Дело №2-4740/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,
при секретаре Кузвесовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю», ОАО «Авиационное предприятие «Алтай» о понуждении к заключению договора,
У С Т А Н О В И Л:
Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее – ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю), ОАО «Авиационное предприятие «Алтай», в котором с учетом уточнений просил понудить ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» заключить с ОАО «Авиапредприятие «Алтай» договор на оказание охранных услуг путем патрулирования периметра международного аэропорта г. Барнаула нарядом полиции с использованием патрульного автомобиля, а также на оказание услуг реагирования путем экстренного выезда наряда полиции по сигналу «тревога».
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в международном аэропорту г. Барнаула была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы обеспечения авиационной безопасности. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай» заключен договор № на оказание охранных услуг, в соответствии с пунктами <данные изъяты> которого ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю взяло на себя обязательства по осуществлению охраны границ территории аэропорта путем патрулирования периметра нарядом полиции с использованием патрульного автомобиля, а также по оказанию услуг реагирования путем экстренного выезда наряда полиции по сигналу «тревога». Однако в соответствии с соглашением, заключенным между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай», договор на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ года между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай» заключен договор № об экстренном вызове нарядов полиции средствами тревожной сигнализации.
Согласно п. 1.1 указанного договора ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю берет на себя обязательства по осуществлению контроля за каналом передачи тревожного извещения из пункта централизованного наблюдения и экстренному направлению наряда полиции для принятия мер к задержанию лиц, создающих угрозу несанкционированного проникновения на территорию объекта путем преодоления, повреждения периметрового ограждения территории международного аэропорта «Барнаул», хищения, повреждения, уничтожения имущества ОАО «Авиапредприятие «Алтай», при получении на пульт централизованного наблюдения сигналов тревожного извещения.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 №42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» охрана границ территории международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции.
Определяющим в понятии охрана является обеспечение безопасности охраняемого объекта.
ОАО «Авиапредприятие «Алтай» как субъект транспортной инфраструктуры осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите аэровокзала на основании различных мер, в том числе, охранных. Таким образом, в силу закона охрана периметра международных аэропортов должна осуществляться путем непосредственного нахождения на указанных объектах транспортной инфраструктуры сотрудников подразделений охраны, обеспечивающих физическую защиту объекта. Установление кнопки экстренного вызова наряда полиции как средства технической защиты объекта подобную функцию не обеспечивает.
Одним из способов обеспечения безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (в аэропорту г. Барнаула) со стороны ОАО «Авиапредприятие «Алтай» является принятие мер по привлечению организаций и служб, обеспечение транспортной и авиационной безопасности на которые возложено законом.
Поскольку в силу п. 4 Постановления «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» исключительное правомочие по охране территории международного аэропорта принадлежит подразделениям вневедомственной охраны полиции, то ОАО «Авиапредприятие «Алтай» обязано принять меры по заключению договора с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» на оказание охранных услуг путем патрулирования периметра международного аэропорта г. Барнаул нарядом полиции с использованием патрульного автомобиля, а также на оказание услуг реагирования путем экстренного выезда наряда полиции по сигналу «тревога».
Поскольку в силу прямого указания закона на ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» возложена обязанность по охране территории международного аэропорта, то соответствующий договор на охрану является публичным, ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю не вправе отказать обратившемуся к нему авиапредприятию (ОАО «Авиапредприятие «Алтай») в заключении договора.
Учитывая, что обязанность по надлежащей охране международных аэропортов возложена на подразделения вневедомственной охраны полиции законодательством, в том числе Воздушным кодексом Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 №42, то не заключение договора между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай» на охрану границ территории аэропорта г. Барнаул путем патрулирования периметра нарядом полиции и оказания услуг реагирования путем экстренного выезда наряда полиции влечет за собой невыполнение сторонами обязанностей по обеспечению авиационной и транспортной безопасности, что может привести к причинению вреда неопределенному кругу лиц, а также интересам Российской Федерации. В связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор Казакова П.А. уточненные исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» по доверенности Капустян С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители ответчика ОАО «Авиационное предприятие «Алтай» по доверенностям Сергутов А.В., Алейкин В.И. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 12, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав граждан осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в том числе, в случае опасности причинения вреда, путем запрещения деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 83 Воздушного Кодекса Российской Федерации под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 №42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (пункт 1).
Согласно пунктам 3 и 4 указанных Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры. Охрана границ территории (периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов – подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; в отношении иных аэропортов – подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
Аналогичные положения содержит раздел V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 18.04.2008 №62, согласно которому охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации (пункт 53).
Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по предупреждению терроризма, в том числе на объектах транспорта (ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Объекты транспортной инфраструктуры – это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, аэродромы и аэропорты. Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, использующие объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства на законном основании (ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
Таким образом, действующим законодательством в сфере авиационной безопасности императивно установлено, что охрана периметра аэропорта, относящегося к международным, должна осуществляться подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации на основании возмездных договоров с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта. Доводы представителя ответчика ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю об обратном основаны на неверном толковании закона.
Как следует из материалов дела, Барнаульской транспортной прокуратурой в международном аэропорту г. Барнаула была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы обеспечения авиационной безопасности. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай» заключен договор №) на оказание охранных услуг, в соответствии с пп. <данные изъяты> которого ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю взяло на себя обязательства по осуществлению охраны границ территории международного аэропорта «Барнаул» им. Г.С. Титова путем патрулирования периметра нарядом полиции с использованием патрульного автомобиля, а также по оказанию услуг реагирования путем экстренного выезда наряда полиции по сигналу «тревога». Однако в соответствии с соглашением, заключенным между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай», договор на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай» заключен договор №) об экстренном вызове нарядов полиции средствами тревожной сигнализации. Согласно п. <данные изъяты> указанного договора ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю берет на себя обязательства по осуществлению контроля за каналом передачи тревожного извещения из пункта централизованного наблюдения и экстренному направлению наряда полиции для принятия мер к задержанию лиц, создающих угрозу несанкционированного проникновения на территорию объекта путем преодоления, повреждения периметрового ограждения территории международного аэропорта «Барнаул» им. Г.С. Титова, хищения, повреждения, уничтожения имущества ОАО «Авиапредприятие «Алтай», при получении на пульт централизованного наблюдения сигналов тревожного извещения. Срок оказания услуг – с ДД.ММ.ГГГГ (п. <данные изъяты> договора).
В силу п. 25 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции» на полицию возлагается обязанность по охране на договорной основе объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; по обеспечению оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.
Пунктом 10 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 №1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» предусмотрено, что международные аэропорты подлежат обязательной охране полицией.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Приказа Минтранса России от 28.11.2005 №142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» авиационная безопасность обеспечивается, в том числе органами внутренних дел.
Определяющим в понятии охрана является обеспечение безопасности охраняемого объекта. ОАО «Авиапредприятие «Алтай» как субъект транспортной инфраструктуры осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите аэровокзала на основании различных мер, в том числе, охранных.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 №40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» (далее – Требования), изданные во исполнение статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности».
В соответствии с п. 2 настоящего Приказа Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее – ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ).
Согласно п. 5.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.
Субъект также обязан обеспечить выполнение настоящих Требований силами собственных подразделений транспортной безопасности и/или путем привлечения сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в отношении досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц или материальных объектов, проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор транспортной безопасности ТС, а также их допуска на ТС в соответствии с установленным в отношении данного ТС уровнем безопасности и планом обеспечения транспортной безопасности (п. 5.38 Требований).
Таким образом, в силу закона охрана периметра международных аэропортов должна осуществляться путем непосредственного нахождения на указанных объектах транспортной инфраструктуры сотрудников подразделений охраны, обеспечивающих физическую защиту объекта. Вопреки доводам представителя ответчика ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю установление в аэропорту лишь кнопки экстренного вызова наряда полиции как средства технической защиты объекта подобную функцию не обеспечивает.
