РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 10 августа 2023 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Денщик Е.А., при секретаре Налетовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Натальи Викторовны к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю об оспаривании результатов служебной проверки и дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Поповой Н.В. предъявила в суде иск к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о признании незаконными действий начальника отдела безопасности и руководителя ответчика, об оспаривании дисциплинарного взыскания и его отмене.
В обоснование требований указала на то, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности главного государственного налогового инспектора отдела внутреннего аудита. Приказом № 01-01-06/158к от 5 мая 2023 года на нее возложено дисциплинарной взыскание в виде замечания за нарушение запретов и требований к служебному поведению, установленных п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 10 ч.1 ст. 17, п.п. 4, 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», что выразилось в публичных высказываниях, суждениях и негативной оценке решения руководителя, неисполнении распоряжения руководителя, публикации ложных сведений и негативной оценке деятельности профсоюзной организации ответчика в социальной сети – в одной из групп мессенджера «Телеграм». Вместе с тем, публичной негативной оценки решению руководителя в отношении понуждения сотрудников заполнять справку о доходах в подпрограмме модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС) не допускала, решение руководителя в этой части не исполнила только после соблюдения процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», а публикация ее позиции относительно деятельности профсоюзной организации ответчика в мессенджере «Телеграм» носили субъективно-оценочный характер и ложных сведений не содержалиа. Указывая на то, что запретов и требований к служебному поведению государственного гражданского служащего не нарушала, просила признать незаконными действий начальника отдела безопасности ФИО6 и врио руководителя УФНС по Камчатскому краю ФИО7 по преследованию и назначению служебной проверки, приказ о наложении дисциплинарного взыскания от 5 мая 2023 года № 01-01-06/158к и отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания.
В судебном заседании Попова Н.В. отказалась от исковых требований в части признания незаконными действий начальника отдела безопасности ФИО6 и врио руководителя УФНС по Камчатскому краю ФИО7 по преследованию и назначению служебной проверки и отмены судом дисциплинарного взыскания. Соответствующим определением суда производство по делу в этой части прекращено (т. 2 л.д. 8, 10-16). В остальной части требование о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания № 01-01-06/158к от 5 мая 2023 года поддержала по основаниям, изложенным в иске, заявила также дополнительное требование о признании незаконным заключения служебной проверки № 02-32/5 от 5 мая 2023 года, которое было принято судом к производству в рамках данного спора (т. 2 л.д. 9-11). Пояснила, что ответчиком был нарушен порядок проведения служебной проверки, что выразилось в не ознакомлении ее с материалами служебной проверки и не истребовании у нее объяснений по факту публикации сведений и оценке деятельности профсоюзной организации ответчика в социальной сети. О вменении ей данного факта как дисциплинарного проступка ей стало известно только из приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и материалов гражданского дела. Профсоюзная организация ответчика не относится к субъектам п. 10 ч.1 ст. 17, п.п. 4 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Полагала, что выражение мнения о незаконности распоряжения руководителя в присутствии сотрудников управления свидетельствует об отсутствии признака публичного характера таких высказываний. Кроме того, выражая свое мнение она не преследовала каких-либо корыстных, негативных мотивов в целях причинения ущерба государственным или общественным интересам.
Представители Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю Тарануха В.Н., Кравченко Р.А. требования истца полагали необоснованными. Пояснили, что распоряжением № 02-001р от 23 января 2023 года в целях своевременного и качественного исполнения положений Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» на сотрудников Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю была возложена обязанность по заполнению справок о доходах в подпрограмме модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС) (п. 1.4 распоряжения). Подпрограмма модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС) – это ведомственная кадровая программа, в которой хранятся сведения в электронном виде. В ДКС заполняется справка о доходах наряду с программой «Справке БК». При дублировании сведений о доходах в двух программах служащий имеет возможность провести анализ своих ранее заполненных данных и в случае выявления ошибки уведомить об этом руководителя. Истица категорически отказалась выполнять данный пункт распоряжения, о чем неоднократно в негативной форме высказывалась в присутствии иных сотрудников управления в пределах служебного помещения (кабинетов). Каких-либо негативных последствий от данного отказа ни для истицы, ни для работодателя не наступило, кроме подрыва авторитета руководителя, который издал данное распоряжение. Сведения о доходах были сданы истицей своевременно в ркамках заполнения «Справка БК». Предметом оценки в рамках служебной проверки стали также ее негативные высказывания и оценка деятельности профсоюзной организации работодателя, что идет в разрез с запретами и ограничениями, установленными для поведения государственных гражданских Федеральным законом РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Сроки и порядок проведения служебной проверки, привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены.
