями земельного законодательства нужно привести в соответствие кадастровые и фактические границы земельного участка с кадастровым номером т.к. граница земельного участка с кадастровым номером внесена в ЕГРН без учета наложения на границы земельных участков с кадастровыми номерами и . Для устранения наложения рекомендуется сделать следующее - исключить из ЕГРН координаты поворотных точек границы земельного участка с кадастровым номером согласно таблице №5 приложенным координатам в заключении кадастрового инженера на странице № 10. Кроме того, внести в ЕГРН по кадастровой границе земельного участка с кадастровым номером согласно чертежу, между точкой с координатой ., и точкой с координатой ., , согласно приведенной таблице 6 заключения кадастрового инженера (л.д. 45-73).

В целях правильного разрешения настоящего спора, установления границ и площади земельных участков, определения соответствия границ земельных участков сторон сведениям содержащимся в ЕГРН и правоустанавливающих документах, возможность их наложения, и в случае выявления пересечений (наложений) устранить нарушение прав как истца, так и ответчицы, по ходатайству истца судом в установленном законом порядке определением от 28 июля 2020 г. назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «НИИ Судебных Экспертиз».

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1) С выходом на место определить и отобразить графически фактические границы и площадь земельного участка с и земельного участка с

2) Определить соответствуют ли фактические границы земельного участка с , земельного участка с и земельного участка сведениям, содержащимся в ЕГРН и правоустанавливающим документам.

3) Определить и отобразить графически имеется ли пересечение фактических границ земельных участков с , с с кадастровыми границами земельного участка .

4) В случае выявления пересечения, определить причины такого пересечения, разработать варианты устранения данных наложений и установления границ земельных участков с , с К

ООО «НИИ Судебных Экспертиз» исполнило производство судебной экспертизы по настоящему делу, и представило заключение эксперта.

В соответствии с заключением ООО «НИИ Судебных Экспертиз» при проведении экспертного обследования экспертами установлено, что земельные участки с на местности представляют собой единое землепользование, огороженное общим забором. По результатам проведенных геодезических измерений составлен чертеж фактических границ земельных участков, который представлен в приложении 2. Фактический земельный участок, объединяющий земельные участки с , , окрашен на чертеже приложения 2 желтым цветом и ограничен следующими характерными точками: , , , , , , , , , , . Каталог координат характерных (поворотных) точек фактической границы земельного участка, объединяющего участки с К, К, ведомость дирекционных углов, расстояний и вычисления площади представлены в таблице 2.1.1. АДРЕС земельного участка, объединяющего земельные участки с К, , составляет 1536 кв. м. (ответ на вопрос №1).

Сумма площадей земельных участков с К и К по документам составляет 1500 кв. м (1200+300=1500). Фактическая площадь земельного участка, находящемся в пользовании истца, больше суммы площадей земельных участков с К и К по правоустанавливающим документам на 36 кв. м. АДРЕС земельного участка, находящемся в пользовании истца (1236 кв. м), не соответствует сумме площадей земельных участков с К и К по правоустанавливающим документам (1500 кв. м) в пределах допустимого расхождения (14 кв. м). Местоположение фактической границы общего земельного участка, объединяющего участки с К, и прилегающей части кадастровой границы земельного участка с К по сведениям ЕГРН представлено на чертеже приложения 3. Расхождения в местоположении фактических и кадастровых границ составляют от 9,09 м (от фактической точки 1 до линии кадастровой границы к13-к14) до 10,58 м (от линии фактической границы 11-1 до кадастровой точки к 10), что превышает допустимое значение расхождения в местоположении поворотных точек границ (fдоп.=1,00 м). Фактическая граница земельного участка, объединяющего участки с К, К, не соответствует кадастровой границе земельного участка с К в пределах допустимого расхождения (ответ на вопрос №2).

Пересечение фактической границы общего земельного участка, объединяющего участки с К, К, с кадастровой границей земельного участка имеется. Контур пересечения границ земельных участков выделен на чертеже приложения 3 наклонной штриховкой зелёного цвета на желтом фоне и ограничен следующими характерными точками: , , , , , , , , . Каталог координат характерных точек контура пересечения фактической границы общего земельного участка, объединяющего участки с К К, с кадастровой границей земельного участка , ведомость дирекционных углов, расстояний и вычисления площади представлены в таблице 2.3.1. Площадь контура пересечения границ земельных участков составляет 645 кв. м. (ответ на вопрос №3).

Причиной пересечения фактических границ земельных участков с К, К с кадастровой границей земельного участка является реестровая ошибка. Экспертом разработано три варианта устранения наложений и установления границ земельных участков с , К, которые представлены на чертежах приложений 5, 6, 7. Описания вариантов представлено в п. 2.4 заключения экспертов.

Судом признается заключение экспертов ООО «НИИ Судебных Экспертиз» относимым и допустимым доказательством, поскольку заключение экспертов является ясным, полным, экспертиза проведена и заключение составлено квалифицированными экспертами, имеющими специальное образование в исследуемой области, экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями Федерального закона N 73-ФЗ от 31.05.2001 г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", ст. 86 ГПК РФ, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, выводы экспертов полные и мотивированные, носят категоричный характер, с оценкой научной обоснованности сделанного заключения, в связи с чем, оснований сомневаться либо не доверять выводам экспертов у суда не имеется.

Оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется, поскольку выводы эксперта последовательны, мотивированны и не противоречивы, квалификация его надлежащим образом подтверждена, сведения о заинтересованности эксперта в исходе дела отсутствуют, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Кроме того, представленное заключение судебной землеустроительной экспертизы надлежащим образом не оспорено и не опровергнуто ответчиками и иными, участниками процесса, а также согласуется с выводами кадастрового инженера в части отсутствия спора смежных земельных участков по их фактическим границам.

Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее -кадастровая ошибка в сведениях).

В силу статьи 38 вышеназванного федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (пункт 7); при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 9).

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», действующий с 01.01.2017 года в редакции федерального закона «О кадастровой деятельности» согласно ст. 42.1 в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивает исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Согласно ст. 61 ч. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года, вступившего в силу с. 01.01.2017 года, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. (ч. 4 ст. 61 названного закона).

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 закона «О государственной регистрации недвижимости).

Учитывая выявленное наложение, установить границы земельных участков истца в соответствии с действующим законодательством в ГКН не представляется возможным без исправления имеющейся реестровой ошибки.

Экспертами разработаны три варианта устранения наложения и установления границ земельных участков с , , которые представлены на чертежах приложений ,.

Местоположение земельных участков с К, внутри общего фактического земельного участка определено по предложению представителя истца (земельный участок с К расположен в западной части).

Вариант №1 разработан с учетом фактического пользования: площадь земельного участка с К составляет 1 236 кв.м., что превышает площадь по документам на 36 кв.м, площадь земельного участка с соответствует документам и составляет 300 кв.м.

По вариантам № 2 и № 3 площади земельных участков с К, соответствуют правоустанавливающим документам (1 200 кв.м. и 300 кв.м. соответственно).

Однако при варианте № 3 потребуется перенос (снос) строений, расположенных на земельных участках с К и К вдоль смежной границы с земельным участком с К.

Изучив и проанализировав заключение судебной землеустроительной экспертизы, выполненной экспертами ООО «НИИ Судебных Экспертиз», суд приходит к выводу, что требования истца в части исправления реестровой ошибки и установления границ земельных участков подлежат удовлетворению по разработанному экспертом варианту № 2 устранения пересечений (наложений) и установления границ земельных участков, из которого следует, что для проведения кадастровой границы земельного участка с К в соответствии с границами земельных участков с К и К, потребуется: - исключить из ЕГРН сведения о местоположении характерных точек к10, к11, к12, к13 границы земельного участка с К с координатами, предоставленными в таблице . - установить границы земельного участка с К в части примыкания к земельным участкам с , К по характерным точкам , , *, , *, , с координатами, предоставленными в таблице 2.4.6.; установить границу земельного участка с площадью 300 кв.м. по характерным точкам *, *, с координатами, предоставленными в таблице 2.4.7.; установить границу земельного участка с К площадью 1 200 кв.м. по характерным точкам *, , , , , *, , *, *,*,* с координатами, предоставленными в таблице 2.4.8.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего, что предложенный экспертами указанный вариант устранения наложений установления границ земельных участков соответствует сложившемуся порядку пользования, оснований считать, что при установлении границ земельных участков по вышеуказанному варианту будут нарушены права и охраняемые законом интересы ответчика и третьих лиц, не имеется.

Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что совокупностью исследованных по делу доказательств установлено наличие реестровой ошибки в сведениях земельного участка ответчика, содержащихся в ЕГРН при постановке его на кадастровый учет, в связи с чем истец лишен возможности в установленном законом порядке уточнить местоположение принадлежащих ему земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку исключению из ЕГРН сведения о местоположении земельного участка ответчика подлежат только в части пересечении с границами земельных участков истца, при условии, что не представлено доказательств влияния изменений границ земельных участков сторон на безопасность дорожного движения и развитие автомобильной дороги.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок с КН , общей площадью 1 200 км.м, на земельный участок с КН , общей площадью 300 кв.м, по адресу: АДРЕС

Установить границы с КН , общей площадью 1 200 км.м, по варианту № 2 заключения экспертизы в следующих координатах:

№№точек

Установить границы земельного участка с КН , общей площадью 300 кв.м по варианту № 2 заключения экспертизы в следующих координатах:

" Таблица 2.4.7

№№точек

X

Исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с КН в части пересечения с границами земельных участков с КН и с КН в следующих координатах:

№№точек

X

Установить границу земельного участка с КН в части примыкания к земельным участкам с и с КН в следующих координатах:

№№точек

X

Y

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: