ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4740/2015 от 18.12.2015 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

город Черкесск 18 декабря 2015 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,

с участием истицы ФИО2, представителя ответчика (Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики) – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-4740/15 по иску ФИО2 ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и к Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики о признании права собственности на жилое помещение, о прекращении зарегистрированных прав собственности и оперативного управления на жилое помещение,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и к Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики о признании за ней права собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, о прекращении зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики. В исковом заявлении истица указала, что Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года № 1223 она была назначена на должность судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики. Решением жилищной комиссии при Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2010 года она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании государственного контракта от 02 июля 2015 года № 8 Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики приобрёл в оперативное управление (собственность Российской Федерации) за счёт средств федерального бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью 98,2 кв.м. Протоколом заседания жилищной комиссии Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 июня 2015 года указанная квартира была предоставлена ей (истице) для проживания с членами семьи, и 01 июля 2015 года она заключила с Верховным судом Карачаево-Черкесской Республики договор найма жилого помещения. Жилое помещение подлежало передаче ей (истице) в собственность. В силу положений п.1 ч.1, ч.2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Между тем, занимаемое ею (истицей) жилое помещение в установленном законом порядке в специализированный жилищный фонд не передавалось и служебным жилым помещением не признавалось. Кроме того, предоставление ей жилого помещения по найму в качестве служебного противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регламентирующему порядок обеспечения судей жильём, в связи с чем с ней и был заключен договор найма. Так, в соответствии с положениями ч.1, ч.4 ст.9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается предоставлением судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные этим законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.19 данного закона судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», изданным в соответствии с законодательством Российской Федерации о статусе судей, прокуратуре и Следственном комитете Российской Федерации, установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Это Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года. Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, положение п.2 ст.14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации всвязи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределённости создаёт возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. На федерального законодателя, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учётом этого Постановления, была возложена обязанность надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П, статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 21, 122 и 124), с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В этой связи, к сложившимся между сторонами правоотношениям не может быть применён порядок обеспечения судей жильём, установленный ч.3 ст.19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192, поскольку он противоречит конституционному принципу осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом. Истица просила суд: 1) признать за ней право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; 2) прекратить зарегистрированное право собственности Российской Федерации на квартиру и запись об этом праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03 июня 2015 года ; 3) прекратить право оперативного управления на квартиру, зарегистрированное за Верховным судом Карачаево-Черкесской Республики и запись об этом праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик (Территориальное управление Федерального агентства по управле-нию государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике) представил письменные возражения на иск, в которых указал, что согласно п.3 ст.19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П указанная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой закон в силу своей неопределённости создаёт возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями, в том числе вопрос передачи в собственность судей, жилых помещений, приобретаемых за счёт федерального бюджета, нормативно не регламентирован. Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год на улучшение жилищных условий судей, используются на приобретение на конкурсной основе с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации с 01 января 2008 года. Таким образом, предоставление по договору социального найма жилого помещения, которое следовало отнести к специализированному жилищному фонду и предоставить по договору найма в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года, противоречит действующему законодательству. В силу абз.2 ст.4 Закона № 1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации. Принимая во внимание изложенное и учитывая, что абз.2 ст.4 Закона № 1541-1 противоречит п.3 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации, у ответчика отсутствуют полномочия по принятию решения о передаче в собственность жилого помещения. На правообладателей имущества, закреплённого в оперативное управление ст.6 и ст.7 Закона № 1541-1 возложена обязанность по передаче в собственность жилых помещений, переданных по договорам социального найма, и согласие собственника не требуется. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требовании в полном объёме.

В судебном заседании истица ФИО2 повторила доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Объяснила, что по аналогичным искам уже имеется положительная судебная практика, свидетельствующая об обоснованности заявленных требований.

Представитель ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике) в судебное заседание не явился, в своих письменных возражениях на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель второго ответчика (Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики) – ФИО3 в судебном заседании возражений на иск не заявил, оставив вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.

Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о правомерности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности. Согласно ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по гражданским делам. В силу ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.

В данном случае истица свою процессуальную обязанность выполнила, доказав те обстоятельства, на которые она сослалась в обоснование своих исковых требований, тогда как ответчики доказательства, опровергающие доводы истицы, суду не предоставили.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государст-венной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ст.40).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно выражал правовую позицию, согласно которой конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года № 509-О-О, от 25 февраля 2013 года № 192-О и др.).

