ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4744/2012 от 07.12.2012 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-4744/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2012 года, г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Егорова Д.С.,

при секретаре Шипициной А.А., с участием:

помощника прокурора г. Перми Шлегерис Е.В., на основании служебного удостоверения ,

представителя заинтересованного лица Администрации г. Перми ФИО1, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Перми об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

заинтересованные лица: Администрация города Перми, Пермская городская Дума, УФАС по Пермскому краю,

У с т а н о в и л:

Прокурор горда Перми в интересах неопределенного круга лиц, в порядке Гл. 25 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, просит признать незаконным бездействие Администрации города Перми при исполнении полномочий по осуществлению муниципального контроля, выразившееся в непринятии административного регламента проведения проверок при осуществлении земельного контроля за проведением муниципальных лотерей.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что по результатам проверки исполнения требований федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, было установлено, что в нарушение положений п. 2 ч. 2 ст. 6 федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 35 ч. 1 ст. 16 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 18 ст. 59 Устава горда Перми, Администрацией города Перми не разработан и не принят отвечающий требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011г. № 373 «О разработке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены: Пермская городская Дума, УФАС по Пермскому краю /л.д.1/.

В судебном заседании помощник прокурора г. Перми Шлегерис Е.В. на требованиях прокурора настаивала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 с заявленными требованиям не согласна, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях относительно заявления, согласно которым Постановлением Администрации г. Перми от 28.01.2011 г. № 22 утвержден Перечень сведений о проведении муниципальной лотереи. Представляемых организатором и (или) оператором по требованию уполномоченного органа, который предоставляется в рамках контроля за проведением муниципальных лотерей по требованию уполномоченного органа. Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля на территории Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2012 г. № 383-п, который вступил в законную силу 11.06.2012 г. В настоящее время управлением по развитию потребительского рынка Администрации г. Перми дорабатывается проект административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, после чего проект будет согласован и принят в установленном порядке. Вместе с тем принятие административного регламента планируется после утверждения Пермской городской Думой Положения о муниципальном контроле, проект которого в настоящее время находится на стадии разработки, в связи с этим утверждение административного регламента возможно не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Представители заинтересованных лиц Пермской городской Думы, УФАС по Пермскому краю в судебное заседание не явились, представитель Пермской городской Думы просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лиц, изучив материалы дела, суд находит требования Прокурора г. Перми обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям

В соответствии с п. 4 ст. 2, п. 39 ст. 16, ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (п. 4 ст. 2).

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся в т.ч. осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей (п. 39 ст. 16).

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ч. 2 ст. 17.1).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 6, п. 7 ч. 2, ч. 4 ст. 14, п. 12 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль относятся в т.ч. разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 6).

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля (п. 7 ч. 2 ст. 14).

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности (ч. 4 ст. 14).

Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, должностное лицо органа государственного или муниципального контроля (надзора), обязано ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка (п. 12 ст. 18).

На основании п. 18 ст. 59 Устава г. Перми органом, уполномоченным за осуществление муниципального контроля является администрация г. Перми.

В соответствии с п. 1.3 Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2012 г. № 318-п, административные регламенты разрабатываются органами местного самоуправления, к сфере деятельности которых относится осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральным законом «от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки соблюдения законодательства регулирующего отношения в сфере муниципального контроля, прокуратурой города Перми были выявлены нарушения, выражающиеся в том, что в системе правового регулирования муниципального образования Пермский городской округ отсутствует административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

В связи с названными обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальном контроле /л.д.5/, в котором Прокурор г. Перми потребовал принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства путем подготовки проектов муниципальных правовых актов, устанавливающих полномочия соответствующих структурных подразделений администрации города, и внесения их на рассмотрение в Пермскую городскую Думу, а также разработки и утверждения муниципальных регламентов по осуществлению муниципального контроля.

По результатам рассмотрения представления прокурору г. Перми ДД.ММ.ГГГГ дан ответ /л.д.7-9/ о том, что выводы, изложенные в представлении в части, касающейся непринятия администрацией г. Перми правовых актов в сфере осуществления муниципального контроля, включая разработку проектов нормативных правовых актов г. Перми, утверждение административного регламента признаны частично обоснованными. В отношении муниципального контроля решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 211 «Об управлении по развитию потребительского рынка администрации города Перми» возложены на управление по развитию потребительского рынка администрации г. Перми.

Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем заинтересованных лиц (ст. 56 ГПК РФ), в муниципальном образовании Пермский городской округ отсутствует административный регламент осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, отвечающего, по своему содержанию, требованиям, установленным Порядком разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2012 г. № 318-п.

Вместе с тем, из приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов, поэтому непринятие заинтересованным лицом мер, направленных на разработку и принятие административного регламента, свидетельствует о незаконном бездействии Администрации города Перми и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

Доводы представителя заинтересованных лиц о том, что порядок осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей на территории муниципального образования город Пермь установлен Решением Пермской городской Думы № 211 от 12.09.2006 г., «Об управлении по развитию потребительского рынка администрации г. Перми», суд считает несостоятельными, поскольку данный нормативный акт регулирует иные правоотношения, не связанные с осуществлением деятельности по муниципальному контролю, по смыслу, придаваемому такой деятельности законом (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Кроме того, названный нормативный акт по своему содержанию, не отвечает требованиям, установленным Порядком разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2012 г. № 318-п.

По тем же основаниям суд находит несостоятельными доводы представителя заинтересованных лиц о том, что бездействия Администрации города Перми не допущено, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Главой города Перми в адрес Пермской городской Думы направлен проект решения Пермской городской Думы, об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей на территории города Перми. Названный проект правового акта местного самоуправления, также не отвечает по форме, содержанию и порядку (процедурам) разработки, Постановлению Правительства Пермского края от 01.06.2012 г. № 318-п.

Ссылку представителя заинтересованных лиц на то, что законом не установлен срок для разработки административного регламента осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, суд оценивает критически, поскольку считает, что возложенная законом обязанность, без указания конкретного срока ее исполнения, должна быть исполнена в разумные сроки.

Отсутствие муниципального регламента влечет за собой неопределенность правового регулирования соответствующих правоотношений, в т.ч. информировании о проведении контроля, последовательности процедур контроля, участия в мероприятиях по контролю граждан и юридических лиц, их правах при осуществлении контроля, порядке обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих контроль, и п.р.

С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что заинтересованными лицами не представлено каких либо доказательств, свидетельствующих о принятии надлежащих мер по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении контроля за проведением муниципальных лотерей, в т.ч. отвечающего требованиям установленным Постановлением Правительства края от 01.06.2012 года № 383-п, суд считает возможным признать незаконным бездействие Администрации города Перми, выражающееся в не принятии мер, в пределах установленной законом компетенции, по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, признавая заявление прокурора города Перми обоснованным, в качестве устранения допущенного нарушения прав и свобод граждан, а также препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод, суд считает необходимым обязать Администрацию города Перми, в пределах ее компетенции, принять меры по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

Понуждение к разработке и совершению действий, направленных на принятие нормативного акта, в данном случае, не означает вмешательство суда в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку необходимость разработки соответствующих административных регламентов обусловлена требованиями федерального закона от 26.12.08. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В оставшейся части требований прокурора города Перми, следует отказать, поскольку административный регламент, регулирующий отношения в сфере муниципального контроля, по своему статусу является муниципальным правовым актом (ст. 7 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»), который может быть принят населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Определение вида правового акта (решение, постановление, и п.р.), которым будет утвержден регламент, субъекта принятия (население, представительный или исполнительный орган местного самоуправления либо должностное лицо местного самоуправления), в силу законна определяется местным самоуправлением самостоятельно, в связи с чем, понуждение Администрации города Перми (исполнительного органа местного самоуправления) принять названный правовой акт, а также установление сроков для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей по разработке и принятию правового акта, является вмешательством в их компетенцию, что не соответствует положениям ст. 12 Конституции РФ, устанавливающим принцип самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Администрации города Перми, выражающееся в не принятии мер, в пределах установленной законом компетенции, по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

Обязать Администрацию города Перми устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан, в пределах ее компетенции, принять меры по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

В оставшейся части требований прокурора города Перми, отказать.

Решение суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: Егоров Д.С.