Председатель первичной профсоюзной организации Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю Леуш Т.В. поддержала позицию представителей ответчика. Указала также на то, что истица являлась челом профсоюза в период с мая 2015 года по март 2021 года, после чего в добровольном порядке вышла из него. Изложенные ею суждения о деятельности профсоюзной организации в мессенджере «Телеграм» в публичном общем чате с 227 участниками носили ложный характер и не соответствовали действительности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года, служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В соответствие со ст. 57 данного Федерального закона, за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а – г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Согласно ст. 58 указанного Федерального закона, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
В соответствие с также п. 3 ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 15 данного Федерального закона гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона, связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.
Согласно п. 4, 13 ч. 1 ст. 18 данного Федерального закона гражданский служащий обязан обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций, а также не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, с 25 июня 1996 года Попова (Зиновьева) Наталья Викторовна состоит в трудовых отношениях с Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, в том числе с 14 декабря 2020 года в должности главного государственного налогового инспектора отдела внутреннего аудита (т. 1 л.д. 69-119).
Согласно п. 6 служебного контракта № 530 от 8 декабря 2020 года, гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом о государственной гражданской службе Российской Федерации и другими федеральными законами, соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и нести ответственность за их нарушение (т. 1 л.д. 120-124).
В соответствии с должностным регламентом, публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы не входит в должностные обязанности главного государственного налогового инспектора отдела внутреннего аудита Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (т. 1 л.д. 65-67).
В целях своевременного и качественного исполнения государственными гражданскими служащими обязанностей, предусмотренных статьями Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Федерального закона «О противодействии коррупции», Плана противодействия коррупции УФНС России по Камчатскому краю на 2021 - 2024 годы, временно исполняющим обязанности руководителя УФНС России по Камчатскому краю было издано распоряжение № 02-001р от 23 января 2023 года, согласно п. 1.4 которого на сотрудников Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю была возложена обязанность по заполнению справок о доходах в подпрограмме модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС) (т. 1 л.д. 15).
11 и 13 апреля 2023 года Попова Н.В. подала на имя руководителя управления уведомление о создании препятствий по предоставлению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год для государственных гражданских служащих Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, указав на то, что положения п. 1.4 распоряжения руководителя № 02-001р от 23 января 2023 года, предписывающее наравне с представлением справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на бумажном носителе (подготовленной с использованием программы Справка БК) заполнять справку о доходах в подпрограмме модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС), противоречат положениям действующего федерального законодательства, регулирующих спорные правоотношения (т. 1 л.д. 202-205).
По результатам рассмотрения данных уведомлений 17 апреля 2023 года начальником отдела безопасности по согласованию с начальником правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю было подготовлено заключение, утвержденное руководителем управления, об отсутствии правовых оснований для отмены или внесения изменений в распоряжение № 02-001р от 23 января 2023 года (т. 1 л.д. 212-215).
Ознакомившись с данным заключением, 17 и 19 апреля 2023 года истца подала на него письменные замечания, в которых повторно изложила свое несогласие и доводы о противоречии оспариваемого пункта распоряжения действующим нормам законодательства (т. 1 л.д. 215-216, 206).
14 и 27 апреля 2023 года Попова Н.В. обратилась в ФНС России с заявление о проверке законности вышеуказанного положения распоряжения руководителя, по результатам рассмотрения которых было даны разъяснения о том, что п. 1.4 распоряжение руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю № 02-001р от 23 января 2023 года содержит избыточные требования по предоставлению федеральными государственными гражданскими служащими справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (т. 1 л.д. 36).
Согласно служебной записки начальника отдела безопасности Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 18 апреля 2023 года, 13 апреля 2023 года Попова Н.В., находясь в служебном кабинете № 302 административного здания УФНС России по Камчатскому краю в присутствии начальника отдела внутреннего аудита ФИО10, специалиста 1 разряда отдела безопасности Семёновой О.В., главного специалиста-эксперта отдела безопасности ФИО11, главного специалиста-эксперта отдела безопасности ФИО12, начальника отдела безопасности ФИО6, государственного налогового инспектора отдела камерального контроля специальных налоговых режимов ФИО13 высказывала мнение о незаконности распоряжения руководителя № 02-001р от 23 января 2023 года в части п. 1.4.
Кроме того, 13 апреля 2023 года при представлении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год на бумажном носителе (подготовленной с использованием программы Справка БК) она отказалась исполнять указания пункта 1.4. данного распоряжения без объяснений каких-либо причин (т. 1 л.д. 127-128).
На основании данной служебной записки приказом №к от 19 апреля 2023 года в отношении Поповой Н.В. была инициирована служебная проверка, в рамках которой были опрошены вышеуказанные сотрудники Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, подтвердившие обстоятельства, изложенные в служебной записке начальника отдела безопасности (т. 1 л.д.133-144).
Кроме того, согласно объяснениям главного специалиста-эксперта отдела информационной безопасности Управления ФИО14, была установлено, что 19 апреля 2023 года в служебном кабинете № 218 административного здания УФНС России по Камчатскому краю в беседе с ним истица также высказала суждение о незаконности распоряжения руководителя № 02-001р от 23 января 2023 года в части п. 1.4, указав на то, что оно нарушает федеральное законодательство (т. 1 л.д. 145-146).
В ходе данной служебной проверки по результатам опроса председателя первичной профсоюзной организации Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю ФИО9 и участника группы «Чат Марафон развития» в мессенджере «Телеграм», было также установлено, что 11 апреля 2023 года Попова Н.В. допустила высказывая, содержавшие ложные сведения и негативную оценку деятельности некоммерческой общественной организации «Первичная профсоюзная организация УФНС России по Камчатскому краю», в частности опубликовав сообщения следующего содержания: «у нас профсоюз не решает никаких вопросов, кроме спортивных мероприятий», «профсоюзное собрание не проводилось более 5 лет, может больше», «голосование представителями противоречит закону профсоюзах и профсоюзной деятельности», «у нас, таким образом, председателя профкома выбрали, незаконно получается, на этом основании можно и госрегистрацию изменений о председателя оспорить и любую аттестацию с его участием», «а у нас и к голосованию людей не допускают» (т. 1 л.д. 149 -165).
Согласно объяснениям истца в ходе служебной проверки, обстоятельства отказа в выполнении п. 1.4 распоряжения руководителя № 02-001р от 23 января 2023 года она не отрицала, указав на его незаконность и противоречие ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года, согласно которой порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается только федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Публичный характер высказываний, суждений и негативной оценке решения руководителя отрицала (т. 1 л.д. 134).
Приказом № 01-01-06/158к от 5 мая 2023 года на нее было возложено дисциплинарной взыскание в виде замечания за нарушение запретов и требований к служебному поведению, установленных п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 10 ч.1 ст. 17, п.п. 4, 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», что выразилось в публичных высказываниях, суждениях и негативной оценке решения руководителя, неисполнении распоряжения руководителя, публикации ложных сведений и негативной оценке деятельности профсоюзной организации ответчика в социальной сети – в одной из групп мессенджера «Телеграм» (т. 1 л.д. 118).
Давая оценку обстоятельствам совершенного истцом поступка в виде неисполнения п. 1.4 распоряжением руководителя территориального органа федеральной налоговой службы № 02-001р от 23 января 2023 года, предписывавшего сотрудникам Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю обязанность по заполнению справок о доходах в подпрограмме модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС), суд принимает во внимание, что неисполнение распоряжения руководителя в этой части истцом не оспаривается.
Как пояснила истица в судебном заседании, решение руководителя в этой части является незаконным и противоречит ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года, согласно которой порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается только федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, распоряжение не было ею исполнено только после соблюдения процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», предписывающей при несогласии с незаконным указание руководителя в письменной форме с указанием положений законодательства, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, уведомить об этом руководителя и не выполнять его в случае получения от него подтверждения этого поручения.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Локальное внутреннее распоряжение руководителя территориального органа федеральной налоговой службы в части, регламентирующей порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих, к нормативно-правовым актам, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», не относится.
11 и 13 апреля 2023 года Попова Н.В. подала на имя руководителя управления уведомление о создании препятствий по предоставлению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год для государственных гражданских служащих Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, указав на то, что положения п. 1.4 распоряжения руководителя № 02-001р от 23 января 2023 года, предписывающее наравне с представлением справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на бумажном носителе (подготовленной с использованием программы Справка БК) заполнять справку о доходах в подпрограмме модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС), противоречат положениям действующего федерального законодательства, регулирующих спорные правоотношения (т. 1 л.д. 202-205).
По результатам рассмотрения данных уведомлений 17 апреля 2023 года начальником отдела безопасности по согласованию с начальником правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю было подготовлено заключение, утвержденное руководителем управления, об отсутствии правовых оснований для отмены или внесения изменений в распоряжение № 02-001р от 23 января 2023 года (т. 1 л.д. 212-215).
Ознакомившись с данным заключением, 17 и 19 апреля 2023 года истца подала на него письменные замечания, в которых повторно изложила свое несогласие и доводы о противоречии оспариваемого пункта распоряжения действующим нормам законодательства (т. 1 л.д. 215-216, 206).
14 и 27 апреля 2023 года Попова Н.В. обратилась в ФНС России с заявление о проверке законности вышеуказанного положения распоряжения руководителя, по результатам рассмотрения которых было даны разъяснения о том, что п. 1.4 распоряжение руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю № 02-001р от 23 января 2023 года содержит избыточные требования по предоставлению федеральными государственными гражданскими служащими справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (т. 1 л.д. 36).
18 июля 2023 года в ответ на обращение истицы ФНС России направило в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю письмо с поручением принять меры, направленные на устранение данного нарушения, в рамках исполнения которого в распоряжение № 02-001р от 23 января 2023 года были внесены изменения – п. 1.4 изложен в новой редакции рекомендательного характера «рекомендовать государственным гражданским служащим Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю проводить анализ на предмет наличия неполного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за предыдущий период с использованием программного модуля «Доходы и имущество» АИС «Кадры ФНС России» (ДКС) (т. 2 л.д. 4-7).
Учитывая установленные обстоятельства, в том числе несоответствие положений п. 1.4 распоряжение руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю № 02-001р от 23 января 2023 года действующему законодательству и последующую его отмену (изменение редакции с обязывающего указания на рекомендательный его характер), а также действия истца, направленные на выполнение положений ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности за невыполнение п. 1.4 данного распоряжения.
В качестве составляющей части дисциплинарного проступка истце также было вменено нарушение запретов, связанных с гражданской службой, установленных п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», что выразилось в публичных высказываниях, суждениях и негативной оценке решения руководителя среди сотрудников Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в пределах служебного помещения (кабинетов).
Не оспаривая факта того, что, находясь в служебном кабинетах № 302, № 218 административного здания УФНС России по Камчатскому краю в присутствии иных сотрудников управления она высказывала мнение о незаконности распоряжения руководителя № 02-001р от 23 января 2023 года в части п. 1.4, истица указала на отсутствие тем самым признака публичного характера таких высказываний, а также корыстных, негативных мотивов с ее стороны в целях причинения ущерба государственным или общественным интересам.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П от 30 июня 2011 года, п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом возможности обеспечения баланса конституционно значимых ценностей имеющимися правовыми средствами не может толковаться и применяться как запрещающий государственным гражданским служащим все без исключения публичные высказывания, суждения и оценки, связанные с деятельностью органов государственной власти, без учета их содержания и общественной значимости, мотивов, побудивших государственного служащего к публичному выступлению, затрагиваемых в нем проблем, соотношения причиненного ущерба для государственных или общественных интересов.
Не предполагает п. 10 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона и безусловного увольнения со службы в случае публичного выражения государственным гражданским служащим тех или иных мнений, суждений и оценок. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предоставляет государственному гражданскому служащему право на рассмотрение индивидуальных служебных споров и устанавливает гарантии реализации им права на судебную защиту. Следовательно, при оценке правомерности допущенных им публичных высказываний, суждений относительно деятельности государственных органов или должностных лиц, которой, как он полагает, нарушаются его права, должно приниматься во внимание, использовал ли государственный служащий иные допускаемые законом способы их защиты, в частности обращение в суд за разрешением соответствующего спора, а также эффективность последующего исполнения принятого по этому спору судебного постановления. В общей системе правового регулирования отношений государственной службы, специфика которой обусловливает особый правовой статус государственных служащих, обязывающий их, по общему правилу, к лояльности и сдержанности, нормативное положение п. 10 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона не может рассматриваться как содержащее абсолютный запрет на публичное выражение государственным служащим своего мнения, в том числе в средствах массовой информации, относительно деятельности органов государственной власти и как таковое не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает при оценке правомерности действий государственного служащего необходимость учета содержания публичного высказывания, суждения, оценки, его общественной значимости и мотивов, соотношение причиненного (могущего быть причиненным) ими ущерба для государственных или общественных интересов с ущербом, предотвращенным в результате соответствующих действий государственного служащего, наличие либо отсутствие возможности у государственного служащего защитить свои права или государственные либо общественные интересы, нарушение которых послужило поводом для его публичного выступления, иными предусмотренными законом способами и другие значимые обстоятельства.
Оценив установленные обстоятельства, с учетом вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, оснований согласиться с выводами служебной проверки в отношении истца о нарушении ею в сложившейся ситуации запретов, связанных с гражданской службой, установленных п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», путем публичных высказываний, суждений и оценки решения руководителя, у суда не имеется.
В данном случае квалификация действия истца была дана работодателем без учета содержания и общественной значимости высказанного суждения, мотивов, побудивших ее к публичной огласке своей позиции, затрагиваемых в ней проблем, соотношения причиненного ущерба для государственных или общественных интересов.
В спорной же ситуации, допущенные истицей высказывания в присутствии иных сотрудников управления, содержавшие правовую оценку распоряжения руководителя, были направлены на реализацию ею возможности защиты свои права и интересов, нарушение которых и послужило поводом для ее публичных суждений и не были обусловлены целью нанесения ущерба репутации и авторитету государственному органу и его руководителю.
Учитывая последующее признание п. 1.4 распоряжение избыточным требованием по предоставлению федеральными государственными гражданскими служащими справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, противоречащим действующему законодательству, суд не находит оснований для квалификации действий истца в этой части нарушением запретов, установленных п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
По результатам служебной проверки истице также было вменено нарушение требований к служебному поведению, установленных п.п. 4, 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», что выразилось в публикации ложных сведений и негативной оценке деятельности профсоюзной организации ответчика в социальной сети – в одной из групп мессенджера «Телеграм».
Как следует из материалов представленной суду служебной проверки, приказом № 01-01-06/126к от 19 апреля 2023 года руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю было принято решение о проведении служебной проверки в отношении Поповой Н.В. по фактам публичных высказывания, суждений и оценки о правомерности распоряжения № 02-001р от 23 января 2023 года, а также об отказе в выполнении его п. 1.4 (т.1 л.д. 129).
С данным приказом истица была ознакомлена 19 апреля 2023 года и 24 апреля 2023 года дала по вышеуказанным обстоятельствам письменные пояснения (т. 1 л.д. 129-130).
Вместе с тем, о том, что в рамках служебной проверке ей вменяется, помимо публичных высказывания о правомерности распоряжения руководителя и отказе в выполнении одного из его пунктов, также нарушение требований к служебному поведению в виде публикации сведений и оценки деятельности профсоюзной организации ответчика в социальной сети, истица уведомлена не была. В этой части каких-либо объяснений от нее затребовано не было.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истица также была привлечена к дисциплинарной ответственности с нарушением порядка проведения служебной проверки и применения дисциплинарного взыскания, поскольку до привлечения к ответственности у нее не были затребованы объяснения по всем фактам, положенным в основу квалификации вмененных нарушений, которые подлежали проверки и оценки в совокупности с иными установленными обстоятельствами, что указывает на незаконность заключения служебной проверки и приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности на основе ее выводов.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю является территориальным подразделением ФНС России – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов.
Учитывая его подведомственность, а также цели создания и выполнение функций в рамках компетенций и функций органа исполнительной власти, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поповой Натальи Викторовны к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю об оспаривании результатов служебной проверки и дисциплинарного взыскания удовлетворить.
Признать незаконными заключение служебной проверки № 02-32/5 от 5 мая 2023 года, приказ № 01-01-06/158к от 5 мая 2023 года о наложении дисциплинарного взыскания.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда подпись
Копия верна
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда Е.А. Денщик
Мотивированное решение составлено со дня окончания судебного разбирательства 17 августа 2023 года.