Как установлено в судебном заседании, Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года № 1223 истица ФИО2 назначена на должность судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики. Решением жилищной комиссии при Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2010 года истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании государственного контракта от 02 июля 2015 года № 8 Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики приобрёл в оперативное управление (собственность Российской Федерации) за счёт средств федерального бюджета благоустроенное жилое помещение в виде квартиры общей площадью 98,2 кв.м, расположенное в <адрес>. Протоколом заседания жилищной комиссии Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 июня 2015 года № 1 указанная квартира была распределена истице как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании решения жилищной комиссии от 29 июня 2015 года № 1 Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики заключил с истицей договор найма служебного жилого помещения от 01 июля 2015 года № 2, которым передал квартиру ФИО2 и членам её семьи во владение и пользование в качестве служебного жилого помещения в связи с работой истицы в должности судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики и на время её работы в этой должности. Между тем, предоставленное истице жилое помещение не являлось и не является служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда, не могло быть передано истице в качестве служебного жилого помещения и подлежало передаче ей в собственность.

В соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42. Согласно п.12 названных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В данном случае занимаемое истицей жилое помещение в виде квартиры в установленном законом порядке в специализированный жилищный фонд не передавалось и служебным жилым помещением не признавалось, а потому не могло быть передано истице в качестве служебного жилого помещения только лишь на время её работы в должности судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики.

Предоставление истице, являющейся судьёй Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, служебного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регламентирующему порядок обеспечения жилыми помещениями судей Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается в числе прочего предоставлением судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Согласно п.4 ст.9 этого Закона гарантии независимости судьи, включая меры его материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Как указано в п.3 ст.19 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» в действующей редакции, судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учётом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», изданным в соответствии с законодательством Российской Федерации о статусе судей, прокуратуре и Следственном комитете Российской Федерации, установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, положение п.2 ст.14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации всвязи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той мере, в какой оно в силу своей неопределённости создаёт возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 31 января 2008 года № 2-П, конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закреплённое требование о предоставлении судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования. По смыслу положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе, который должен определить чёткие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения. Эти вопросы, поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем, не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. В данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. При отсутствии такого законодательного регулирования неопределённое по своему содержанию положение п.2 ст.14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в нарушение принципа верховенства закона создало возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей как неотъемлемого элемента их конституционного статуса. Вследствие этого Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 118, 120 (ч.1) и 124, положение п.2 ст.14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в той мере, в какой оно в силу своей неопределённости создаёт возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым – снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П, статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 21, 122 и 124), с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года № 2-П на федерального законодателя была возложена обязанность надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако такой порядок до настоящего времени законом не установлен.

Что касается Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192, установившего, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год на улучшение жилищных условий судей, используются на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для с отнесением их помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации, то это постановление в данном случае не подлежит применению как противоречащее Конституции Российской Федерации и федеральным законам, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 31 января 2008 года № 2-П.

Поскольку в материалах дела отсутствуют документально подтверждённые сведения о том, что предоставленное истице жилое помещение до его предоставления истице в установленном законом порядке было отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду, требования истицы о признании за ней права собственности на квартиру, находящуюся в её фактическом владении и пользовании, являются обоснованными и должны быть удовлетворены.

Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в числе прочего: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов органов местного самоуправления; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. В числе способов защиты гражданских прав ст.12 ГК РФ называет признание права. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации. Согласно п.1 ст.17 и п.1 ст.28 этого же закона одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения или перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Поскольку истица является судьёй Верховного суда Российской Федерации, в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и для неё была приобретена благоустроенная квартира, соответствующая по площади составу семьи истицы, учитывая, что жилищной комиссией при Верховном суде Российской Федерации принято решение о предоставлении этой квартиры именно истице, принимая во внимание, что данная квартира в установленном законом порядке не отнесена к служебному жилому помещению специализированного жилого фонда, истица со своей семьёй проживает и зарегистрирована по месту жительства в квартире, эта квартира должна быть признана собственностью истицы, как предоставленная судье в соответствии с п.3 ст.19 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Как следствие удовлетворения требования о признании права собственности на квартиру за истицей, подлежат удовлетворению и производные от него требования истицы о прекращении зарегистрированного права собственности Российской Федерации и зарегистрированного права оперативного управления Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики и соответствующих записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правомерность такого решения подтверждается сложившейся в Российской Федерации судебной практикой, включая практику Верховного Суда Российской Федерации (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 51-КГ15-9).

Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить иск ФИО2 ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и к Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики о признании права собственности на жилое помещение, о прекращении зарегистрированных прав собственности и оперативного управления на жилое помещение.

Признать за ФИО2 ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собствен-ности на квартиру общей площадью 98,2 кв.м, расположенную по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>.

Прекратить зарегистрированное право собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью 98,2 кв.м, расположенную по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, и запись об этом праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Прекратить право оперативного управления на квартиру общей площадью 98,2 кв.м, расположенную по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, зарегистрированное за Верховным судом Карачаево-Черкесской Республики, и запись об этом праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин