ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4747/18 от 17.10.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-4747/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

установил:

ГУ – УПФР РФ в городе-курорте Сочи Краснодарского края обратилось в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать с ответчика сумму необоснованно полученной компенсационной выплаты в размере 88000 рублей, а также компенсировать судебные расходы на оплату госпошлины в размере 2400 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчику как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, установлена компенсационная выплата. Однако в декабре 2017 года ООО «Стройпоставка» предоставила в ПФР сведения об ответчике, как о застрахованном лице, свидетельствующие о факте ее работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что явилось основанием для прекращения компенсационных выплат с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, по мнению истца, выплаты, произведенные ФИО1 в период ее работы в 2016 и 2017 годах, подлежат возврату в бюджет.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 на заявленных требованиях настаивала, пояснив, что, поскольку ответчик в момент обращения за компенсационной выплатой являлась генеральным директором организации, то есть осуществляла трудовую деятельность, о чем обязана была известить ПФР, то основания для начисления ей компенсационных выплат отсутствовали.

Ответчик в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагая, что законом предусмотрено такое основания для отказа в предоставлении компенсационных выплат как выполнение оплачиваемой работы. В то же время, по мнению ответчика, фактическое отсутствие заработной платы не позволяет квалифицировать ее деятельность в ООО «Стройпоставка» как оплачиваемую работу.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края с заявлением лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом (инвалидом с детства I группы), о назначении ежемесячной выплаты.

Решением ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 5500 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на период осуществления ухода.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, с апреля 2016 года по декабрь 2017 года включительно ФИО1 была застрахована в системе пенсионного страхования, страхователем выступило ООО «Стройпоставка».

Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 являлась директором ООО «Стройпоставка», после чего деятельность Общества была прекращена.

Вышеуказанные обстоятельства, как и факт получения ответчиком назначенной выплаты, не оспариваются сторонами.

На основании имеющихся сведений о трудоустройстве ответчика решением ГУ – УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная выплата, назначенная в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, была прекращена.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ч-92-08/145 в адрес ответчика направлено предложение внести на расчетный счет отделения ПФР по Краснодарскому краю денежные средства в размере 88 000 рублей, выплаченных в вышеуказанном порядке за период трудоустройства ФИО1 в ООО «Стройпоставка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 месяцев по 5 500 рублей).

Указанное требование истца суд находит обоснованным в связи со следующим.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. В пункте 3 Указа дано поручение Правительству Российской Федерации определить источники финансирования указанных выплат и порядок их осуществления.

Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации постановлением от 4 июня 2007 года № 343 утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Согласно п. 1 Правил, они определяют порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Правила изданы в соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, предусматривающим компенсационные выплаты исключительно для неработающих трудоспособных граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющими вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия), и не закрепляют право нетрудоспособных граждан на получение компенсационных выплат.

С 1 января 2013 года юридическим основанием для ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, является Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», при этом порядок и правила осуществления таких выплат также устанавливаются вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 ежемесячные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты), если такое лицо являются его родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка, установлены в размере 5500 рублей.

В соответствии с п. п. 2-5 Правил ежемесячная компенсационная выплата (далее - компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (далее - орган, осуществляющий выплату пенсии).

Подпунктом «д» пункта 9 Правил установлено, что осуществление компенсационной выплаты прекращается, в том числе, в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные впункте 9настоящих Правил. (п. 11 Правил)

Пунктом 10 Правил установлено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств надлежащего и своевременного извещения истца об изменении обстоятельств, являющихся существенными при решении вопросов о назначении ответчику ежемесячной компенсационной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы.

Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 5 ст. ст.26 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», часть десятая ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются гл. 60 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ч. 2 ст. 1102 ГК РФ).

В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Из системной взаимосвязи вышеуказанных норм следует, что взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», должно производиться с лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.

Доводы ответчика о том, что выплаченное ей пособие не подлежит возврату, поскольку фактически заработная плата ответчику по месту ее работы не выплачивалась, суд признает не состоятельными по следующим основаниям.

Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями статьи 37 Конституции Российской Федерации и охватывает в числе прочего ряд закрепленных данной статьей трудовых и социальных прав и гарантий, сопутствующих трудовым правоотношениям либо вытекающих из них. К их числу относятся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, а также право на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Кроме того, лицо, работающее по трудовому договору, имеет право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Доводы ответчика о том, что выплаченное ей пособие не подлежит возврату, поскольку с 2013 года по 2017 год ООО «Стройпоставка» не осуществляет экономическую деятельность, фактически заработная плата ответчику по месту ее работы не выплачивалась, суд признает не состоятельными по следующим основаниям.

Заключив трудовой договор с работодателем, физическое лицо приобретает правовой статус работника, содержание которого определяется положениями статьи 37 Конституции Российской Федерации и охватывает в числе прочего ряд закрепленных данной статьей трудовых и социальных прав и гарантий, сопутствующих трудовым правоотношениям либо вытекающих из них. К их числу относятся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы, а также право на отдых и гарантии установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Кроме того, лицо, работающее по трудовому договору, имеет право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

В период с 2013 по 2017 годы ответчик являлась директором Общества, из чего усматривается ее заинтересованность в сохранении трудовых отношений.

В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с абз. 7 ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе. (абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1)

Таким образом, в данном случае факт трудоустройства, подтвержденный надлежащими документами, сам по себе предполагает получение денежного вознаграждения.

Ответчик, зная о последствиях, которые влечет за собой ее трудоустройство, могла прекратить трудовые отношения с Обществом, однако не сделала этого.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, расчет суммы неосновательного обогащения судом проверен и также признан арифметически верным.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

Факт оплаты истцом государственной пошлины в размере 2840 рублей подтверждается платежным поручением от 14 мая 2018 № 251194, в связи с чем, данные денежные средства подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученных компенсационных выплат в сумме 88000 рублей – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу ГУ – УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края необоснованно выплаченные компенсационные выплаты в сумме 88 000 рублей и судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2840 рублей.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

судья Вергунова Е.М.