Одним из способов обеспечения безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (в международном аэропорт «Барнаул» им. Г.С. Титова) со стороны ОАО «Авиапредприятие «Алтай» является принятие мер по привлечению организаций и служб, обеспечение транспортной и авиационной безопасности на которые возложено законом.
Поскольку в силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 №42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» исключительное правомочие по охране территории международного аэропорта принадлежит подразделениям вневедомственной охраны полиции, то ОАО «Авиапредприятие «Алтай» обязано принять меры по заключению договора с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» на оказание охранных услуг путем патрулирования периметра международного аэропорта нарядом полиции.
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора.
Судом установлено, что на ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» возложена обязанность по охране территории международного аэропорта «Барнаул», поэтому соответствующий договор на охрану является публичным, в связи с чем ФГКУ УВО ГУ МВД по Алтайскому краю не вправе отказать обратившемуся к нему авиапредприятию (ОАО «Авиапредприятие «Алтай») в заключении такого договора.
Согласно ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Положение о заключении договора в обязательном порядке является исключением из общего правила о свободе договора, которое допускается, в том числе в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку статьей 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 №42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» закреплено, что охрана границ территории международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции, то в данном случае необходимо применение положений ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательном заключении договора между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай».
Не заключение договора между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю и ОАО «Авиапредприятие «Алтай» на охрану границ территории аэропорта г. Барнаула путем патрулирования периметра нарядом полиции и оказания услуг реагирования путем экстренного выезда наряда полиции влечет за собой невыполнение сторонами обязанностей по обеспечению авиационной и транспортной безопасности, что может привести к причинению вреда неопределенному кругу лиц, а также интересам Российской Федерации.
Таким образом, суд находит требования Барнаульского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению в части возложения на ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю обязанности заключить с ОАО «Авиапредприятие «Алтай» договор на оказание охранных услуг путем патрулирования периметра международного аэропорта «Барнаул» им. Г.С. Титова нарядом полиции. При этом суд не считает необходимым определить конкретный порядок такого патрулирования, как указывает прокурор в иске (с использованием патрульного автомобиля), поскольку стороны вправе самостоятельно определить его (порядок) в договоре исходя из конкретных обстоятельств с учетом возможностей каждой из сторон.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю срок исполнения вышеуказанной обязанности – в течение <данные изъяты> со дня вступления в законную силу настоящего решения, учитывая важность обеспечения авиационной и транспортной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «Авиационное предприятие «Алтай» обращалось с предложением к ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю заключить вышеуказанный договор, поэтому вина в действиях (бездействии) данного ответчика отсутствует, в связи с чем суд не возлагает на него какую-либо обязанность. К тому же требования к данному лицу прокурором в уточненном иске не заявлены.
Доводы представителя ответчика ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю о том, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.07.2015 №356 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказом МВД России от 15.07.2015 №760 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты МВД России» была уменьшена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (в Алтайском крае – на 589 единиц), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право на безопасность полетов авиационным транспортом не может ставиться в зависимость от данного обстоятельства, которое к тому же не является основанием для неисполнения либо ненадлежащего исполнения возложенных законом требований авиационной безопасности к аэропортам.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказывает прокурору, поскольку договор на оказание услуг реагирования путем экстренного выезда наряда полиции по сигналу «тревога» между ответчиками в настоящее время заключен (договор № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ФГКУ УВО ГУ МВД России по Алтайскому краю в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Барнаульского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» в течение <данные изъяты> со дня вступления в законную силу настоящего решения заключить с ОАО «Авиапредприятие «Алтай» договор на оказание охранных услуг путем патрулирования периметра международного аэропорта «Барнаул» им. Г. С. Титова нарядом полиции.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В. Тагильцев